Госзаказ Владимирской области: конкурентность, прозрачность, реальная эффективность

Всероссийский форум-выставка "ГОСЗАКАЗ-2008" стал ключевым мероприятием в сфере организации закупок для государственных и муниципальных нужд. Участие в этом крупном мероприятии, проходившем с 24 по 26 марта 2008 года...

Всероссийский форум-выставка "ГОСЗАКАЗ-2008" стал ключевым мероприятием в сфере организации закупок для государственных и муниципальных нужд. Участие в этом крупном мероприятии, проходившем с 24 по 26 марта 2008 года в Москве, приняли более 30 субъектов РФ. В презентации Владимирской области с докладом "Об особенностях организации системы размещения заказа для государственных нужд Владимирской области" выступил председатель ГСУ "Фонд госимущества Владимирской области", кандидат экономических наук Юрий Соловьев. Вернувшись из поездки, Юрий Анатольевич рассказал о том, как выглядели достижения нашей области на форуме.

– Юрий Анатольевич, прежде всего, расскажите, каким образом происходит процедура размещения государственного и муниципального заказа.
– В нашей области сохранена централизованная система размещения заказа на базе единой торговой площадки. Это позволяет унифицировать нормативно-правовое и информационное обеспечение закупок, осуществлять эффективный контроль над движением финансовых потоков и проводить комплексный анализ использования средств областного бюджета. Заказчики направляют соответствующие заявки (бланк заказа) в Департамент имущественных и земельных отношений администрации области. Департамент – Уполномоченный орган на осуществление функций по размещению заказов для государственных (областных) нужд.
Наше учреждение, выиграв конкурс по отбору специализированной организации, с января 2006 года осуществляет функции по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный контракт.
Хочу отметить, что территориально департамент и фонд расположены в одном здании. Это позволяет реализовать принцип "одного окна", когда все необходимые документы для организации конкурса, аукциона, запроса котировок подаются и обрабатываются практически в одном месте. Здесь же выдается итоговый документ – протокол по результатам торгов или запроса котировок. Такая система работы позволяет осуществлять двойной контроль за подготовкой размещения заказа со стороны специалистов Уполномоченного органа и специализированной организации.
Бланк заказа поступает от заказчика в Уполномоченный орган, который выдает поручение специализированной организации на разработку конкурсной документации или документации об аукционе. Разработанная документация возвращается в Уполномоченный орган, который выпускает соответствующее распоряжение об ее утверждении и размещении заказа. В соответствии с ним наши сотрудники обеспечивают публикацию и размещение извещений о проведении торгов, прием заявок, техническое сопровождение работы комиссий, подготовку протоколов, публикацию и размещение итогов торгов, выполнение других необходимых функций.

– Не находите ли Вы предложенную схему сложной?
– Это оправданно. Важно исключить ошибки и нарушения действующего законодательства: правильно сформулировать предмет торгов, определить способ закупки, критерии оценки в случае проведения конкурса и т. д. Разумеется, при переходе на форму электронного документа приведенная схема значительно упрощается.

На столе у председателя Фонда госимущества Юрия Соловьева в качестве примера оказалась заявка от ГУП ДСУ-3, выполненная в электронном варианте. Взяв в одну руку увесистую папку с документами, а в другую – конверт с компьютерным диском, мы тут же почувствовали разницу.
– Разработчик программного продукта – наш партнер ООО "Когнитивные технологии", предложил нам систему, которая позволит заказчикам формировать заказ в электронном виде, – рассказывает Юрий Анатольевич. – Это будет выглядеть так: заказчик сидит на своем рабочем месте, подписывает электронно-цифровой подписью документ (соответствующий заказ). ЭЦП – обязательный атрибут регистрации и участия в электронном аукционе. Ее можно получить как в удостоверяющем центре ООО "Инфо-Центр", расположенном во Владимире, так и в другом городе, по усмотрению участника. Главное условие – это должен быть сертифицированный удостоверяющий центр, использующий программные продукты ООО "Крипто-Про".
После того, как заказ сформирован, он присылается в Уполномоченный орган. Дальше идет процесс размещения заказа. Такая практика сегодня уже выведена на определенный уровень и отработана.
Участнику размещения заказа (УРЗ) предоставляется возможность подавать часть документов в составе заявки для участия в конкурсе (аукционе) в форме электронного документа. В целях сокращения документооборота в бумажной форме для УРЗ в октябре 2007 года, на базе электронной торговой площадки запущена в эксплуатацию система "Репозитарий документов для участия в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд". С таких документов, как анкета участника, лицензии, выписка из ЕГРЮЛ, доверенности, бухгалтерские балансы и других, изготавливаются электронные копии, одна из которых передается УРЗ, а вторая вместе с оригиналами в бумажном виде хранится в "Репозитарии" специализированной организации. При подаче заявки УРЗ подает указанные документы в электронном виде (на диске или дискете). Система "считывает", проверяя их аутентичность с электронным документом, хранящимся в "Репозитарии".
По состоянию на 7 апреля в "Репозитарии" уже зарегистрировались 58 участников размещения заказа.
– Интересно было бы проследить путь от размещения заказа и до его исполнения:
– Исполнение – это последний этап в размещении заказа. По завершении любого контракта должна сохраниться информация о качестве – паспорт заказа, отражающий всю объективную сторону выполненных работ. Например, если есть заказ на ремонт дороги, мы присваиваем ему номер, под которым он значится в системе до исполнения контракта.
Паспорт заказа, в соответствии с правилами, будет храниться в системе несколько лет. Чтобы в любой момент можно было открыть и получить сведения о том, кто формировал заказ и выполнял другие конкретные действия. Такая Автоматизированная информационная система "Госзаказ Владимирской области" будет нами создана до конца этого года. Это будет следующим шагом на пути внедрения новых технологий.
– Видимо, вы серьезно готовились к поездке на Всероссийский форум. Чем удивили участников выставки?
– На все три дня работы форума мы спланировали проведение аукционов в электронной форме и стали единственными, кто показал воочию, что такое электронный аукцион не на словах, а на деле. Правда, нам это "боком вышло", нашим сотрудникам пришлось неотрывно сидеть у компьютеров и в реальном времени участвовать в аукционе. Но главное то, что люди подходили, смотрели, консультировались. Ведь информация была не на плакате написана, как у других участников выставки.
Наши достижения вызвали интерес у Игоря Юрьевича Артемьева, руководителя Федеральной антимонопольной службы, который был приятно удивлен "продвинутостью" владимирцев.

За большой вклад в подготовку и проведение IV Всероссийского форума-выставки "ГОСЗАКАЗ-2008" награжден Почетным дипломом за подписью министра экономического развития и торговли РФ Э.С. Набиуллиной департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.
– Наша область оказалась на столь высоком уровне не случайно, – уверен вице-губернатор Владимирской области, директор департамента имущественных и земельных отношений, руководитель Уполномоченного органа по размещению госзаказа Александр Денисов.- Задачи по эффективному размещению заказа решаются благодаря нормативно-правовому регулированию данного вопроса администрацией области при ежегодном планировании и формировании заказов.
Администрация утвердила Положение о порядке формирования областного заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (областных) нужд Владимирской области, которым определены условия по объемам закупок и механизму определения начальной цены заказа. Кроме того, ежегодно губернатор области утверждает перечень и объем заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Владимирской области, финансирование которых идет за счет средств областного бюджета и иных внебюджетных источников.
Сегодня у нас на практике реализуется системный подход в управлении заказом, обеспечивающий его размещение для государственных (областных) нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07. 2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Открытость и гласность процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд обеспечивается информационным сопровождением. Анализируя эффективность расходования бюджетных средств, следует отметить, что в 2007 году в области размещено заказов на сумму 6 404 230,8 тыс. рублей. По сравнению с 2006 годом объем размещаемых заказов увеличился на 30%. Экономия составила 352 310 тыс. рублей, или 5,5% от начальной цены заказов.
По результатам электронных аукционов размещено заказов на сумму 122 030,5 тысячи рублей. При этом экономия бюджетных средств составила свыше 11%. В электронных аукционах приняли участие более 1000 участников, что свидетельствует о повышенном интересе со стороны бизнеса к указанному способу размещения заказов.
В рамках независимого негосударственного проекта общественного контроля, специализирующегося в области экономического анализа российского рынка государственных закупок, межрегиональным общественным движением "Против коррупции" и Национальной ассоциацией участников электронной торговли, определен рейтинг государственных закупщиков федерального и регионального уровней за 2007 год. По итогам рейтинга прозрачности Владимирская область получила оценку "Гарантированная прозрачность ПР++" и заняла первое место среди субъектов Российской Федерации вместе с Москвой, Санкт-Петербургом и Томской областью.
– Нам, действительно, есть что показать, – продолжает Юрий Соловьев. – Как известно, с 1 января 2008 года заказы на новое строительство, капремонт и реконструкцию размещаются только на аукционах. В настоящее время на аукционах проводится около 70% всех закупок. Предвидя это, мы оснастили нашу единую торговую площадку передовыми техническими средствами для полноценного информирования и оперативной поддержки участников размещения заказов (УРЗ), заказчиков, членов комиссий.
В частности, при проведении аукционов используется программно-аппаратный комплекс, с помощью которого участники аукциона могут визуально контролировать изменение цены контракта, что помогает им избежать ошибок при подаче ценовых предложений в ходе торгов.
Взяв за правило "торопиться, не ошибаясь", пять лет назад мы начали разрабатывать электронную систему размещения заказа. Первый аукцион в электронной форме в области состоялся 24 августа 2007 года. Сегодня их проведено уже более 650. Новая система малозатратна, экономит время, и, кроме того, это надежный способ борьбы с коррупцией.
Действующее ограничение по электронному аукциону до миллиона рублей будет снято 1 января 2010 года. "Виртуальные площадки" на сегодняшний день – лучший из инструментов создания цивилизованного рынка госзакупок. Поскольку эффективное размещение госзаказа – это средство обеспечения поступательного развития экономики.

Текст: Елена КАШКИНА.
Фото из архива предприятия.

Ай да наши!
Конкурсная комиссия под председательством А.Е. Поденка, Президента Московской Ассоциации Предпринимателей, среди 11 претендентов, подавших заявки на участие в конкурсе <Поставщик года>, проводимого в рамках форума-выставки <ГОСЗАКАЗ-2008>, назвала Вязниковское ООО <СМУ-33> (директор Н.Ю. Толбухин) <Лучшим исполнителем услуг для нужд городского хозяйства>. Кстати, одновременно с победой на всероссийском конкурсе <СМУ-33> признано во Владимирской области одной из лучших строительных организаций среди подрядчиков по итогам 2007 года. (Прим. авт.)

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике