“Активист” надеется на поддержку государства

В Ковровском районе СПК "Активист" сегодня по праву считается одним из лучших хозяйств. В этом немалая заслуга его нового руководителя Юрия Лабутина, который возглавляет сельхозпредприятие второй год. Чистая...

В Ковровском районе СПК "Активист" сегодня по праву считается одним из лучших хозяйств. В этом немалая заслуга его нового руководителя Юрия Лабутина, который возглавляет сельхозпредприятие второй год. Чистая прибыль хозяйства за 9 месяцев теперь уже прошлого года выросла на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

Большую часть средств дала реализация молока. Рентабельность производства молока в СПК за первые три квартала увеличилась на 50%. Средний надой на одну фуражную корову к началу октября составил 5400 кг – это один из лучших показателей по району. В нынешнем году поголовье коров в "Активисте" возросло на 60 голов. Всего там теперь 250 буренок, а общее число крупного рогатого скота достигло 600 голов. Вроде бы показатели неплохие, но председателя Ю.Лабутина нынешняя ситуация по молоку нисколько не радует. И дело тут даже не в пугающем всех кризисе:
– Конечно, нынешний экономический кризис затронул и сельское хозяйство, – считает Юрий Алексеевич. – Сказались и неблагоприятные климатические условия минувшего лета. Но в первую очередь негативное влияние на развитие нашего сельхозпредприятия оказали пресловутые ценовые "ножницы". Если ГСМ и минеральные удобрения обходятся с каждым днем все дороже, то закупочные цены на молоко – наш основной продукт, не только не возрастают, но даже падают. Если в 2007 году мы продавали молоко по цене в 13 рублей 50 копеек за литр, то в 2008-м – лишь за 12 рублей. А в перспективе – еще большее снижение закупочных цен. И виной тому вовсе не кризис:
– В чем же причина подобного явления?
– В последние месяцы до принятия законодательных актов по молоку была очевидна невостребованость цельного молока. Как ни парадоксально звучит, оно попросту никому не нужно! Молокозаводы по большей части в качестве сырья используют сухое молоко. Оно обходится примерно по 46 рублей за килограмм. Зато разводят его в пропорции 1 к 10. Получается, что себестоимость одного литра такого молочного сырья составляет 4 рубля 60 копеек. Продают же эту продукцию по цене не ниже натурального цельного молока, таким образом значительно увеличивая прибыли.
То, что подобная продукция гораздо менее полезна для потребителя, никого не волнует. А сами покупатели зачастую просто не понимают, что приобретают в магазинах. Сравнительно дешевое сухое молоко по большей части – импортного производства. Судя по себестоимости, собственно молока в этом продукте практически нет. Зато имеются такие составляющие, как соя и: мел! Не зря же полученные из подобного сырья молокопродукты рекламируют как содержащие много кальция. С учетом кризисных явлений молокозаводы еще больше заинтересованы в снижении своих издержек, а значит, доля сухого молока в их продукции может возрасти еще больше. И хотя на ценниках пишут "молочный напиток", широкой кампании по разъяснению отличий этих продуктов от настоящего молока не ведется.
– Однако совсем недавно спрос на цельное молоко был очень высок:
– В 2007 году цены на сухое молоко за границей сильно подскочили. Соответственно у нас они достигали значения до 150 рублей за килограмм. Использовать сухое молоко в качестве сырья оказалось невыгодно, что вызвало ажиотажный спрос на цельное молоко. Еще год назад осенью 2007 года нам, к примеру, делались изумительные предложения. Мы получили возможность неплохо зарабатывать, благодаря чему смогли закупить дорогие корма. Производительность в хозяйстве увеличилась на 25%. Одновременно увеличили поголовье. Но подобное благополучие быстро закончилось.
Под прикрытием борьбы за удешевление подорожавшей было молочной продукции на государственном уровне были проведены закупки значительных объемов сухого молока, цены на которое в итоге снизились в разы (цены на молокопродукцию на потребительском рынке от этого все равно не уменьшились). Одновременно с начала 2008 года закупочная цена на цельное молоко поползла вниз. При подобной тенденции животноводство становится просто невыгодным. Усугубляет ситуацию введение нового ГОСТа.
– Каковы особенности негативного влияния нового стандарта?
– Исторически сложилось так, что на Руси молоко производилось с повышенным содержанием жира. Именно жирное молоко считалось самым лучшим и качественным. На повышение жирности была направлена многовековая селекция, проводимая отечественными животноводами.
Сейчас же требования ГОСТа направлены на повышение содержания белка, которого молоко должно содержать не менее 3%. Если меньше – молоко становится некондиционным, а цена на него снижается как минимум в 2 раза. На жирность же внимание почти не обращается. Создается впечатление, что подобным образом нас, производителей цельного жирного молока, попросту "выдавливают" с рынка.
– Но как сочетаются подобные нововведения с государственной поддержкой животноводства, в том числе с нацпроектом "Развитие АПК" и последующей аналогичной федеральной программой?
– Конечно, очень хорошо, что государство помогает селу. Нацпроект вселил надежду на возможность возрождения сельского хозяйства. Но, похоже, больше всего от него выигрывают не селяне, а: банки! С учетом наших природных и климатических условий мы вполне в состоянии заниматься высокопродуктивным молочным и мясным животноводством. Однако из-за непоследовательной политики у нас порой забирают больше, чем дают.
Причем так же обстоят дела и по мясу – закупочная цена на него составляет 85 рублей за килограмм. При этом потребитель платит за мясо в несколько раз дороже. Картофель из очень прибыльной культуры в последнее время стал почти убыточным продуктом, и "Активист", возможно, скоро вообще перестанет им заниматься. Из-за резкого скачка цен на солярку существенно выросла себестоимость кормов. Цены на ГСМ нас просто "подорвали". В 2,5 раза в 2008 году подорожали удобрения. Последовательной политики со стороны власти в этих вопросах, к сожалению, не видно, а если какие-то меры и предпринимаются, то они представляются недостаточными.
– Раньше немалым подспорьем для хозяйств была розничная продажа молока в г. Коврове. Сегодня же торговля молоком в розлив запрещена…
– "Россельхознадзор" в подобном запрете порой доходит до абсурда. У нас, к примеру, доярки традиционно закупали для личных нужд ими же произведенное на ферме молоко. Теперь за это меня, как директора, оштрафовали – не положено. Наших работников заставляют покупать произведенное на стороне молоко в магазине по цене в несколько раз более высокой. Люди, которые всю жизнь пользовались своим деревенским молоком, не могут понять и принять таких мер. Хотя все это делается, конечно же, исключительно во благо – дабы исключить случаи заболеваний из-за распространения инфекции в необработанном молоке.
От производителя требуют обязательной пастеризации и пакетирования молочной продукции. Но в сравнительно небольших объемах отдельно взятого хозяйства приобретение подобного оборудования оказывается невыгодным. Да и себестоимость переработки на крупных молокозаводах все равно будет значительно ниже. Поэтому сегодня ни мы, ни другие хозяйства нашего района переработкой сами не занимаются. Молоко сдаем в ковровскую "Околицу" или же владимирский "Юнимилк". А в Коврове "из бочки" сегодня торгуют, как правило, мелкие СПК из соседней Ивановской области – фактически нелегально:
– Каковы перспективы СПК "Активист" и пожелания к власть имущим?
– Для деревни Ильино СПК – практически единственное действующее предприятие. У нас занято около 90 человек – это примерно 80 % трудоспособного деревенского населения. В нынешнем году мы предполагаем произвести 1400 тонн молока. Могли бы и 1500 тонн, есть реальная возможность увеличить поголовье коров еще на 50 голов. Но для этого очень бы хотелось, чтобы в 2009 году крестьянин (или, если угодно, колхозник) получил ощутимую и реальную поддержку со стороны государства. Речь идет даже не столько о дотациях, сколько о создании благоприятных экономических условий для развития животноводства – одного из важнейших условий продовольственной безопасности страны и, в частности, улучшения качества молочной продукции на российском потребительском рынке.
Необходимо стимулировать производство молокопродуктов из цельного молока, одновременно повышая культуру потребителя, который должен понимать, что он пьет и ест, не "покупаясь" на громкую рекламу и красивую упаковку! Заодно и здоровье нации сохраним, чтобы и впредь слова старой песенки звучали по-прежнему актуально: "Пейте, дети, молоко, будете здоровы!"

Николай Фролов

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике