Проверок станет меньше, а “серых” схем: больше

Уже в феврале разразившийся финансово-экономический кризис подвиг мэра Москвы в одностороннем порядке особым указом объявить мораторий на проведение муниципальных проверок предприятий малого и среднего бизнеса на весь 2009...

Уже в феврале разразившийся финансово-экономический кризис подвиг мэра Москвы в одностороннем порядке особым указом объявить мораторий на проведение муниципальных проверок предприятий малого и среднего бизнеса на весь 2009 год. А с 1 мая 2009 года на два месяца раньше намеченного срока в соответствии с требованием президента прекратить "кошмарить" бизнес вступил в силу федеральный закон об уменьшении числа проверок.

Об этом и о резком усилении налогового бремени, спровоцированном ростом земельного налога, увеличением арендной платы, повышением коммунальных платежей, говорили на недавнем совместном заседании владимирских отделений либерально-консервативного клуба "4 ноября" и Центра социально-консервативной политики представители "Деловой России" и депутаты Владимирского горсовета. По их оценке, малый и средний бизнес уже потерял 50% доходности и вновь вынужден уходить в "серые" схемы, как это было в 1998 году.
– Основная причина инфляции – тотальный произвол монополий, – излагает свое мнение в онлайн-конференции на сайте "Финама"  директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Средняя маржа совокупного посредника в результате кризиса рухнула в России со 100 до 25%… Впечатляет, да? Плюс коррупция, ибо в цену закладывается не только взятка, но и страх бизнесмена перед будущей взяткой и/или посадкой. А экономика начинается только после этого… Голимая экономика, надо сказать…
С точкой зрения Делягина совпадает и мнение Юрия Лужкова, высказанное им в конце апреля на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству. Он уверен, что для поддержки малого и среднего бизнеса необходимо снижать размер платы за подключение новых объектов к сетям, иначе "бизнес останется без последних штанов". Кроме того, Лужков пообещал участникам форума пролонгировать мораторий на проверки.
Глас вопиющих о тяжкой предпринимательской доле услышан председателем правительства РФ: с 1 мая, на 2 месяца раньше, чем ожидалось, вступил в силу Закон "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
– Данный законопроект является еще одним звеном совместной работы Госдумы и правительства над Программой антикризисных мер, в рамках которой предусмотрены дальнейшие шаги по снижению административных барьеров для субъектов предпринимательства, уменьшению количества контрольно-надзорных проверок предпринимателей со стороны государственных и муниципальных органов, по развитию малых и средних форм бизнеса, по стимулированию и вовлечению в предпринимательское движение активных слоев населения страны, – прокомментировал автор законопроекта, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров.
Таким образом, с 1 мая 2009 года не чаще, чем один раз в три года, по одним требованиям проверять предпринимателей будет только один орган и только документально, что не столь обременительно для бизнеса. Общий срок проверки не может превышать 20 рабочих дней, а срок проведения проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малых предприятий и 15 часов для микропредприятий в год.
Результаты проверки, проведенной государственным органом с грубыми нарушениями федерального закона, не будут являться доказательствами нарушений предпринимателей. Генеральная прокуратура сформирует сводный план плановых проверок, после чего каждый предприниматель сможет с ним ознакомиться на ее официальном сайте.
За дополнительными разъяснениями обозреватель "Призыва" обратился в управление ФНС по Владимирской области. Там пояснили, что Федеральный закон 294-ФЗ касается не всех, а только оперативных проверок, которые и будут проводиться раз в три года и затронут лицензируемые виды деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции, применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов наличными деньгами и игорного бизнеса.
– С 1 июля 2009 года отменяется налог на игорный бизнес, и однозначно будут закрыты все игорные заведения, находящиеся вне установленных зон, – уточнила заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области Людмила Шилова. – Всем налоговым органам дано поручение проверить, как выполнено это требование.
Выездные же налоговые проверки по утвержденному управлением годовому плану как проводились, так и будут проводиться.
– Федеральный 294-й не распространяется на выездные налоговые проверки, – подтвердила начальник контрольного отдела областного УФНС Екатерина Карасева. – Этот закон нас ни в чем не ограничил.
Напомним читателям, что концепция о планировании выездных налоговых проверок утверждена Федеральной налоговой службой в мае 2007 года. Тогда же она была размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы, где с ней по адресу www.nalog.ru можно ознакомиться и сейчас. Таким способом налоговая служба перешла к системе открытого планирования проверок, которая позволяет налогоплательщику самому просчитать вероятность прихода в гости фискальных органов еще на допроверочной стадии. С этой целью Федеральная налоговая служба разработала одиннадцать специальных критериев оценки предпринимателями своих налоговых рисков и тоже обнародовала их на сайте.
В октябре 2008 года к имеющимся одиннадцати добавился 12-й критерий, сформулированный налоговиками на основе анализа тех нарушений, с которыми они столкнулись при проведении выездных проверок. Он называется "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском" и относится к тем налогоплательщикам, характер взаимоотношений которых с контрагентами подтверждает получение необоснованной налоговой выгоды. Именно 12-й критерий направлен на борьбу с так называемыми фирмами-однодневками. Одновременно с 12-м критерием были опубликованы 12 признаков фирм-однодневок, по которым налогоплательщик может определить сам, стоит ли ему продолжать отношения с тем или иным контрагентом.
Свою работу региональное управление ФНС оценивает каждый квартал. В 2008 году оно провело 284 выездные налоговые проверки, и 90% от общего их числа было назначено в соответствии с новой концепцией планирования.
– Новый, 12-й критерий побуждает налогоплательщиков оценить свои налоговые риски и сдать уточненные декларации, – сообщила Людмила Шилова. – По уточненным налоговым декларациям в 2008 году нами было дополнительно собрано 792 млн рублей. Этот показатель по сравнению с 2007 годом увеличился почти в два раза.
В рамках антикризисных идей "не кошмарить" бизнес налоговая служба проверяет сегодня 0,9% всех налогоплательщиков, состоящих на учете, при общем мировом стандарте 1,5%.
– Выездных налоговых проверок мы проводим очень мало, – подчеркнула Людмила Шилова. – Они "точечные", но на 100% результативные. Мы выходим к налогоплательщику планомерно, грамотно и четко.
Эффективность таких проверок во Владимирской области – 7 млн рублей дополнительных налоговых начислений. Но ведь и предпринимательской мысли не дает дремать все еще не достигший дна кризис. Не секрет, что аудиторские и консалтинговые фирмы предлагают "оптимизировать налогообложение бизнеса" и разрабатывают все более изощренные схемы уклонения от налогов.
– Мы собираем такую доказательную базу, что редко проигрываем в судах, особенно это касается фирм-однодневок, – заметила Людмила Шилова.
В завершение сих заметок хочется добавить, что взаимоотношения бизнеса и государства по сравнению с лихими 90-ми давно стали более цивилизованными. Внимательно прочитавшие концепцию системы планирования выездных налоговых проверок эксперты финансовых интернет-сайтов пришли к выводу, что даже при выполнении всех требований налоговой службы налогоплательщик "не может спать спокойно".
Так, ФНС России прямо не заявляет, что в отношении лиц, самостоятельно исключивших сомнительные операции при расчете налоговых обязательств, налоговые проверки не будут проводиться в течение определенного срока. Но зато она указывает, что добропорядочное поведение будет учтено при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок. Так что расслабляться пока еще рано.

Ольга РОМАНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике