Анатолий Лысенко:

Хочу создать государственный канал хорошего настроения

На десятой, юбилейной церемонии вручения телевизионной премии "ТЭФИ" приз "За личный вклад в развитие Российского ТВ" был вручен Анатолию Лысенко. С ним наш корреспондент побеседовал в Академии Российского ТВ.

Глядишь, так и стал бы Лысенко рядовым советским инженером, если бы не институтская самодеятельность. Уж очень активно развлекались сами и развлекали публику будущие инженеры транспорта, не заметить их театра было нельзя. Во всяком случае, в молодежной редакции ЦТ их заметили и пригласили Лысенко участвовать в различных телепостановках на современные темы. Постепенно он втянулся в это новое дело, расширил сферу деятельности и стал подрабатывать в разных программах журналистом: репортажи со "строек века", очерки о людях труда и диспуты, которые были самым модным жанром времени "живого" эфира. Так продолжалось 12 лет, в течение которых Лысенко успевал еще и работать инженером. А в один прекрасный день свершилось главное, как считает сам Анатолий Григорьевич, событие в жизни – его взяли в штат ставшей уже родной "молодежки" редактором.

– Первым моим крупным деянием на этом посту было то, что я "зарезал" программу Ворошилова. Была у него такая постановка "Хиросима, любовь моя!", очень, кстати, хорошая, но я ее как посмотрел, так сразу понял, что если это показать, нас расформируют. Мы с Володей чуть не подрались тогда, а через несколько дней он подошел ко мне и предложил вместе делать программу "Аукцион". С тех пор и до последних дней его жизни мы дружили.

– Это, по-моему, было непросто…

– Знаете, мне довелось видеть его детские фотографии, так вот Володя там и кашу-то ест уже как мэтр. Но вообще-то он был нормальным человеком, только очень жестким в работе. Если взялся что-то сделать – должен сделать на "отлично" и никаких ссылок на нездоровье, настроение, семейные обстоятельства. Он ведь и к себе так же относился. Бог его знает, что нас объединяло. Я любил его разыгрывать, а он любил есть то, что я готовил.

– Насколько известно, вы розыгрыши не только на Ворошилове практиковали…

– (Смеется). Было дело… Раз я покойному Володе Соловьеву (ведущий популярной в 70-е годы программы "Это вы можете. – М.К.) два кирпича в портфель положил, но оказалось, он очень редко туда заглядывал. День ходит, второй, на третий день я не выдержал и попросил его показать какой-то документ. Он открыл портфель и спрашивает: "И сколько же времени я их носил?"

Однажды приятелю наклеили в пропуск женскую фотографию… Очень популярная шутка была: открутить часы на нашем 12-м этаже и сунуть их кому-нибудь в сумку – пусть потом объясняется по поводу хищения государственной собственности.

Однажды в редакции произошло настоящее ЧП. Соловьев отправился в круиз вокруг Европы, тогда это очень сложно было. Так мы ему каждый день радиограммы слали: "Встречаемся в Стамбуле на базаре в 2 часа дня". И подпись: "Брюки" или "Люблю, надеюсь, верю. Люба". В то время на каждом судне плавал человек, отвечающий за госбезопасность на конкретном корабле. Представляете, читает он телеграмму: "Блинопечная машина яблоки не перерабатывает…" Я даже не пойму сейчас, когда мы успевали работать.

В то время молодежная редакция ЦТ ежегодно выпускала новые программы: "КВН", "А ну-ка, девушки!", "Это вы можете", "От всей души", "А ну-ка, парни!" и еще кучу передач и документальных фильмов. Компания, по его мнению, была тогда подходящая – в то время работали: В.Леонтьева, В.Ворошилов, А.Масляков, К.Прошутинская, позже пришли А.Малкин и Э.Сагалаев. Просто "рассадник" будущих владельцев и руководителей самого высшего ранга нынешнего ТВ! Осветителем успел поработать в "молодежке" Иван Демидов, монтажером – Андрей Разбаш…

– Вы и сейчас встречаетесь с бывшими коллегами в "неформальной" обстановке. Но только теперь вы все стали начальниками и даже конкурентами. Это никак не отражается на дружбе?

– Конечно, все мы уже не те, что были. Знаете, меня очень интересует один вопрос: почему в молодости нам водки всегда не хватало, а сейчас она даже остается? Что же касается дружбы, то ведь у каждого свои "тараканы", и сейчас они наверняка увеличились в размерах, но мудрость, приобретенная с годами, позволяет их просто не замечать. Уже минут через пятнадцать после встречи мы вновь становимся друг для друга тем, чем были раньше.

– А как вам работалось с Сагалаевым?

– Он пришел в "молодежку" позже нас всех и близким человеком, конечно, не стал. Но знаем мы друг друга очень давно и очень хорошо, поэтому однозначно на ваш вопрос я ответить не могу.

Было время, когда Лысенко очень серьезно болел. Выздоровев, он взялся за создание "Российского телевидения". Многие помнят, сколько шуму было вокруг первого в стране альтернативного канала. Он организовывал, придумывал, утверждал, добивался. Вроде бы добился, и что же теперь?

– Я всегда говорил, что наше телевидение – самое лучшее в мире, оно эмоциональное в отличие от рассудочного западного. Посмотрите: те программы, которые являются копией иностранных, не приживаются они у нас, у них очень низкий рейтинг.

– А как же "Поле чудес", например?

– Это хорошее исключение, хотя, знаете, у нас давным-давно была подобная передача. Мы ее со Светой Жильцовой вели и называлась она "По горизонталям и вертикалям". Так вот, в последнее время меня не оставляет идея создать государственный канал хорошего настроения. Сейчас ведь у нас нет настоящего государственного телевидения, а должно быть! Мне кажется, люди устали от постоянного напоминания о тяжелом времени, в котором нам приходится жить, о сложном периоде перемен и так далее.

Несколько лет назад мы разрабатывали проект "РТР-фильм", целью которого было наполнить канал качественными сериалами отечественного производства с нашими великолепными актерами. Почему люди взахлеб смотрят сериалы? Да потому что это сказка с гарантированным хорошим концом. И этот жанр всегда был и будет самым популярным на ТВ в любой стране, независимо ни от каких перемен.

Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России.

Москва – Владимир.

Из досье "Призыва"

А.Лысенко родился 14 апреля 1937 года. Окончил МИИТ и аспиранту Всесоюзного заочного института инженеров транспорта (ВЗИИТ).

По окончании учебы (1960 г.) работал на Люблинском литейно-механическом заводе инженером, мастером участка, технологом, начальником планового отдела.

На ТВ с 1959 года: сначала как внештатный автор и ведущий молодежных программ; с 1968 года в штате Главной редакции программ для молодежи ЦТ. Автор и руководитель программы "Взгляд", лауреат Государственной премии СССР, академик Российского ТВ, лауреат нескольких "ТЭФИ".

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике