После”Мастера и Маргариты” одним вызывали “скорую”, другим хотелось читать Евангелие

В минувшую пятницу во Дворце культуры завода "Точмаш" прошел спектакль "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова в постановке Романа Виктюка.

После"Мастера и Маргариты" одним вызывали "скорую", другим хотелось читать Евангелие

В минувшую пятницу во Дворце культуры завода "Точмаш" прошел спектакль "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова в постановке Романа Виктюка.

Перед спектаклем в фойе собралась респектабельная публика. Программки спектакля по цене 40 рублей шли "на ура!", пользовались спросом и диски с музыкой к спектаклям Романа Виктюка по 200 рублей каждый. В буфете вовсю "фуршетились" дамы и господа средних лет. Зрителей пригласили пройти в зал ровно за 5 минут до начала. Зал на 700 с лишним мест был заполнен до отказа.

Актеры готовились к спектаклю прямо за сценой, в гримерках. В одной из них мы застали за трапезой Дмитрия Бозина, исполнителя роли Воланда. Он наскоро ужинал (или обедал?) салатиком и фруктами. Маргарита (Елена Морозова) гримировалась. Стравинский (Фархад Махмудов) и Иван Бездомный (Александр Дзюба) что-то репетировали и тоже жевали.

Воланд охотно пошел на контакт и ответил на несколько вопросов.

– Дмитрий, что значит работа в этом спектакле для вас, актеров?

– Вы после спектакля сами себе на этот вопрос и ответите. Потому что говорить словами можно все что угодно. Я могу сказать, что очень люблю свою жену. Вы скажете, что все мужья так говорят. Я вам буду лет пять объяснять, что это для меня значит. А вы все равно не поймете. Либо вы верите в это, либо нет.

– Спектакль Романа Виктюка – больше о Булгакове и его жизни, или это переложение сюжета романа?

– Это то, внутри чего жил сам Булгаков, когда писал роман. Что он слышал за окном, по радио, о том, что автор все свое сознательное существование боготворил и боялся Иосифа Виссарионовича Сталина, ждал от него звонка, даже письма ему писал.

– Вы знаете, почему Роман Григорьевич обратился к этой теме сейчас, когда многие режиссеры кино и театра так или иначе обращаются к роману "Мастер и Маргарита"?

– Когда нельзя было ставить Булгакова в сталинскую эпоху, Роман Виктюк ставил спектакли. Потом стало можно и модно, и Роман Виктюк стал заниматься совсем другими вещами. А когда уже стало скучно на эту тему разговаривать, Роман Григорьевич сказал: "Я не досказал, дайте я еще чуть-чуть на эту тему поговорю, мне очень хочется". Здесь, в отличие от многих спектаклей Романа Виктюка, не так много мистики, не так много волшебных превращений, эта история немного про другое.

– Если спектакль о жизни автора, что здесь делает столько персонажей романа – культовая троица Бегемот, Азазелло и Коровьев, Гелла и Берлиоз?

– Все эти персонажи относятся к тому времени, в котором жил Булгаков. "Мастер и Маргарита" – это так или иначе лагерная история. Сухарики, которые летят в зал, телеги, вагоны, холодные пальто – из той эпохи. А есть чертовская сила, которая веселится, им радостно, им все равно, все в удовольствие – сталинская эпоха, не сталинская.

– Получается, что знаменитая троица присутствовала в жизни Булгакова?

– Она есть, но она почти не присутствует в спектакле. Есть люди, которые занимаются спортом, радуются жизни: "Не кочегары мы, не плотники"…

Есть Воланд, которого иногда и не поймешь – Воланд он, демон врубелевский, или демон лермонтовский. Он явно не вписывается в происходящее и я сам не вижу такой необходимости, честно говоря, хотя играть эту роль мне чертовски нравится.

– Мистика преследует?

– В этом спектакле не про мистику речь. А если с людьми? Вот приехал я к вам хромым. Так получилось – вчера на спектакле я повредил колено. Воланд же хромой. Судите сами, мистика ли это.

А потом был спектакль. Зрители и смеялись, и негодовали. Одна дама после сцены бала у Сатаны демонстративно встала с места, на весь зал возвестила: "Я хочу прочитать Евангелие!" и прошествовала к выходу. Еще одну даму под руки вывели из зала – ей стало плохо. Вызвали "скорую" и увезли…

А мнение большинства зрителей было единодушным: понравилось, хотя много непонятного. Ну что же, каждый пришел сюда за своим…

Ольга ЛЕОНОВА.

Фото автора.

г.Владимир.

Кстати

Первый раз спектакль "Мастер и Маргарита" 26 октября 2001 года увидели москвичи. После нескольких показов труппа театра Романа Виктюка побывала со спектаклем на Украине, в Германии, Израиле, США, России.

Мнения зрителей

Алексей и Галина Алтонены, руководители Американского Дома:

– Было очень интересно, поскольку от Виктюка всегда ждешь своеобразия. Оно очевидно. А то, что якобы обделили Булгакова, то его нельзя обделить, потому что каждый найдет что-то свое. Выдать Булгакова стопроцентно на сцене – это нереально и нет в этом смысла. Особенно это касается такого произведения, как "Мастер и Маргарита".

Екатерина Тягунова, Светлана Шарова, Сергей Погудин:

– Мы из колледжа культуры, пришли сюда с двойной задачей: посмотреть и потом проанализировать вместе с нашим педагогом. Думаю, нам будет, о чем поговорить. Очень понравилась игра актеров. В спектакле много приспособлений, которые можно назвать эпатажными по своей задумке. Много непонятностей в смысле некоторых ходов, действий. Первое впечатление неопределенное, надо осмыслить. Но у нас уже появилось желание перечитать роман Булгакова.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике