27 августа – день кино

Подвижники важнейшего из искусств

Кино во Владимирской области пользуется особой заботой: если в огромной Омской области насчитывается всего 266 киноустановок, в Орловской – 93, а в Ленинградской всего 36, то во Владимирской – 29 городских и около 200 сельских.

Директор Владимирского областного государственного учреждения культуры "Владимиркиновидеосервис" Александр Алексеевич Антонов во многом связывает наши успехи с деятельностью председателя комитета по культуре обладминистрации В.Балахтина.

Сегодня отечественное кино держится только за счет подвижничества энтузиастов: работать за идею готовы немногие. В этом смысле Владимирская область не исключение. Большинство работников отрасли имеют очень большой трудовой стаж. Сам А.Антонов отдал кино более 30 лет. Он отличник кинематографии СССР.

Сорок лет проработала начальник отдела ремонта и реставрации фильмофонда (он насчитывает около трех тысяч художественных, 1261 документальный и научно-популярный, 400 видеофильмов) Е.Муратова. Ей присвоено звание "Почетный кинематографист России".

В число лучших работников киносети и кинопроката области входят В.Спирова, мастер по ремонту и реставрации фильмофонда, В.Демаков, слесарь КИП, В.Хромова, директор киносети Ковровского района, и ее коллега из Гусь-Хрустального Г.Куриленко, Ю.Растворов, директор Александровского кинопроката, директор кинотеатра "Художественный" во Владимире Р.Сергеев и его главный инженер В.Мовчанюк и ряд других.

Достойно удивления, что ряды ветеранов – работников кино – активно пополняет молодежь. Только в 2002 году прошли обучение и повысили квалификацию более 30 киномехаников по всей области. И это несмотря на мизерные зарплаты, хроническое недофинансирование отрасли и постоянную нехватку средств на закупку новых фильмов. Всего 12 фильмов ежегодно хотелось бы запускать на экраны области А.Антонову, но каждый из них стоит от 75 до 100 тысяч рублей. Поэтому в 2002 году куплено всего три фильма: "Звезда", "Игра на вылет" и детское "Спартак и Калашников". Премьера последнего пройдет в рамках областной киноакции борьбы с детской беспризорностью (она пройдет с 1 сентября по октябрь 2002 года) "Помогите нам, люди!" Подобный фестиваль пройдет только во Владимирской области.

Детскому кино у нас уделяется особое внимание. Особенно хорошо работают с детьми киносети Гусь-Хрустального, Ковровского и Петушинского районов и города Владимира. За это главам названных городов и районов и работникам культуры и кино особый поклон А.Антонова.

Не обходят вниманием во Владимирской области и отечественное кино. С 1999 года "Владимиркиновидеосервис" приобретает только отечественные картины.

И все же учреждение культуры не ограничивается закупкой и прокатом фильмов. Оно оказывает всевозможные услуги киносети и кинопрокату: ремонтирует оборудование, оказывает сервисные услуги по его наладке и монтажу, обеспечивает запчастями, реставрирует и ремонтирует областной фильмофонд, занимается рекламой, организует фестивали и тематические показы. Специальная лаборатория следит за состоянием электрооборудования. Проводится замена экранов в кинотеатрах и клубах области. К концу года появится передвижная видеоустановка, способная проецировать изображение на большой экран.

Словом, во Владимирской области хорошо понимают, что кино – это не коммерция, а важное политическое дело. Чего порой не понимают на местах и закрывают сельские киноточки под предлогом нерентабельности.

В преддверии Дня кино (27 августа) А.Антонов поздравляет с грядущим праздником всех кинематографистов области и любителей кино. Желает им здоровья, творческих успехов и всего наилучшего. "Призыв" с удовольствием присоединяется к его поздравлениям.

Сергей ИВАНОВ.

Фото Рудольфа Новикова.

_______________

что смотрим?

ПОРАЖЕНИЕ…

Был у меня как-то разговор. С девушкой. Серьезной, образованной, целеустремленной. Звал я ее в киноклуб "Политехник", смотреть фильм Робера Брессона "Дневник сельского священника".

– Не пойду, – лениво щурилась она.

– Почему?

– Фильм старый.

– И что?

– Как что?! Это ж секонд хэнд!

Признаться, я не нашел что сказать. Стал расспрашивать. Выяснил, какое же кино "классное": а) то, которое "с пылу, с жару"; б) с престижной рекламой и фантастическими спецэффектами; в) показанное в зале с мягкими креслами, подставками для колы и поп-корна.

Девушка закончила университет. С красным дипломом. У нее престижная работа. Четкое расписание дня. Ей нравится быть современной. Ее окружают удобные и "прогрессивные" вещи. И люди вокруг – как хорошо отла-женные механизмы: не опаздывают, играют в теннис, любят чистоту и порядок. Это вовсе не ребята с золотыми печатками. Это другая порода.

Зачем им Брессон? Годар? Тавиани? Зачем Тарковский, Параджанов и Бюнуэль? Эти люди снимали нервное, трагическое и сложное кино. Они ныряли в бездну греха и поднимались к вершинам святости. Через них дышал хаос. Они поднимали темы, которые все равно не поднять – любовь, смерть, достоинство человека.

Но разве вокруг мало хаоса? Разве нет своих проблем, чтобы брать на себя еще и чужие? Задумываться – значит, мучаться, сомневаться. Зачем?

Приятно быть правильным. Ощущать, как пружинят в согласии мысли и тело. Хорошо стереть эмоции. Ведь они непредсказуемы: то – удовольствие, то – боль. Лучше быть стрелой, которая, не вихляя, летит в мишень: карьера – благополучие – спокойная совесть.

Неужели моя знакомая права?! Мы тонем, оставаясь на поверхности, живем, предпочитая не вникать, говорим, чтобы скрыть пустоту. И все это – ради стерильности и душевного равновесия. Репертуар "КиноМакса" эту благодать не спугнет. Море трупов, насилие, крики и взрывы – это же игра, легкое и безвредное щекотание нервов.

А кто идет в киноклуб?! Так: аутсайдеры, немощные критики бездуховности, любители старины и беглецы из "настоящего". Нет у них ни сюжета скоростного, как "Конкорд", ни блеска витрин фаст-фудов, ни публики, мо-бильной как телефон. Вообще странно, что еще есть эти люди. У них отняли кинотеатры, они побираются по домашним видеотекам. Им отвели резервацию на канале "Культура". И все-таки: Брессон вечен. Как Моцарт и Бах. А время "Атаки клонов" пройдет. Вот снимут кассу – и пройдет.

ТРИУМФ ЗАБЫТОГО КИНО

Конфликт массового и элитарного вечен. Его нельзя представить как вражду масс и аристократов духа. Конфликт – внутри каждого из нас. Элитарное – призывает к усилию мысли и напряжению чувств. Массовое – развлекает и успокаивает. Нужно и то, и другое. Проблема в том, что элитарного кино у нас в кинозалах днем с огнем не найти. Дело не кознях проката или кинотеатров. Им нужна рентабельность, прибыль. На "Рассекая волны" фон Триера по городу еле-еле наберется три-четыре сотни человек, на "Американский пирог" – тысячи. Только хоронить синема и склонять голову перед коммерческим ширпотребом рано. Есть любопытная тенденция.

В крупных городах, как грибы, растут киноклубы. В Екатеринбурге клуб "Посторонним в" бесперебойно поставляет авангардное, документальное, немое, анимационное кино. Спрос сумасшедший. В Рязани Саша Никитин реанимировал затихший было "Кинематограф". Оказалось, что публика повзрослела, наелась масскультом и потянулась к основам – Чаплину, Довженко, Бергману, Мурнау. Новосибирская "Сигма" нашла контакт с "Sony" и теперь возвращает экран Вере Хитиловой, Луи Малю, Душану Маковееву, Франсуа Трюффо. Даже в Костроме при педагогическом университете аспиранты создали киноклуб и устраивают теперь вечера с "Забриски пойнт" Антониони и арт-хаус-видео. Про Москву и вовсе молчу. Что говорить, если даже в Центральном доме предпринимателя в клубе "35 мм" круглосуточно (!) показывают элитарное кино, а в фойе работает кинобар, оформленный в стиле high tec.

А что будет с владимирским киноклубом "Политехник" ? Жить будет. На осень есть грант фонда "Точка опоры". Есть помощь муниципальных властей. Гостиница "Владимир" обещала дать денег на показы фильмов с кон-курса "Святая Анна". В клуб уже приезжали Марлен Хуциев, Вадим Абдрашитов, Лидия Боброва, Николай Лебедев. Лебедев приезжал никому не знакомый, с фильмом "Змеиный источник". Сейчас о его "Поклоннике" и "Звезде" пишут во всех газетах. И осенью будут гости. Будут, потому что их есть кому ждать.

Артем Марченков,
киноклуб "Политехник".

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике