Что ожидает нас после реформы РАО “ЕЭС России”?

3 июня в Москве состоялась ежегодная пресс-конференция РАО "ЕЭС России". В ее работе приняли участие представители СМИ всех субъектов РФ

3 июня в Москве состоялась ежегодная пресс-конференция РАО "ЕЭС России". В ее работе приняли участие представители СМИ всех субъектов РФ

Доклад председателя правления Анатолия Чубайса был посвящен реорганизации холдинга "ЕЭС России" и функционированию электроэнергетики в постреформенный период. Завершение структурной реформы энергетики, становление компаний новой структуры отрасли, а также необходимость развития реальной конкуренции в секторе генерации и сбыта электроэнергии делает ненужным существование головной компании – РАО "ЕЭС России".

Реорганизация завершится 1 июля 2008 года. Из акционерного общества будут выделены ключевые электроэнергетические компании, созданные в ходе реформы. Само РАО "ЕЭС России" будет присоединено к федеральной сетевой компании и прекратит свое существование как юридическое лицо. После протокольной части встречи Анатолий Чубайс более двух часов отвечал на вопросы журналистов.
– В чем суть произошедших преобразований в отрасли?
– Концепцией стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 годы были предусмотрены: структурная реформа (разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности); создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности; обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монопольных компаний; эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность монополической. За переходный период был создан обновленный каркас энергетической отрасли: произошли преобразования, сформирован структурные, сформирован рынок, пошли инвестиции.
Страшной ошибкой было бы считать, будто все преобразования закончились и теперь можно расслабиться. Одно из фундаментальных требований рынка в том, что он должен быть саморазвивающимся. Глобальная задача совершенствования технологии передачи электроэнергии – введение гибкого режима. Мы приближаемся к освоению этой технологии, которая неизбежно будет означать развитие и уточнение концепции рынка. Участники рынка сами будут заинтересованы в построении взаимовыгодных отношений. Рынок системных услуг – это ситуация, когда отдельные генерирующие компании будут оказывать на возмездной основе особые виды услуг – то, чего не оказывают другие.

– Почему вы думаете, что это можно будет создать уже без РАО "ЕЭС России"?
– Участники рынка заинтересованы в том, чтобы такие услуги появились, чтобы участники рынка, которые готовы к предоставлению услуг, могли бы зарабатывать деньги. Именно эта заинтересованность и создание структуры рыночного сообщества, которое глубоко разбирается в экономических механизмах, вызывает уверенность в том, что рынок будет и дальше развиваться. Классическим примером явного понимания тенденций развития является формирование рынка системных услуг, который будет создан уже в силу понимания целесообразности и экономической выгоды.
– Что вы можете сказать по поводу целостности энергосистемы России после завершения реорганизации?
– Энергосистема страны останется единой. Ее функционирование будет осуществляться под многоступенчатым контролем со стороны органов власти и предприятий отрасли. Вместо диспетчерских отделений, раскиданных по региональным компаниям, уже существует единый системный оператор. Под централизованное управление перешли магистральные и распределительные сети.
– Создающиеся предприятия малого бизнеса, которым необходимо присоединение к энергетическим мощностям, попадают в очень непростую ситуацию. Можно ли уменьшить плату за присоединение, а в каких-либо случаях отменить ее совсем?
– Если отменить плату за присоединение сейчас, значит отменить само присоединение. Решение о введении платы с инвестиционной составляющей принято в связи с нарастающим сетевым дефицитам, чтобы сделать максимально прозрачной всю процедуру. Стандарт раскрытия информации обязывает любую сетевую компанию через Интернет и другие средства информирования отвечать на вопросы: о количестве заявок на присоединение, сроках исполнения, наличии очереди и порядка ее соблюдения. Чтоб человек понимал – он честно поставлен в очередь и честно получил услугу. В ближайшее время предстоит ввести максимальные преимущества (в том числе минимизации платы) для физических лиц и предприятий малого бизнеса. И сверх этого, будет работать программа мер по контролю и порядку обжалования решений, создан алгоритм действий в спорных ситуациях, порядок распространения информации о том, что является законным, а что – нет. Через два года плата за присоединение исчезнет, появится долгосрочный тариф, и в сетях возникнет частная собственность. К 2011 году электроэнергия будет продаваться по свободным ценам, за исключением электроэнергии, поставляемой населению. Тогда изменится модель развития сетевого комплекса. Сейчас приватизировать сети нельзя – это грозит появлением частной, вертикально интегрированной монополии. Поэтому пришлось придумывать эту конструкцию – плату за присоединение. Иначе сети не проинвестируешь.

– В текущем и следующем годах сетевые компании должны будут перейти на новую систему тарифного регулирования. RAB, в основе которой методика доходности инвестированного капитала. Расскажите поподробнее о новой системе тарифного регулирования. Если она будет способствовать снижению стоимости присоединения, то каким образом?
– Эта система предполагает гарантии инвесторам, вложившим капитал в развитие сетей. Компании смогут привлекать долгосрочные (со сроком возврата до 40 лет) дешевые деньги. Внедрение нового тарифного регулирования позволит существенно снизить инвестиционную составляющую в тарифе на технологическое присоединение, не раздувая при этом тариф на передачу. К 2011 году мы начнем в наших инвестиционных планах меньше опираться на средства наших потребителей, а больше финансировать рост и развитие сетей за счет своего рода "сетевой ипотеки". Это область пересечения интересов сетевых компаний и их клиентов. Сетевые компании и потребители – равноправные участники процесса.
– Есть ли проблемы при переходе на RAB?
– С точки зрения целесообразности – вопрос уже решен. В то же время любая реорганизация неизбежно сопряжена с противоречиями. Одна из трудностей – стыковка RAB с российской системой бухучета, в том числе в определении экономически обоснованной базы капитала. Современная система тарифообразования сталкивается с действующей системой ведения бухучета в России, и на стыке буквально искры летят. Выход один – дорабатывать, переделывать, внося системные исправления.
– Каковы ваши дальнейшие планы после ликвидации РАО "ЕЭС"? Как вы распорядитесь своим пакетом акций?
– Мы, члены правления компании, договорились продать небольшую часть имеющихся у нас акций, порядка 10-15%. Эта сумма пойдет на уплату кредитов и возврат налога. С остальными ценными бумагами подождем до их преобразования в акции компании целевой структуры.
В планах на будущее – завершение работы над учебным пособием, которое я редактирую. В книгу вложено все, что мы понимаем о современной энергетике России. Она так и называется: "Экономика современной энергетики". Это плод трехлетней работы, и, надеюсь, что к осени учебник выйдет из печати. Параллельно с появлением нового пособия планируется подготовка тысячи преподавателей по всей стране, которые будут учить студентов основам современной энергетики. На сегодня, к большому сожалению, пока уровень обучения в профильных вузах невысок, отставание преподаваемой теории от практики весьма существенное. И это беда, с которой нужно справляться общими усилиями.
– Каково "политическое завещание РАО "ЕЭС России"?
– Компании, созданные после нас, мы ориентируем на открытость. Надеемся, что 1-го или 2-го июля генеральные директора на встрече с журналистами расскажут, как они будут работать без РАО "ЕЭС", реализовывать инвестпрограммы. В любой современной отрасли экономики, в том числе и в энергетике, наличие независимого общественного взгляда – важнейший элемент прочности конструкции.

В начале 90-х годов электроэнергетика фактически была донором для других отраслей промышленности. Остро стояла проблема неплатежей за потребленную электрическую и тепловую энергию. В результате возникали многомесячные задолженности по оплате труда работников, по выплатам поставщикам топливных ресурсов. Как следствие этого возникал дефицит топлива, практиковались отключения потребителей. Катастрофически не хватало средств на поддержание и модернизацию оборудования.
Основная задача на ближайшее время – реализация инвестиционной программы на 2006 – 2010 годы, которая оценивается в 3,38 триллиона рублей. Благодаря осуществлению этой программы можно ввести в строй 34,4 ГВт новых мощностей. Для потребителей это означает повышение надежности энергоснабжения, удовлетворение растущего спроса на электроэнергию.

Елена КАШКИНА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике