"Личный номер" – современный фольклор про мудрого дурака?

Нам показалось интересным мнение корреспондента известной газеты. Так, журналист "Российской газеты" Валерий Кичин считает, что поставить задачу снять "патриотическое кино" можно, но нельзя ее выполнить: выйдет конъюнктурная поделка, которая никого не научит быть патриотом.

Это как если поставить задачу создать шедевр. Поэтому скажем так: авторы "Личного номера" сняли хороший жанровый фильм. С сильным героем, который способен на подвиг, чтобы отстоять свое доброе имя и своих близких. В новом российском кино, наконец, появились люди, осознавшие, что у нас сегодня война. Поэтому получилась картина, употреблю сомнительный термин, духоподъемная. Как духоподъемен любой фольклор, где дурак при ближайшем рассмотрении умный, а лежебока на самом деле Добрыня Никитич. Фольклор не врет, он просто знает, что люди в разных обстоятельствах разные, и все зависит от внутренней установки.

"Личный номер" дает установку на оптимизм и сплоченность с другими народами в войне с терроризмом. Он напоминает: мы по-прежнему живем в сильной стране с сильными людьми. И даже понимая обусловленную жанром чрезмерность наворота событий, в финале испытываешь восхищение его героем – нормальная реакция на нормальное кино.

Как в нормальном боевике, авторы легко жертвуют правдоподобием во имя динамичности и напряженности действия. Любой зритель знает, что в таком кино герой спасает человечество в самую последнюю секунду. Любой понимает, что такая концентрация катастроф на каждый эпизод фильма в реальности была бы чрезмерной. И никто в таком кино не испытывает потребности еще и еще раз переворачивать душу зрелищем человеческих страданий: заложники присутствуют как данность, обозначение всем очевидного бедствия, но не более. На уровне знака-штампа обозначена и "сладкая жизнь" воротил террористического бизнеса на их роскошных виллах с неземными красотками.

Идеологичность фильма вызовет неприятие многих критиков ленты. Хочется им напомнить, что в такой же мере идеологичен любой западный боевик, ставший классикой жанра. Ясная идеологичность – непременное условие массового кино, которое именно поэтому в лучших образцах становится кино патриотическим. То есть верящим в силы и разум своей страны. А так как страна в таких случаях устремляется к кинотеатрам и охотно платит деньги за подкрепление патриотической веры, то такое кино называют еще и коммерческим.

Сюжет

Террористы и олигархи объединились

В начале картины зритель видит две сюжетных линии: про опального олигарха Льва Покровского и его плане триумфального возвращения в Россию с помощью чеченских террористов и про майора Смолина, сбежавшего из чеченского плена благодаря западной журналистке. Дальше линии объединяются в одну захватывающую и остросюжетную. Террористы берут в заложники цирк. Среди зрителей оказывается дочка главного героя, майора Смолина. Да и журналистка поблизости. Вместе с ней и оказывается офицер в самолете. И цель у них одна – обезвредить бомбу и спасти мир.

отсебятина

Российские блокбастеры забились в ритме патриотизма

Дождались! Наконец на смену Брюсу Уилису – крепкому орешку и Пирсу Броснану – Джеймсу Бонду пришел наш Алексей Макаров. И это даже не брат Данила, крушащий всех "плохих" на своем пути, это настоящий русский герой-офицер. Фильм "Личный номер" произвел фурор среди молодежи. В кинотеатры подростки и школьники ходили толпами. Всем хотелось посмотреть на героя-одиночку русского образца.

Вдвойне интересно, что блокбастер основан на реальных событиях и с реальным героем. От себя хочется сказать, что эта отечественная лента удалась на славу. Никто не спорит, что налицо использование голливудских стереотипов. Но герой совершает подвиги, подчас непосильные человеку, в рамках российской действительности. И этим плюсом стоит гордиться. Больше не надо мечтать о Крепком орешке и агенте 007, который когда-нибудь доберется до нас и всех спасет. Брюс Уилис, Пирс Броснан и Шон Конери – это уже не образец для подражания. В центре внимания молодежи теперь свой герой, обаятельный и мужественный парень, майор Смолин. Только об одном сожалеешь. На протяжении всего фильма в голове упорно бьется мысль – почему же такого Лехи не было в "Норд-осте", быть может, тогда многие бы остались живы.

На интернетных форумах не утихают разговоры и споры вокруг блокбастера "Личный номер". Обсуждаются затраты и доходы фильма, сравнивают его с другими новинками, в том числе и с "Турецким гамбитом". Пресса же продолжает писать критические заметки, оценивать режиссерскую работу, считать продюсерский вклад в картину и рассуждать о патриотизме и его месте в фильме.

7 или 30 лимонов – вот вопрос

Боевик "Личный номер" вышел на экраны 4 декабря 2004 года. Режиссером стал Евгений Лаврентьев. В главных ролях играли Алексей Макаров, Луиз Ломбард, Юрий Цурило, Вячеслав Разбегаев, Егор Пазенко, Виктор Вержбицкий, Мария Голубкина, Рамиль Сабитов.

Над картиной работала международная съемочная группа, включая оператора из Великобритании Станислава Радвански. Ради съемок эпизодов в "горячих точках" съемочная группа провела несколько недель на Кавказе, а затем в Италии. Бюджет фильма оценивается в семь миллионов долларов. В Европе же считают, что расходы дошли до 25-20 миллионов. И в этих подозрениях есть смысл. В съемках было задействовано восемь вертолетов, один из которых разбился, 6 БТР (один разрезан), 15 грузовиков (2 взорвано), 16 машин ДПС (6 разбито), 1 корабль специального назначения. Для создания спецэффектов специалисты взорвали 150 кг тротила.

Подготовила Мария СВЕТСКАЯ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике