Новая книга

Ода творцам

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова в своей новой книге "Суздаль. ХХ век" предлагает нам взглянуть на события, сотрясавшие последнее столетие ушедшего тысячелетия, сквозь призму хроникально-документального повествования о жизни маленького, тихого Суздаля.

Листаю со вкусом изданную книгу. Многочисленные фотографии, на которых навсегда остановились мгновения эпохи великого эксперимента. Развалины и руины истоков наших. Боль и отчаяние. Но с соседних фотографий смотрят спокойные лица тех, кто сумел сохранить миру уникальный шедевр города-музея.

Эмоциональное авторское повествование, дополненное сухим языком официальных документов, газетная хроника, дневниковые записи участников событий, воспоминания очевидцев создают ощущение сопричастности. В невольном поклоне склоняешь голову перед первым директором суздальского музея Василием Ивановичем Романовским и его преемником, реставратором от Бога Алексеем Дмитриевичем Варгановым. Какой же должна быть вера в разумное, доброе, вечное, чтобы не впасть в отчаяние, не поддаться всеобщему психозу разрушения?

"Суздаль. ХХ век" – кладезь новых, доселе неизвестных документов и фактов не только времен революции и войны, но и эпохи приватизации, возвращения церковных святынь епархии. На примере хорошо знакомого городка начинаешь понимать масштабы трагедии, разыгравшейся в прошлом веке в нашей стране. Если такое творилось в крошечном Суздале, то в какую же пропасть должна была рухнуть великая империя?

Документы, факты, фотографии. Уничтожили, вывезли, конфисковали, разрушили. В полуразрушенных храмах без крестов – концлагеря, казармы, политизоляторы, конюшни, склады, очаги культуры, секретные лаборатории. Кажется, с ума можно сойти от дикости и варварства.

И все же, закрывая последнюю страницу книги, в душе нет чувства безысходности. Перед глазами чередой проходят светлые лица тех, кто, несмотря на все тяготы и лишения, все эти десятилетия сохранял, по крупицам восстанавливал, возвращал нам утраченное величие, нашу гордость и святыни. Алиса Ивановна называет их поименно, начиная с ведущих музейных работников, известных реставраторов до простых рабочих.

Уже 40 лет судьба Алисы Ивановны Аксеновой неразрывно связана с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. За эти годы пройдет долгий и трудный путь от небольшого, мало кому известного музея до особо ценного объекта культурного наследия России. Таких городов-музеев, как Суздаль, на нашей планете всего четыре. Полюбоваться им едут со всех концов света. "Но даже в самые трудные времена, – говорит Алиса Ивановна, – когда музей мог рассчитывать исключительно на собственные силы, за внешним блеском никто никогда не видел нашей нищеты. Мы всегда были аккуратно заштопаны". Какими усилиями это давалось, знают только сотрудники музея.

А директор музея-заповедника А. Аксенова ставит перед руководством города и области все новые и новые цели, задачи. И порой сокрушается, что требования ее остаются гласом вопиющего в пустыне. Но это уже история ХХl века.

Валентина КНЯЗЬКОВА.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике