16+

Столица русской песни

Национальное достояние
Сам Фатьянов радовался хорошим песням своих друзей и часами слушал, наезжая на родимую сторону, напевы, разносившиеся с высоченных – за 70 метров! – гористых кряжей над Клязьмой. Не раз обращался поэт к родной речке с поклоном: “Клязьма-речка, подскажи словечко!”
Сейчас много говорят о засилье масс-культуры, оболванивании россиян. Фатьяновский фестиваль, который ежегодно проходит в Вязниках, можно смело назвать спасительным кругом русской песенной традиции. На родине Алексея Фатьянова шутят, что Вязники впереди всей России по культурному уровню. Потому, дескать, что хотя бы два летних дня в году они не смотрят ТВ, а слушают настоящие русские песни. Если бы так вся Россия поступала…
Город Героев
В музее русской песни XX века с успехом продается буклет “Вязники”. Благодаря бюджетным и спонсорским средствам вышла в свет книга “История Вязниковского края с древнейших времен до конца XX века” – итог 10-летнего труда историка школы №9 Алексея Лебедева.
С участием гостей Фатьяновского праздника на аллее Боевой Славы открыта звезда безвременно ушедшего Героя России, бывшего начальника облУВД Ивана Голубева – звезда уроженца Мстеры продолжила уникальный ряд имен героев-вязниковцев, которым посвящена аллея. Не случайно Вязники зовут в России городом Героев.
Поэт от Бога
Глава Вязников Евгений Виноградов сам нередко выходит на "Солнечную поляночку" и недурно поет народные песни – сам слышал в прошлом году. Евгений Михайлович, кстати, недавно удостоенный Почетного знака губернатора области “За доброту и милосердие”, не устает напоминать, что Алексей Фатьянов – единственный поэт, награжденный боевой наградой не только за бои, но и за песенное творчество… “Русской песни запевала и ее мастеровой” – так писал о Фатьянове его очень строгий в оценках собрат по поэтическому цеху Ярослав Смеляков.
Родом Алексей Иванович из деревни Малое Петрино. В конце 20-х годов семья Фатьяновых перебралась в Подмосковье. Будущий “русской песни запевала” стал студийцем театральной школы им.Попова при Центральном театре Красной Армии, играл в спектаклях. А в 1938-1939 годах уже гастролировал с театром по стране. С 1940 года Фатьянов служил в ансамбле Орловского военного округа. В те же годы начал много писать, публиковать первые очерки и стихи.
В июне 1941 года ансамбль оказался под Брянском. А тут – война. Первые же ее дни определили ратное место рядового Фатьянова. Помимо 2-3 ежедневных выступлений перед бойцами ему приходится писать злободневные, сатирические частушки и сценки, поэмы и песни.
Фатьянов не раз просил отпустить его на фронт. Но ему отказали. Впрочем, и отпускать-то было некуда: ансамбль и без того являлся фронтовым:
Свищут в поле просторном
Пули над головами.
Как становится тихо
У переднего края,
Вдоль окопов гвоздика
Лепестки расправляет.
Что ты брови насупил,
Боль души пересилив?
Дальше мы не отступим,
Дальше – сердце России.
Первое ранение при прорыве из вражеского кольца. Окружение, бесчисленные выступления на передовой, в том числе и в прославленной Панфиловской дивизии, требовали мужества и солдатской стойкости. Да и горечь поражений первого года войны вроде бы должна была ввергнуть Фатьянова в депрессию.

"Теркинский эффект"
Но вопреки всему с поэтом происходит то, что можно назвать “теркинским эффектом”. Из-под его пера выходят искрометные строки. На "Солнечной поляночке" нет горшего горя, чем то, как “черноглазая свела с ума”. Рождаются лихие строевые куплеты:
Даль сегодня прояснилась.
Ночь хорошие звезды зажгла.
Первой роте сегодня
Ты ночью приснилась,
А четвертая рота
Заснуть не могла.
Не умом даже, сердцем поймешь, почему его песни зазвучали по всем фронтам. Все в них ясно – кого надо защищать, с каким настроем идти в бой. После его песен кажется, что русские выигрывают войны только тогда, когда защищают свое и своих.
Композиторы
Со многими композиторами довелось работать Алексею Фатьянову. Но ни с кем он не написал столько бесценных для русского песен, как с Василием Соловьевым-Седым. Вот лишь некоторые из них:
– “Давно мы дома не были”,
– “Где ж ты, мой сад?”,
– “Потому что мы пилоты”,
– “Золотые огоньки”,
– “Друзья-однополчане”,
– “Поет гармонь над Вологдой”.
А впервые с текстами будущих песен Алексей Фатьянов подошел к 35-летнему композитору в парке Тополя города Чкаловска (Оренбург). С той поры и началось их сотрудничество. Что ни песня, то событие. Например, музыкальным символом Ленинграда, родного города Соловьева-Седого, и его радиопозывным стала написанная ими песня 1945 года “Наш город”:
Над Россиею –
Небо синее.
Небо синее
Над Невой.
В целом мире нет,
Нет красивее
Ленинграда моего.
А 1942 году в том же содружестве рождается одна из самых популярных на фронте и в тылу песен Великой Отечественной – “Соловьи”. Часто навещал Вязники первый исполнитель “Соловьев” Олег Чепель. Правда, волею судьбы оказался он в "ближнем зарубежье", на Украине, а значит, добираться ему из Донбасса на ежегодный Фатьяновский праздник стало труднее и накладнее.
Композиторский круг Фатьянова заметно расширяется. На его стихи пишут Мокроусов, Богословский, Блантер, Новиков, Хачатурян… Следуют заказы и на песни для спектаклей и многочисленных (около 20) кинофильмов. Но по-прежнему не печатают его стихов.

Быт
Угнетают и бытовые трудности: уже родились дочка Алена и сын Никита, а своего жилья все нет. Когда же вместо чужого угла все-таки появляется крыша над головой, небольшая квартирка на Первой Бородинской, то молодая хозяйка, Галина Николаевна, умудряется в короткий срок устроить самый уютный и хлебосольный дом в Москве.
Сбылась фатьяновская мечта:
Я явлюсь на порог,
Постучу в голубое окно.
Ты мне с яблоками
Испечешь пирог,
И мы выпьем за жизнь вино.
Только надежным семейным тылом можно объяснить настроение безграничного счастья и любви, которое пронизывает послевоенные стихи и песни Фатьянова.
Было и много заказных, под комедийных актеров писанных, с частушечным налетом песен:
– “На крылечке твоем”,
– “Хвастать, милая, не стану”,
– “Мы, друзья, перелетные птицы”,
– “Ромашка моя”.
Удивительно, но только с высоты сегодняшнего дня начинаешь понимать, что они все – шедевры сложнейшего жанра, в них ни грамма пошлости. Многие его стихотворения теперь уже напрямую несут посвящение жене Гале:
– “Цветок луговой”,
– “Ничего мне на свете не надо”,
– “Что не сбылось, то сбудется…”
В 1957 году на экраны вышел фильм “Дом, в котором я живу”. Именно он и особенно звучавшая в нем песня “За Рогожской заставой” послужили душевному взаимопониманию, а значит, и единению нескольких поколений Страны Советов. Скромная мелодрама на фоне великой войны обрела и незапланированный масштаб народной трагедии.

Навеки в памяти народной
У Алексея Ивановича было больное сердце. И оно не выдержало боли и перегрузок.
А вот песни Фатьянова продолжают жить. Народ давно уже признал их своими и порой даже не догадывается об авторстве. Они звучат по радио и ТВ, их поют в концертах, на встречах ветеранов и в застольях.
Их будут петь и впредь, пока живет на земле русский народ.

Виктор АЛЕХИН.
г.Владимир.

Просмотры: