Кукловод в плену у кукол

За кулисами Владимирского театра кукол на одной из дверей прибита табличка "Комната отдыха кукол". Здесь живут около 300 персонажей почти 40 спектаклей.

Кукловод в плену у кукол

За кулисами Владимирского театра кукол на одной из дверей прибита табличка "Комната отдыха кукол". Здесь живут около 300 персонажей почти 40 спектаклей. "Расквартированы" они в строгом соответствии с драматургией – у каждой пьесы свой семейный круг.

Когда мой фотообъектив останавливался на какой-нибудь из этих компаний, я чувствовала осуждающие или призывные взгляды из других. Иногда даже казалось, что меня окликают и настойчиво предлагают познакомиться поближе.

– Эти артисты – народ особый, – с улыбкой говорят о своих партнерах-куклах актеры труппы. – Перед спектаклем бежишь к своему "персонажу". Надо заглянуть ему в глаза, поговорить с ним, убедиться, что он хорошо себя чувствует и готов к встрече со зрителем. За кулисами артист свою куклу всегда держит как ребенка, положив ее голову к себе на плечо. Причем мы делаем это непроизвольно – просто так к ним относимся. За плохое отношение кукла мстит: чуда оживления не происходит.

Если спектакль играют два состава, то после других рук кукла как-то меняется. Ее надо снова немного "приручить", настроить на свою волну. Бывает, кукла сама ведет роль. Наблюдаешь за ней и удивляешься: "Во, дает!" Но если ты во время спектакля вдруг отвлекся, работаешь механически, а мысли заняты чем-то своим, то кукла сразу становится безжизненной. Это видят и зрители, и партнеры.

Конечно, у таких артистов свои характеры. Вот кошечка из "Прыгающей принцессы": в антракт посадишь ее отдохнуть, а она всегда лапки сложит так кокетливо…

– Мы заметили, что у артистов и лица становятся похожи на тех кукол, с которыми они долго работают, – включается в разговор, пожалуй, самый большой в нашем театре авторитет в этом вопросе Галина Смоль. Она владеет искусством кукловода 30 лет и имеет высокое звание мастера сцены. – И способов самовыражения у кукол предостаточно! Вот у меня есть одна лошадка в арсенале, которая просто молча стоит на сцене 2 минуты, а народ все это время ухахатывается.

Приступая к роли, вглядываешься в "своего героя", изучаешь его характер. Как бы вбираешь его в себя, потом обогащаешь своими эмоциями и возвращаешь пережитое кукле. Всего себя отдаешь и скромно уходишь в тень. Без такого жертвоприношения в нашей профессии нельзя.

Зато награда в случае успеха самая дорогая – сопереживание в детских глазах. Из зала такой энергетический заряд получаешь, никаких допингов не надо! Неслучайно артисты-кукольники выглядят всегда моложе своих лет и живут долго.

Несколько кукол постоянно обитают в кабинете главного режиссера театра Владимира Миодушевского. Персонажам спектакля "Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем" уже более 90 лет. На пенсии и 76-летний китайский Мандарин.

– Я его спас от утилизации в Нижегородском театре кукол, теперь он – мой оберег и талисман, – рассказывает Владимир Георгиевич. – Когда здесь в гостях был Андрей Вознесенский, он буквально влюбился в Мандарина: расставаться с ним не хотел. Но даже известному поэту я не мог его подарить. Нам врозь нельзя.

Однажды после съемок на телевидении оставил его там ненадолго. Так места себе не находил, пока не вернул в кабинет.

Валерия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

г.Владимир.

Из истории
вопроса

– Название "марионетка" произошло от имени девы Марии. Считалось, что человек грешен и не может изображать святых. А потому библейские сюжеты показывали только с помощью кукол.

– Известное выражение Аристотеля "Золотая нить разума" тоже легко объясняют кукольники. В Греции руки и ноги марионеток приводились в движение с помощью серебрянных нитей. А к голове можно было прикреплять только золотую нить.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике