МЕСТНЫЕ КУМИРЫ

Танины шпалеры

Во Владимире возникла школа художественного текстиля на базе мастерской Татьяны Гребневой

Татьяна ткет лучшие гобелены в Европе

Подобному заявлению нужны доказательства. Перейдем к фактам. Дипломную работу Татьяны Гребневой – гобелен "Россия, Русь, храни себя, храни!" приобрел Владимиро-Суздальский музей-заповедник, поспорив за нее с самой Академией художеств. Та желала иметь выдающуюся студенческую работу в своей коллекции. Но академики сами назначили за полотно такую высокую цену, что не смогли ее собрать. К счастью, для владимирцев нужные средства отыскал музей-заповедник. Теперь гобелен "Россия, Русь, храни себя, храни!" можно видеть в Палатах. В планах музея было приобретение еще одной работы Татьяны Гребневой "Снег в городе".

Другой пример. Хозяева старинного московского особняка заказали ей гобелен для ниши в стене. Заказчица рассказала, как искали подходящий вариант. Ездили в Бельгию, в фирмы, известные своими художественными полотнами. Но мастера не выполняли современных сюжетов, а лишь работали по фрагментам известных картин. И ткачество у них было машинное. Оно не устроило москвичей. Вернулись домой расстроенные.

В это время в Манеже российские художники устроили грандиозную выставку. В зале прикладного искусства и обнаружили наши герои Танины шпалеры (то же, что гобелены. – С.А.). Они уже не сомневались, что будут искать автора и закажут именно ему ручную работу.

Картину, по которой собиралась ткать новый гобелен, Татьяна назвала "У истока". Заказчики пришли от сюжета в восторг. Отсыпали они нашей землячке долларовый аванс на нитки и стали ждать. Год ждали, два ждали. Но нетерпение их было велико. Вопросы "Когда же вы закончите?" и "Сколько еще ждать?" замучили художницу, лишили мудрого созерцательного спокойствия. Она поняла, что не хочет торопиться, что будет ткать свое полотно, сколько потребуется. Ей легче было расторгнуть договор с москвичами, чем схалтурить.

Те ее наказали. Пришлось вернуть аванс, а сверх него, в такой же сумме, уплатить неустойку. Залезла Татьяна в большие долги, но чувствует себя с той минуты лучше. Друзья при встрече теперь непременно шутят, спрашивают, как продвигается главное дело ее жизни. Она счастливо улыбается, хотя ткется ее ковер по два сантиметра в день. И не по всей ширине, а на квадратике сантиметров в двадцать-тридцать. Если деталь, особенно в фигурах людей, не получилась, она переделает и два, и три раза, но не отступится ни в линии, ни в узоре, ни в колорите цвета.

Слово
о подмастерьях

– Читая книги о мастерах, – рассказывает Татьяна Вячеславовна, – я удивлялась тому, что иные могли выполнить за год два-три гобелена. Мучилась вопросом, как такое может состояться, никакого здоровья не хватит. Теперь знаю, у каждого были подмастерья.

– Почему бы и вам не заиметь таких помощников? – интересуюсь у Татьяны Вячеславовны.

– Не заведено такое в России, но со временем станет правилом, что начинающий художник будет ставить руку в мастерской Учителя-Мастера.

Татьяна объединяет сегодня художников по текстилю во Владимире. Есть мастерская Татьяны Гребневой. Она собрала двадцать шесть человек. Все они выпускницы худграфа госпедуниверситета и дипломницы старшего преподавателя, члена Союза художников России Татьяны Гребневой.

Некоторые из них уже сегодня называют себя подмастерьями Татьяны Гребневой. Но значение у слова иное, чем в старину. Они не помогают мастеру в его работах. Это невозможно, хотя учитель рискнул, доверив ученицам протянуть десяток-другой нитей через полотно гобелена "У истока". Поняли девчата, что не могут показать тот же класс, что учитель, и рискуют вещь испортить.

Но они созидательно участвуют в воплощении идей Мастера. И сегодня у них с Татьяной Вячеславовной много интересных общих заказов.

Например, совместно с ней расписывали занавес для фольклорного ансамбля "Русь". Много дней и вечеров сидели они над заказом, а когда закончили работу, артисты пригласили их на свой концерт. Художниц посадили в первый ряд, о чем они специально просили. Никто не знал, что в эти часы оценивали не только искусство мастеров на сцене, но и свою собственную работу. Как только закрывался занавес, "зрительницы" все внимание переключали на него. Определяли, все ли выполнено так, как задумывалось. Остались довольны.

Талант
и поклонницы

Люди давно научились украшать тканями свое жилище и одежду. Но технократический век все решительнее вытесняет из жизни человека рукотворные произведения, согретые теплом человеческой души, неповторимые и одухотворенные. Кто-то должен их возродить.

Запомнился ее вывод о том, что волшебство процесса создания рукотворного полотна завораживает, а благородство и красота материала привлекают и очаровывают мастера. Из линий, пятен, фактур и красок на глазах его рождается чудо – художественное произведение.

У Татьяны Гребневой после выставки в Манеже появилась выделяющаяся из ряда поклонников ценительница ее таланта. Одна москвичка несколько недель потратила на то, чтобы разыскать Татьяну. Приехала во Владимир, чтобы уговорить ее продать одну из выставочных работ. Уговорила, но с условием, что, когда нужно, гобелен будет возвращаться Мастеру для участия в выставках.

В каталоге областной выставки "Нить Ариадны", устроенной мастерской Татьяны Гребневой, были представлены гобелен, роспись по ткани, текстильная пластика, костюм. Кстати, мы узнали, что национальный русский льняной костюм Татьяна ткала целых три года.

Светлана
АЛЕКСАНДРОВА.

Фото Рудольфа Новикова.

Их кредо

В буклете выставки мастерицы написали: "И только Великая Любовь к материалу и ремеслу, как путеводная нить Ариадны, проведет нас к высотам творчества, к пониманию ответственной миссии художника в современном мире".

Татьяна Гребнева в этом плане – кумир для своих учеников. Она не умеет работать просто "на выгоду", на карман. И ее девчонки трудятся прежде всего на идею. Многие хотят продолжить обучение в академиях, аспирантурах университетов. Но только попозже. Юные мастерицы заявляют Татьяне Вячеславовне одно:

– Больше всего мы хотим учиться у вас.

Они знают, что настоящим мастером за учебной партой стать невозможно.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике