звездопад

И девушка наша проходит в шинели

В эти дни страна отмечает юбилей Победы. В военных фильмах играли многие любимые нами артисты. В моем архиве сохранились воспоминания некоторых из популярных актрис того времени. Интересно, чем запомнилась им война, какое отражение она нашла в их творчестве?

Елена Кузьмина, народная артистка России ("Окраина", "У самого синего моря", "Секретная миссия", "Мечта" и др.):

– Утром 22 июня 1941 года я вернулась из Ленинграда в Москву простуженная, но счастливая: режиссер Владимир Петров утвердил меня на главную женскую роль в картине о французской революции "Певец из Лилля". Могла ли я в тот момент предположить, что мирная жизнь уже кончилась?

Как и другие, рыла окопы, дежурила во время налетов немецкой авиации на крыше дома.

А потом – Ташкент. Непостижимое для москвичей отсутствие светомаскировки, теплота и радушие узбекских кинематографистов.

Первый номер, который мы показали раненым в госпиталях, инсценировка Чехова, имел успех. Помню и пьесу "Жди меня" Симонова, в которой я играла Лизу. Тема верности и любви была одинаково нужна и тем, кого ждали, и тем, кто ждал.

В Ташкенте мы начали снимать фильм "Человек N 217". Ромм и Габрилович писали сценарий по подлинным документам. Они дали мне познакомиться с письмами из неволи. Их авторы – женщины, узницы фашистских концлагерей. Это были страшные письма. На клочках бумаги, на спичечных этикетках, они жгли руки… Я сыграла в этом фильме девушку Таню Крылову.

Закончили фильм мы уже в Москве. Снимали в павильоне, где от мороза разорвались батареи. Но не роптали, главное было одно: чтобы фильм принят и на фронте, и в тылу.

Премьера в Центральном доме кино прошла с большим успехом. Вышла на улицу, и ко мне кинулись две незнакомые женщины. Обнимая меня, со слезами на глазах спрашивали: "Как же ты все это вынесла, милая?" Такова была правда фильма.

Лидия Смирнова, народная артистка СССР ("Первая любовь", "Женитьба Бальзаминова", "Парень из нашего города", "Она защищает Родину"):

– Фильмы военных лет, наивные, горькие, они удивительно притягательны. Не только для тех, кто воевал, но и для молодых.

"Парень из нашего города". 1942 год. На экране – госпиталь. Настоящий. И раненые – истинные герои войны. Я сыграла в этом фильме роль актрисы Вари. Она поет бойцам песню "Жди меня".

Как и моя героиня, я тоже проводила мужа на фронт. Как и Варя, верила, что он вернется. В госпитале, где моя героиня встретила своего тяжело раненного мужа, я еще не знала, что мой муж уже погиб под Смоленском…

"Она защищает Родину". 1943 год. Я играла деревенскую девочку-партизанку Феньку. Моя героиня проще трагической Прасковьи Лукьяновой, блестяще исполненной Верой Марецкой в том же фильме, и характер у нее полегче. Воюет она самозабвенно, неистово хочет быть счастливой.

Как-то на одной из творческих встреч, где демонстрировались кадры из разных фильмов, в которых играла Смирнова, к ней подошел военный:

– Спасибо вам! Я сейчас словно вновь прожил свою жизнь. Вы, конечно, не помните о письме, которое один молодой солдат послал вам в 1943 году. Там говорилось, что после просмотра фильма "Она защищает Родину", так взволновавшего нас, мы решили заочно зачислить Феню к нам в часть и записывать на ее счет убитых гитлеровцев. Рады сообщить, что на счету Фени 18 убитых фашистов. Автором этого письма был я.

Разве можно было быть равнодушным к таким признаниям?

Антонина Максимова, заслуженная артистка России ("Петербургская ночь", "Тайна двух океанов", "Приходите завтра", "Суд чести", "Баллада о солдате" и др.):

– После ГИТИСа отработала один сезон в Саратовском театре – и началась война. Добровольцем еду на фронт. Радисткой. Попала на Северо-Западный фронт. Была там до 1943 года. Позже оказалась в Москве.

Играла разные роли – бытовые, комедийные, трагические. В фильме "Моряки" я спела песню, которая стала потом популярной – "Чайка смело пролетела" .

Одна из самых дорогих – роль матери Алеши Скворцова в "Балладе о солдате" Чухрая.

– Она так тонко и глубоко поняла роль, – говорил позже Чухрай, – что моя задача – не мешать ей, не нарушать ее представления об образе…

Екатерина Васильева, народная артистка России ( "Журналист", "Семейное счастье", "Двадцать лет без войны", "Обыкновенное чудо", "Соломенная шляпка" и т.д.):

– Война – боль и память всей страны, каждой семьи. Я родилась спустя три месяца после Победы и росла в атмосфере воспоминаний о войне. Мой отец воевал, моя мама совсем молоденькой служила в зенитных войсках. Но только став взрослой, я поняла, какое влияние оказали на мое мировоззрение книги, фильмы, спектакли, документы, семейные фотографии, рассказы близких о том времени. Я думаю, так естественно желание каждого из нас внести и свою лепту в память о тех, кто выстоял, кто спас Родину.

Свое участие в фильме "О тех, кого помню и люблю" я всегда буду вспоминать как счастье. Это фильм о войне, о женщинах на войне, об их героических и трагических судьбах. Сценарий Будимира Метальникова оказался по-настоящему талантливым, драматически насыщенным, глубоко волнующим. На таком материале не сфальшивишь, не солжешь, не спрячешься за формальное мастерство. Тут одного сопереживания мало, надо жить в кадре. Иначе тебе не поверят.

Мысли и чувства, которые неизбежно возникают, когда прикасаешься к военной теме, когда посвящаешь ей какой-то отрезок своей жизни, а каждый фильм – это ведь и кусочек жизни актера, выводят тебя из рамок обыденности, возвышают, облагораживают, ставят перед тобой множество вопросов: "А как бы ты сама? Смогла бы так, как твоя героиня? Выдержала бы? Не струсила? Смогла бы достойно встретить смерть?" То есть остро возникало знакомое всем актерам чувство близости к высокому душевному строю героя, а это, пожалуй, счастливейшее из ощущений.

Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике