Алексей Фатьянов: Клязьма-речка, подскажи словечко!

В нынешнем марте со дня рождения "владимирского Есенина" сравнялось 85 лет. Многие теперь считают его песни безымянно-народными

большие судьбы

Алексей Фатьянов: Клязьма-речка, подскажи словечко!

В нынешнем марте со дня рождения "владимирского Есенина" сравнялось 85 лет. Многие теперь считают его песни безымянно-народными

"Певец кабацкой меланхолии"

Фатьянов не был простачком из глухомани. Он хорошо знал поэзию начала ХХ века: Маяковский и Багрицкий, Сельвинский и Инбер, Асеев и Пастернак… Изучил футуризм, символизм, имажинизм, акмеизм, конструктивизм, и эти "чуждые" течения оказали влияние на его творчество. Фатьянов даже написал, в подражание Маяковскому, свое "Юбилейное", только обращенное не к Пушкину, а к самому "горлану-главарю".

Сегодня старый фильм "Большая жизнь" кажется гимном социализму, а в свое время по нему приняли разгромное постановление ЦК КПСС. Фатьянов, автор песни "Три года ты мне снилась", был особо отмечен ярлыком "певца кабацкой меланхолии". Почти так же когда-то клеймили его любимого поэта – Сергея Есенина. И только в 60-е годы Джоржи Марьянович получил всероссийскую любовь, спев "Три года…"

Поэт, родившийся 5 марта 1919 года во владимирской глубинке -деревне Малое Петрино (вошло в черту города Вязники), провел на нашей земле лишь первые годы жизни, меньше 10 лет. Но так много взял в детстве от захватывающей дух красоты здешних мест, что главные истоки песенно-поэтического дара Фатьянова долго искать не надо – они на Владимирщине:

Есть особенная нежность

К милым с детства нам местам,

Я за этот город снежный

Сердце, душу – всё отдам!

В конце 20-х семья Фатьяновых перебирается в Подмосковье. Будущий поэт поступает в театральную школу при Театре Красной Армии и в 1938-1939 годах уже гастролирует по стране. С 1940 года служит в ансамбле Орловского военного округа. Он ведущий концертных программ, самобытный чтец. Сам начинает много писать, публикует первые очерки и стихи в молодежной газете.

"Пули ищут буйну голову мою"

Война застала ансамбль под Брянском. Два-три раза на дню он выступает перед бойцами, пишет злободневные частушки и сценки, поэмы и песни. Безрезультатно просится на фронт. Впрочем, ансамбль и без того являлся фронтовым. Первое ранение Фатьянов получил при прорыве из вражеского кольца. "Мы в этот день в сердцах благословили одно-единственное слово – "месть", – напишет он позже.

Несмотря на горечь поражений первого года войны, из-под его пера выходят искрометные строки. Как будто и нет горя страшней, чем то, что "черноглазая свела с ума". Именно такие -любовно-шуточные песни оказались особенно нужны солдатам.

Став уже известным, Фатьянов по доносу был объявлен "врагом народа" и "искупал свою вину кровью", воюя в штрафном батальоне. Это случилось уже на изломе войны, когда поэт-песенник работал в Краснознаменном ансамбле песни и пляски имени Александрова. Он, желая доказать свою невиновность, рвется на передовую и в рядах штрафбата бьется за древнюю венгерскую столицу Секешефехервар. Фатьянов второй раз ранен и оправдан.

"Давно мы дома не были", "Где ж ты, мой сад?", "Потому что мы пилоты", "Золотые огоньки", "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", "Поет гармонь над Вологдой", "Дорога-дорога…" и "Соловьи" созданы вместе с композитором Василием Соловьевым-Седым. "На солнечной поляночке" была одна из их первых совместных работ. Композитор к тому времени уже написал популярные песни военных лет "Играй, мой баян" и знаменитый "Вечер на рейде". А 23-летний поэт только начинал свой творческий путь.

Говорят, что из всех военных песен Георгий Жуков любил только три – "Вставай, страна огромная!", "Враги сожгли родную хату" и -больше всех – фатьяновских "Соловьев", написанных в 42-м.

Что не сбывалось,
то сбылось

"Снятся бойцу карие глаза…", "Возвращусь, чтобы с веткой сирени бросить в руки твои – любовь", "Кровь к вискам бросается – до чего красавица", "Никакая на свете другая не заменит тебя вовек"… Именно такую девушку, о которой не раз писал, встретил Фатьянов в 46-м году.

Случайное знакомство в один момент решило жизнь знаменитого поэта и бывалого бойца. Почтительно придя к будущей теще свататься, на вопрос "А Галя согласна?", Фатьянов простодушно признался, что он и не спрашивал. Да и что спрашивать, когда слова для нее сами собой сложились в стихи: "Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною…" Алексею тогда было 27 лет, по тем временам он уже считался женихом староватым, наверное, потому и написал: "Что не сбылось, то сбудется. Когда уходит молодость, еще сильнее любится".

На его слова пишут Мокроусов, Богословский, Блантер, Новиков, Хачатурян, Жуковский, Бирюков… Следуют заказы и на песни для спектаклей и многочисленных (около 20) кинофильмов. Родились дочка Алена и сын Никита. В небольшой квартирке на Первой Бородинской молодая хозяйка устраивает едва ли не самый хлебосольный и открытый дом в Москве. Друзья прозвали его "Гостиница "Фатьяновская". Именно оттуда идет настроение безграничного счастья и любви, которое пронизывает послевоенные стихи и песни поэта: "Улыбнись мне, родная, отбросим все, что радость мешает встречать…", "Мне от глаз твоих красивых взгляд не отвести", "Легко ему шагается"… Было и много заказных, с частушечным налетом песен: "На крылечке твоем", "Хвастать, милая, не стану", "Мы, друзья, перелетные птицы", "Ромашка моя". Сегодня особенно понятно, что все они не "кабацкая лирика", а шедевры сложнейшего жанра, без грамма пошлости.

В 1957 году выходит фильм "Дом, в котором я живу" с песней Фатьянова "Тишина за Рогожской заставой…". Скромная мелодрама на фоне великой войны обрела масштаб народной трагедии. Фильм Марлена Хуциева "Весна на Заречной улице" вышел годом раньше. Обычно, стихи рождались у Фатьянова вместе с мотивом, и он напевал, насвистывал его композитору. Он был очень музыкален. Здесь получалось все наоборот: стихи "Когда весна придет, не знаю…" написались после музыки и очень непросто. Марлен Хуциев сказал: "Композитор и поэт сумели разглядеть самую душу фильма. Весь он в этой песне".

Жизнь длиною в 200 песен

Фронт, штрафной батальон, шельмование в ЦК, отказы в публикациях стихов "автора песенных текстов", бытовые сложности, обычное пьянство, ранимость души поэта и титанический труд, создавший невероятное (более 200!) количество песен, которые до сих пор поет вся страна – не прибавляли Фатьянову здоровья. А у него было очень больное сердце и в 40 лет оно не выдержало перегрузок.

Михаил ЯЗЫНИН.

Фото из архива редакции.

Фатьянов о Есенине:

Люблю его, проклятого!

С конструктором и поэтом Владимиром Томсеном поспорили о дне, когда Есенин написал свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…" Томсен показал книгу с датой 27 декабря 1925 года. А Фатьянов считал, что если поэт погиб 29 декабря, то и прощальный стих надо датировать этим числом. Потом, правда, сказал, что стихи могли быть написаны и на два дня раньше. Томсен попросил, чтобы он на титульном листе спорной книги что-нибудь написал в память о Есенине. Получился такой экспромт:

Бывают ночи осенние, бывают всякие ночи,

Но поэзия без Есенина весенней ночи короче.

Не разобрались мы в вопросе: 27-го или 29-го,

Но, честное слово, Володя Томсен, люблю я его, проклятого.

Фатьянов и друзья

Ему завидовал Твардовский

Родство талантов Фатьянова и Твардовского очевидно, да и в жизни они были друзьями. Жена Фатьянова вспоминала: "Если в восемь утра раздастся звонок в дверь, мы уже знали – это или молочница пришла или Твардовский". Сам поэт подтвердит это родство прямым свидетельством в поэме "Иван Бровкин": "Это я, ваш Ваня Бровкин, Васи Теркина родня!.." Твардовский, однако, в своем журнале "Новый мир" его не печатал. А и как-то, будучи навеселе, посетовал:

– Тебе, Алеша, хорошо – тебя всегда будут петь, а меня кто будет после смерти читать – позабудут.

"Русской песни запевала и ее мастеровой" – так охарактеризовал Алексея Фатьянова очень строгий в оценках Ярослав Смеляков.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике