На новом витке развития

27 марта во "Владимирэнерго" была перерезана красная ленточка у входа в новый Центр управления сетями. Этот ЦУС на сегодня наиболее совершенный в техническом отношении - равного ему пока...

27 марта во "Владимирэнерго" была перерезана красная ленточка у входа в новый Центр управления сетями. Этот ЦУС на сегодня наиболее совершенный в техническом отношении – равного ему пока нет в региональных филиалах, входящих в ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья".

Компьютер – помощник диспетчера
Чтобы было понятно, насколько отличается новый ЦУС "Владимирэнерго" от старого, заместитель генерального директора по техническим вопросам – главный инженер ОАО "МРСК Центра и Приволжья" Сергей Андрус привел такое сравнение: "У вас имеется "Волга", которую вы купили двадцать лет назад. Если за ней ухаживать, вовремя ремонтировать, то она и сейчас будет на ходу. Но разве сравнится она с современными иномарками? На ней нет бортового компьютера, антиблокировочной системы, экономичного инжекторного двигателя, кондиционера, подушек безопасности и многого другого". Сергей Тимофеевич отметил, что благодаря новому ЦУСу "Владимирэнерго" вышло на качественно новый уровень управления энергосистемой области. Это не только повышает надежность электроснабжения потребителей, но и выгодно с экономической точки зрения – на некоторых объектах весьма накладно иметь постоянно присутствующий персонал.
В этот день во "Владимирэнерго" проводился Технический совет ОАО "МРСК Центра и Приволжья". Гости с большим интересом осмотрели новый ЦУС "Владимирэнерго" – ведь в недалеком будущем подобные Центры управления сетями будут внедряться у них. Руководитель дежурной смены диспетчеров движением компьютерной мыши вывел на щит, представляющий собой огромный, во всю стену экран, массу информации. Текущие показатели сменялись графиками, иллюстрирующими загрузку трансформаторов подстанции "Покров", избранной для примера, за последние сутки. Также диспетчер может контролировать ремонтные работы на отключенном оборудовании, выведенном в ремонт, согласно графику.
На одной из картинок высветилась информация о ситуации на подстанции, возникшей из-за неисправности оборудования. Что за неисправность, как на нее отреагировали – все было видно, как на ладони. Сработала автоматика включения резерва, обеспечившая бесперебойное электроснабжение потребителей – попытка увенчалась успехом. Возникало обманчивое впечатление, что диспетчер нужен только для оперативных переключений планового характера и вмешательства при отказах автоматики. Но логика автомата и компьютера формальна – достаточно вспомнить о крупномасштабном отключении в Московской области, когда люди пешком по туннелям метрополитена выбирались на свет Божий. На одной из подстанций вышел из строя трансформатор. Автоматика переключила потребителей на соседние, на них сработала защита от перегрузки. Нагрузка легла на другие подстанции, на них тоже начались отключения. И так далее, как снежная лавина.
Заместитель генерального директора ОАО "МРСК Центра и Приволжья", директор филиала "Владимирэнерго" Валентин Мартьянов уточнил:
– Диспетчер отвечает за жизнь людей, чего мы не можем потребовать от компьютера. Одна из обязанностей диспетчера – обеспечение безопасности всего персонала, задействованного в ликвидации технологического нарушения или аварии. Если же поручить это компьютеру, то где гарантия, что из-за сбоя не будет подано напряжение туда, где работают люди?
Валентина Мартьянова дополнил Сергей Андрус:
– Энергосистема США управляется суперкомпьютерами с огромными возможностями. Но не раз отмечалось, что способности американцев, полагающихся на такую технику, к принятию ответственных самостоятельных решений снижаются. Не так давно из-за компьютерного сбоя половина Америки осталась без электроэнергии. Вот вам цена человеческого фактора.
Параллельно с Техническим советом проводилась деловая игра диспетчеров центров управления сетями и оперативно-диспетчерских служб филиалов, входящих в конфигурацию ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья": "Владимирэнерго", "Ивэнерго", "Калугаэнерго", "Кировэнерго", "Мариэнерго", "Нижновэнерго", "Рязаньэнерго", "Тулэнерго" и "Удмуртэнерго".

Игры профессионалов
Как видно из высказываний Сергея Андруса и Валентина Мартьянова, несмотря на бурное развитие техники в последние годы, важность роли диспетчера энергосистемы нисколько не снижается. При возникновении ситуации, связанной с технологическим нарушением или аварией, он должен правильно оценить остановку. По информации, стекающейся в ЦУС, необходимо определить, что именно произошло, и в зависимости от этого выстроить последовательность действий: отделить поврежденное оборудование от действующей сети, подать обесточенным потребителям напряжение по резервным схемам, организовать восстановительные работы. От профессионализма диспетчера, его реакции, быстроты мышления зависит время ликвидации технологического нарушения или аварии оперативно-выездными бригадами и электротехническим персоналом.
На подготовку диспетчера уходит примерно 8 – 10 месяцев, даже если у него есть опыт работы в энергосистеме. При чем не у каждого это получается – некоторые отсеиваются на промежуточных этапах.
Цель деловой игры заключается в улучшении эффективности действий диспетчерского персонала, проверка готовности к деятельности в сложной схемно-режимной обстановке в условиях ограниченного времени, а также повышение уровня знаний производственных инструкций, правил и нормативно-технической документации.
Деловая игра проводилась в два этапа: производство оперативных переключений и противоаварийная тренировка. Игровые этапы максимально приближены к реальным условиям, в которых проходит работа диспетчерских служб. В результате был оценен уровень профессиональной подготовки диспетчеров и выявлены слабые стороны в их работе с последующей разработкой рекомендаций по их устранению, произошел обмен опытом в подходах к решению тех или иных сложных, нестандартных ситуаций. Все эти цели достигнуты. Дух соревновательности помог участникам проявить свои лучшие качества – победители были награждены дипломами и памятными подарками. На церемонии награждения была особо отмечена работа заместителя директора по техническим вопросам, главного инженера филиала "Владимирэнерго" Александра Павлова по организации деловой игры диспетчеров центров управления сетями и оперативно-диспетчерских служб производственных отделений ОАО "МРСК Центра и Приволжья".

Текст и фото: Сергей БАРАНОВ.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике