16+

Режиссер – это сваха

Режиссер – это сваха, считает главный режиссер Владимирского академического театра драмы, заслуженный деятель искусств России Алексей Бурков

Во Владимирском областном драматическом театре был аншлаг. При полном зале зрителей главреж театра Алексей Александрович Бурков отметил свое 55-летие истинно по-театральному – бенефисом, в котором участвовали почти все артисты труппы.

– Успех спектакля во многом зависит от верного распределения ролей. От того, насколько точно я угадаю психофизическое соответствие актера и роли.

Если удачно "сосватаю" артиста и автора пьесы, то результатом "счастливого брака" станет успешный спектакль, – признался Бурков в блиц-интервью во время своего бенефиса.

И хотя речь шла об общем принципе профессии, а не о конкретной постановке, 55-летие Алексей Бурков отметил именно "Женитьбой" Гоголя.

– Проблема женитьбы существует всегда. Во все времена были Подколесины, люди, которые панически боятся взять на себя ответственность за семью, за детей, за будущее. У этого "вечного типа" в любой момент должна быть наготове открытая форточка, чтобы была возможность сбежать в решающий момент, – обосновал бенефициант выбор пьесы.

Публика увидела пока лишь первый акт комедии. Премьера спектакля 16 января.

Второе отделение бенефиса стало уже не иносказательным диалогом художника со зрителями, а прямым. В роли дотошного зрителя выступил председатель Попечительского совета театра, проректор ВГПУ профессор Виктор Малыгин.

– Я подпитываюсь классикой, – признался юбиляр. – Театр – это звучащая литература. В том, как и что говорит герой пьесы, зашифрован некий смысл, который режиссер должен разгадать.

Но все гениальные задумки авторов останутся невоплощенными, если не будет Артиста. В театре все начинается с него и им заканчивается. Он главный, он оживляет мертвое пространство.

Многие артисты считают большой удачей, что судьба свела их с таким режиссером, как Алексей Бурков. Работу с ним относят к своим университетам.

А когда-то он сам выбрал экзотичную для паренька из сибирской деревни профессию артиста. Она давала уникальную возможность прожить много жизней, почувствовать разные состояния и эпохи.

После театрального факультета института культуры в Улан-Уде он 5 лет актерствовал. Яго в "Отелло", Ясон в "Медее", Освальд в "Привидениях"…

Но пришло желание ставить спектакли самому. Алексей Бурков поступил в аспирантуру Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, к Товстоногову:

– Он имел не только талант, но и глубокое знание грамматики профессии, – вспоминает Алексей Бурков. – Масштаб этой личности таков, что он даже внешне казался высоким, хотя роста был среднего. Мы были им покорены и невольно подражали.

Например, слово декорация, как и он, говорили через "э" – дэкорация. И как "Отче наш" усвоили главную заповедь мэтра БДТ: в искусстве надо идти своим путем.

После мастерской Товстоногова Бурков работал режиссером-стажером у таких известных мастеров, как Марк Захаров и Анатолий Эфрос. Как артист пробовался в кино. Но съемочный процесс оттолкнул суетой и бестолковщиной:

– Снимался я мало. Просто приятно было работать с друзьями, – вспоминает Алексей Александрович. – Последним был 2-серийный телефильм Бориса Халзанова "Нет чужой земли". Сыграл градоначальника местечка, куда сослали декабристов Бестужевых. Благодаря съемкам в детективе "Крик тишины" получил водительские права. Юрий Соломин играл следователя, а я свидетеля – водителя лесовоза. Пришлось сесть за руль – и это стало страстью на долгие годы.

Валерия СЕРГЕЕВА.

Фото Александра САБОВА.

г.Владимир.

Справка "Призыва"

– Среди спектаклей, поставленных Алексеем Бурковым, есть две оперы. За оперу "Ночь на рассвете" его особо благодарил Тихон Хренников.

С 1991 года Бурков – главный режиссер Владимирского драмтеатра. Среди почти 30 поставленных им тут спектаклей – "Смута", "Лев зимой", "Наследники", "Давным-давно", "О людях и мышах", "Дядя Ваня"…

Просмотры: