Увеличение штрафов сделает наши дороги цивилизованнее

В этом убежден патриарх российской автожурналистики Юрий Гейко. На днях автор и ведущий популярной программы "Автоликбез" заглянул в студию "Авторадио-Владимир" и рассказал, почему ему жалко гаишников и из-за...

В этом убежден патриарх российской автожурналистики Юрий Гейко. На днях автор и ведущий популярной программы "Автоликбез" заглянул в студию "Авторадио-Владимир" и рассказал, почему ему жалко гаишников и из-за чего погиб российский актер Александр Дедюшко

– Юрий Васильевич, мы рады вас приветствовать на Владимирской земле.
– У меня при слове "Владимир" на душе тепло становится. В этом городе особая атмосфера. Очень люблю сюда приезжать, спасибо, что пригласили.
– Вас часто называют отцом автожурналистики. За преданность теме?
– Может быть. Я никогда не думал, что стану автожурналистом. Автомобильной темой я занялся в 1991 году. В то непростое время это была дополнительная возможность заработать гонорар.
– У вас за плечами две кругосветки:
– Я не очень хорошо отношусь к автопробегам – КПД их очень низкий. Как говорится, днем едем – вечером поддаем. Для человека это интересно. Для журналиста, когда надо ехать, смотреть и работать – это очень тяжело. Представьте, после того как ты проехал 1000 км в день, еще полночи надо писать, озвучить, передать в Москву – и снова собираться в дорогу. Временами мне казалось, что вот-вот и у меня "крыша съедет" от напряжения. Да и лет мне уже достаточно, тогда 2 года до пенсии оставалось.
– А для чего вам все это?
– На третий год моей работы на "Авторадио" я понял, что у меня есть аудитория. Я стал ездить по стране, видел проносившихся мимо дальнобоев, которые узнавали машины с нашим логотипом и приветствовали нас клаксонами. И я решил, что нужен людям, что они слушают меня. Родилось желание взять всю свою аудиторию с собой и провести ее по миру.
– Автопутешествия россиян как способ отдыха развивается?
– Это не массовое явление, но тенденции к развитию уже появились. В Европе вижу довольно много машин с российскими номерами. Большей популярностью среди наших соотечественников пользуются арендованные машины за границей.
– Если наш человек решил отправиться в Европу на своей машине, с чем ему придется столкнуться?
– Проблем на самом деле меньше, чем думают люди. Во-первых, никакого СО нигде не проверяют. Во-вторых, если вы едете на иномарке, то, пересекая российскую границу, вам придется пару часов подождать, пока Интерпол "пробьет" автомобиль на предмет угона. Главная проблема русских автотуристов – не забывать пропускать пешеходов на "зебре". Хочу рассказать одну историю, которая меня потрясла. После очередного 3-месячного европейского путешествия, где нет ничего ценнее человеческой жизни, я вернулся в Москву. Каково же было мое удивление, когда я на своей родной улице 7 минут не мог перейти дорогу по "зебре". Я ждал, пока проедут машины, ощущая огромное чувство унижения. За 3 месяца в Европе я отвык от того, что пешехода не уважают.
Если человек действительно хочет увидеть страну по-настоящему, а не только отели, музеи, пляжи и аэропорты, то автопутешествия – это как раз для него. Это совершенно другой уровень удовольствия. Я уверен, что человек, который хотя бы раз поедет на автомобиле даже по своей стране, уже никогда не сможет отказаться от этого.
– Человек, поездивший по Европе, меняется в плане вождения или, возвращаясь, начинает снова лихачить и забывает про пешеходов?
– Это абсолютно другие люди, они более цивилизованнее, терпимее на дорогах. Многие говорят о некоей "русской ментальности". Это миф. Те же самые люди, пересекая границу России, становятся шелковыми. Сейчас в Литве полицейские в основном – русские ребята, те самые, у которых ментальность и все такое. Так литовцы на них не нарадуются.
Если поставить человека в жесткие условия соблюдения закона, то он приспособится и будет его соблюдать. Демократия – это прежде всего диктатура закона. Это когда короля Швеции штрафуют за обгон колонны военных грузовиков или за неправильную парковку. К сожалению, у нас это будет еще нескоро.
– Интересно, когда сотрудники ГАИ, выезжая куда-то, естественно не на патрулирование, будут так же, как и остальные участники движения, соблюдать ПДД?
– Лет через семь. Медленно, но процесс идет. Мне жаль сотрудников ГАИ, особенно постовых. Государство ломает этих людей через коленку. Нельзя одинаково платить сотруднику ГАИ, который сидит в кабинете и работает с бумагами, а другой в любую погоду стоит на улице. Государство скоро придет к разрешению этой несправедливости.
– Одно ГАИ не решит проблему снижения смертности на дорогах.
– Справедливо. В нашей стране что-то начинает делаться только после указаний президента. Я убежден, что ежегодные отчеты о своей работе глава государства должен начинать со статистики ДТП за год, как это делается во всех странах Евросоюза. Еще 4 года назад я знал, что Саркози станет президентом Франции. Знаете, почему? В то время он был начальником МВД и жесткими мерами снизил смертность на дорогах Франции на 1/3, стал народным любимцем, а затем лидером правящей партии и, наконец, президентом. Если лидеру нашей страны удастся достичь подобных успехов, то никаких пиар-акций за бешеные деньги не надо. Такой человек обречен на популярность.
– Три года вы вообще не нарушаете ПДД. Что на вас нашло?
– Да, действительно. Три года назад было мое последнее правонарушение, довольно серьезное. Я пересек у своего же дома двойную сплошную. Меня остановила женщина-инспектор ГАИ, стала оформлять. Я начал суетиться, доставать свои книги, подписывать их, кому-то звонить. Короче, она меня оформила, у меня отобрали права. Спустя некоторое время я нашел эту женщину, извинился перед ней за все свои потуги отмазаться. С тех пор я ПДД принципиально не нарушаю.
Кроме этого, я не выкидываю из машины окурки, пустые пачки от сигарет, бумажки. У меня был случай в Америке. Уже заканчивая свое путешествие там, я накупил семье подарки, а мой знакомый, капитан дальнего плавания, говорит: "Знаешь, что я везу своим сыновьям в подарок?". Он разворачивает огромный целлофановый пакет, доверху наполненный окурками. Дело в том, что наш инструктор Джон сразу предупредил – если он увидит хоть один брошенный окурок, тут же посадит нас на вертолет и отошлет к чертовой матери. Нам ничего не оставалось, как прятать бычки в карманы на протяжении всего путешествия!
Вот как американцы любят свою страну. Так неужели мы любим свою страну меньше американцев?
– Юрий, вам есть, с чем сравнить. Как вам дороги Владимирской области?
– Федеральная трасса Москва-Нижний стала очень приличной дорогой. Многие дороги улучшаются. Например, дорога Москва-Питер, которую я раньше называл "700 километров национального позора". Сейчас позора осталось всего 70 км. Все меняется пока к лучшему. По 10-балльной шкале я бы оценил дороги Владимирской области на девять.
Кстати, когда ехал во Владимир, специально остановился на 103-м км федерального шоссе – как раз там, где трагически разбился мой друг Александр Дедюшко. Я понял, что случилось – он заснул за рулем.
– Когда нашей стране грозит переавтомобилизация?
– Сейчас у нас 300-320 авто на тысячу человек. Перенасыщение наступает на отметке 600 автомобилей на тысячу человек.
– С увеличением штрафов ситуация на дорогах изменится?
– Убежден. Согласитесь, штраф в 100 рублей за проезд на красный свет светофора – смешно. За такое же нарушение в Израиле лишают прав пожизненно, в Англии – штраф 1000 фунтов, в Америке – $1000. В то же время непристегнутый ремень безопасности в Штатах обойдется водителю всего в $10. У них это нонсенс, если ты не пристегнут. В нашей стране все наоборот. А ремень безопасности – это прямая цена человеческой жизни, об этом не надо забывать.
К счастью, ситуация медленно, но меняется, пусть даже с применением таких мер, как штрафы. Думаю, что уже в ближайшие 10 лет смертность на дорогах значительно снизится.

Текст и фото: Макс ЕФРЕМОВ.
г.Владимир.

Из досье "призыва"
Гейко Юрий Васильевич, журналист, член Союза писателей РФ, Союза кинематографистов РФ, автор многих книг прозы, выходивших в стране и за рубежом. Женат на актрисе Марине Дюжевой.
Окончил МАМИ (Автомеханический институт), Литературный институт им. Горького. В армии служил начальником автотракторной службы ракетной площадки в Казахстане, работал инженером-испытателем на АЗЛК, каскадером, приемщиком автосервиса, КМС по автоспорту. Лауреат премий "Лучший журналист России" (1995), "Автомобильный журналист России" (2003), победитель Всероссийского конкурса журналистов "Золотой Гонг-2005" в номинации "Результативность публикации".
Участник кругосветного автопутешествия в 1989 году "Караван Колумбов", объехал Землю по 40-й параллели за рулем "Москвича-2141", который стоит сейчас в музее АЗЛК. Почетный гражданин Коламбуса, штат Огайо, США.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике