кумиры

Кавалергарда долгий век

Он почти не изменился с того времени, как был декабристом Анненковым. Свои 55 лет встретил в расцвете сил и таланта на сцене театра Маяковского. На спектакле "Женитьба" по Гоголю побывал наш корреспондент и побеседовал с юбиляром.

Личное дело

КОСТОЛЕВСКИЙ Игорь Матвеевич родился 10 сентября 1948 года в Москве. В 1967-1968 годах учился в Московском строительном институте. Окончил ГИТИС (1973). С 1973 – актер театра им. Маяковского. Лауреат премии Ленинского комсомола (1978 – за исполнение роли Евгения Столетова в сериале "И это все о нем"). Заслуженный артист РСФСР (1984). Народный артист РФ (1995).

РЕЙТИНГ

Лучшие фильмы Игоря Костолевского

– "Звезда пленительного счастья".

– "И это все о нем".

– "Безымянная звезда".

– "Гараж".

– "Тегеран-43".

– "По главной улице с оркестром".

– "Отпуск за свой счет".

– "Вечный муж".

– "Вход в лабиринт".

– "Игра воображения".

– "Квадрат"

– Игорь, вот уже много лет тянется шлейф двух "звезд" -"Звезды пленительного счастья" и "Безымянной звезды". Благодаря первой тебя признали романтическим героем-любовником, а после второй – застенчивым ангелом с добрыми глазами и мягкими ладонями…

– Но в "Вечном муже" Достоевского я совершеннейший эгоцентрист и неврастеник, меланхолик жуткий. Это доказывает, что во мне, как и в любом, намешано многое.

– Более 15 лет назад у нас был период всеобщего покаяния. Любой значимый в искусстве человек обязательно находил в своей творческой биографии повод покаяться. Как тебе сегодня нравится комсомольский вожак Женя Столетов из фильма "И это все о нем?"

– Публичное покаяние – ничто по сравнению с тем судом, который происходит внутри самого человека.

А уж каяться за то, что я сыграл? Я был искренним. Для меня эта картина всегда была в первую очередь романтической историей любви, а не жизненных трудностей комсомольского лидера.

– Как родители отнеслись к твоему поступлению на актерский факультет?

– Отец был в ужасе, но, поскольку я, учась в строительном институте, не сделал ни одного чертежа и не знал, что такое шрифт, он смирился. Отец хотел пойти в военкомат попросить, чтобы меня взяли в армию.

По счастью, а может, так распорядилась судьба, его поход не состоялся. Я думаю, отец до конца жизни жалел о моем выборе. Он часто говорил: "Сегодня успех, а завтра нет. А там (имея в виду строительный институт) всегда кусок хлеба".

Хотя ему было приятно видеть меня на экране и в театре. Мама в этом смысле больше меня поддерживала.

– Ты как-то признался, что стал актером из-за девушки, в которую был влюблен в юности. Вспоминал ее и благодарил за это?

– Не только благодарил, но и проклинал…

– Если были неудачи, виновата она, а если…

– Вовсе нет. Когда у меня неприятности, я виню только себя.

– А есть роли любимые?

– Я сыграл немного. Считая эпизоды, чуть больше 30 – это вместе, в театре и кино. А любимые? Кроме упомянутых в беседе раньше, мне нравится картина "Законный брак", "Вечный муж". Вот, пожалуй, и все.

– Раневская говорила, что для нее сцена – это "каторга в цветах". А для тебя?

– Для меня долго это была просто каторга. А сейчас я стал получать удовольствие от игры. Раньше у меня было жуткое состояние страха – боязнь сцены…

– Ты баловень судьбы?

– Да, мне везло. Было много людей и есть сейчас, помогающих мне в профессии. Но я сам делал и продолжаю делать себя. И за все расплачиваюсь по полной программе.

– Были поступки, за которые неудобно и неловко?

– Конечно. Даже стыдно. Но изменить ничего нельзя, потому что, совершая их, ты выбираешь определенный путь. Банально говорить, что платишь по счетам. Но только до того момента, пока сам с этим не сталкиваешься, и…

– …с тобой начинают поступать так же, ка делал ты?

– Да. И ты задаешь вопрос: "За что?" Так вот, вопрос задавать не надо, все очевидно.

– Ты работаешь в театре Маяковского 28 лет. В этой же труппе служит твоя жена, актриса Елена Романова. Вы встретились в театре?

– Мы познакомились на улице. Я торопился на репетицию и ловил такси. Впереди девушка пыталась взять машину раньше меня. Я попробовал объяснить ей, что страшно опаздываю, она ответила, что тоже спешит. В то время она работала в Театре сатиры. Все началось со скандала. Мы вместе 20 лет, у нас сын Алеша.

– Два актера в одной семье – это, наверное, непросто?

– По-всякому. Но мы стараемся дома не касаться театральных проблем.

– Ты, ну хотя бы в детстве, страдал? Звонил девочке и безнадежно молчал в трубку?

– Почему только в детстве? Я много страдал и в зрелые годы и сейчас продолжаю это делать.

Внешности никогда большого значения не придавал. Мне всегда казалось это не по-мужски. Неужели на вопрос "в чем секрет популярности?" я со скотской серьезностью должен отвечать, что я хорош собой. Я же не полный идиот. У меня жена красивая – это да, для женщины это замечательно.

– Сыну Алексею 20 лет, красивая жена. И все-таки…

– …Два года назад мы расстались. Я женился на французской актрисе Консуэло де Авиланд. Мы расписались в Москве. Из России уезжать не собираюсь.

– Появилось много талантливых артистов – другие времена, другие символы. Интерес зрителей к тебе не пропал?

– Не кокетничая: ничего не меняется. Честное слово, иногда меня даже удивляет это. Владимирцам желаю удачи и прекрасных встреч с нашим искусством!

Михаил КОСТАКОВ,
заслуженный работник
культуры России.

Фото из архива редакции.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике