Роман Карцев:

"Мне до сих пор не хватает Ильченко"

Что приходит в голову при упоминании имени Романа Карцева? Тупой доцент и грузин Аваз, раки по три и по пять, еще нескончаемое количество текстов Михаила Жванецкого, озвученных любимым всей страной эстрадным артистом.

В сборном концерте в театре эстрады Карцев вновь читал Жванецкого. На бурные аплодисменты артист вышел… на руках. Зал взорвался аплодисментами, а я – желанием немедленно встретиться с артистом, за которым раньше такого не водилось.

– Скажите, Роман, а почему вы играете только Жванецкого? Ведь есть и другие авторы. Или все дело в родстве душ?

– Лучше никого нет. Мы пробовали, смотрели. Приносят, показывают материал, но играть нельзя. Родство душ, безусловно, здесь присутствует.

Да ведь Жванецкий своих текстов не прячет. Если попросить, я думаю, он любому артисту даст. Мало кто "берет". Это настоящая литература, ее трудно заучивать, там особый ритм. Я долго работаю над каждым номером, не говоря уж о спектакле. Мы с Мишей знакомы более сорока лет. Я хорошо его знаю, чувствую изнутри, но даже когда требуется просто внятно донести до зала его мысль, мне приходится прилагать много усилий.

– А других авторов включить в свой репертуар вас не тянет?

– Тянет, конечно, тянет. Я уже пробовал и опять с удовольствием почитал бы со сцены классиков: Чехова, Гоголя. Сильное искушение взять Салтыкова-Щедрина. Он как будто про нас писал. Все совпадает. Вообще, классика – благодатный материал, ее трудно "запороть". Чуть-чуть поднатужиться, – и Чехов уже будет интересен. Жванецкий, кстати, хорошо сочетается с Чеховым. Их можно в одной программе читать. Но народ на классику не пойдет. Тем более – в моем исполнении.

– Читайте для тех, кто пойдет.

– Наше искусство все-таки должно быть демократичным. Мы обязаны иметь успех и работать для всех, а не только для тех, кто понимает. Не опускаться до пошлости, но и оставаться доходчивыми.

– Вы – сформировавшийся мастер эстрады. Скажите, а сами вы следите за современной эстрадой?

– Следить особенно не за чем и не за кем. По пальцам можно пересчитать, и еще лишние останутся.

– Ваша знаменитая одесская троица возникла не на пустом месте. У вас был учитель, и какой!

– Мы последователи Райкина, но делаем в этом жанре свое дело. У нас другой стиль. Райкин – северянин, его воспитали Рига и Ленинград. Он тоньше, изысканнее, лиричнее. Наша манера – южная, одесско-итальянская, в ней больше юмора, пластики, импровизации. Такое ученичество, как наше, достается по великому везению. Я очень рад, что меня когда-то не приняли в эстрадную студию и не успели там ничему научить.

– Роман, мне кажется, в ваших миниатюрах сатира сдает позиции мягкому, даже философскому юмору.

– Сатира в чистом виде меня никогда не привлекала. Этим многие занимаются. Вот сейчас все скопом забавляются Жириновским. Такие вещи теряют актуальность через неделю.

Человеческие пороки – наглость, хитрость, зависть – никуда не уходят, но с течением времени видоизменяются. Улавливать эти изменения, говорить со сцены о новом качестве наглости, новом качестве зависти и значит, по-моему, быть актуальным.

– Вот уже много лет вы выступаете один, вам трудно работать одному?

– Морально трудно. Мне до сих пор не хватает Вити (Ильченко).. Мы дополняли друг друга.

– Много работаете, выступаете, и тем не менее вы не веселы.

– Я живу, как все, – тревогами и надеждами, в постоянном напряжении. Нет поводов веселиться. Сплошные потери – теряем друзей, теряем зрителей, теряем страну. Но надо жить.

– А как надо жить, посоветуйте?

– По-моему, следует больше заниматься своим делом и не впутываться в политические дрязги. Не наскакивать на соседа. Поддерживать в себе чувство собственного достоинства. Пожалуй, все.

На мой вопрос о литературных опытах Роман Карцев скромно ответил: "Что-то шкрябаю".

Михаил КОСТАКОВ.

Москва – Владимир.

Личное дело

Карцев (Кац) Роман Андреевич (Аншелевич) родился 20 мая 1939 года в Одессе. Народный артист России (1990 г.) Участвовал в самодеятельности. Окончил ГУЦЭИ, в 1972 – ГИТИС. В 1960 году познакомился со Жванецким, с 1963 года работал с В.Ильченко. Работали в Театре А.Райкина, затем в Одесском театре миниатюр. С 1979 года в Москве. Спектакли: "Избранное", "Моя Одесса", "Престарелый сорванец". Снялся в фильмах: "Небеса обетованные", Собачье сердце" и др.
Байки-шоу
Приехав в Одессу на очередную "Юморину", Карцев жил в люксе гостиницы "Красная". Он обратил внимание на хороший сервис. Но вот однажды он шел по коридору и услышал, как дежурная по этажу говорит горничной:
– Посмотри, вон идет наш артист Роман Карцев.
– Какой артист?
– Ну тот, что раки маленькие по три рубля, а большие по пять.
– Наш? Что же я ему каждый день полотенца меняю?! Я думала, он иностранец.
J J J
На Дерибасовской улице, узнав Карцева, одна женщина громко воскликнула:
– О!
– Что "О"? – спросил он.
– Ничего. "О" и все.
J J J
Отец Карцева был известным в Одессе футболистом, играл за сборную города. Когда Роман Андреевич гастролировал в Америке, к нему подошел старый еврей и сказал:
– Вы думаете, что вы артист. Нет – это ваш папа был артист.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике