Конкуренция – механизм сдерживания цен

Торговля - это не только двигатель прогресса, но и бюджетообразующая отрасль экономики области. Насколько динамично идет развитие в этой сфере, рассказывает директор департамента торговли Владимирской области Валерий Михайлович...

Торговля – это не только двигатель прогресса, но и бюджетообразующая отрасль экономики области. Насколько динамично идет развитие в этой сфере, рассказывает директор департамента торговли Владимирской области Валерий Михайлович Скорик:

– Темпы роста товарооборота с 2001 года неуклонно растут: от 9,4% шесть лет назад до 21% – по итогам прошлого года.
Что касается текущего года, то за неполные 12 месяцев оборот розничной торговли уже увеличился на 33,9% в ценах, сопоставимых с аналогичным периодом предыдущего года, и составил 47,3 млрд. рублей.
Это самые высокие показатели по ЦФО (центральному федеральному округу).
– Безусловно, объемы продаж говорят об определенных покупательских способностях граждан. Однако рост цен не позволяет развивать нам эти способности в полной мере. Возможно ли приостановить удорожание хотя бы некоторых продуктов?
– Цены диктует не торговля, а производитель, которого тоже можно понять. Механизм против роста цен – это увеличение конкуренции. Для более широкого привлечения производителей к реализации собственной продукции на рынках и ярмарках в прошлом месяце на территориях были проведены ярмарки вакантных торговых мест.
Всего было предложено 1304 свободных места, в том числе, для торговли мясом – 188, молоком и молокопродуктами – 317, плодоовощной продукцией – 684, медом – 23, яйцом – 10, грибами и соленьями – 82.
Повсеместно предложение дополнительных торговых мест сопровождалось предоставлением льгот. В результате проведенных мероприятий востребованными оказались 34 места, в основном, для торговли молоком и молокопродуктами, мясом (по мере забоя скота), колбасными и хлебо-булочными изделиями.
Наша сегодняшняя торговля отвечает требованиям рынка. Европа дольше нас живет в системе рыночных отношений, тем не менее, и там существуют проблемы. Жизнь не может вдруг замереть и не изменяться на протяжении отрезка времени. Было время, когда вместо магазина многие предпочитали делать покупки на рынке. Сегодня большинство предприятий розничной торговли составляют ценовую конкуренцию вещевым, смешанным и продовольственным рынкам по ряду позиций.
За период 2001-2006 годов оборот всех торгующих организаций вырос в 2,1 раза. В это же время, начиная с 2002 года, появилась тенденция к снижению темпов продажи на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Их роль в формировании товарооборота розничной торговли упала с 26% в 2001 году до 14,2% в 2006 году. В последние годы активно стали развиваться торговые сети – от дискаунтеров до гипермаркетов. В настоящее время в области функционируют региональные, межрегиональные и федеральные торговые сети "Гроссмарт", "Копейка", "Спар-Владимир", "Квартал", "Пятерочка", "Патерсон", "Алекс" и другие. Всего – 97 сетей, представленных 1,5 тысячи магазинов.
– То есть будущее за крупными организациями с цивилизованными формами торговли?
– Такая тенденция, по оценкам наших экспертов, в ближайшие годы сохранится. И вот почему. Для производителей появляются более широкие возможности реализации товаров, расширяется география сбыта.
Кроме того, с повышением прозрачности торговых операций и выходом товарооборота из тени увеличивается объем налоговых поступлений, активнее внедряются современные технологии.
– Как выдержать условия жесткой борьбы?
– Конечно, сетевая торговля способствует развитию конкуренции, что, в свою очередь, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Региональные розничные сети в условиях конкуренции на потребительском рынке стремятся приблизить уровень обслуживания к западноевропейским стандартам, расширяют торговый ассортимент, обеспечивая максимальный комфорт для покупателя, который мог бы приобрести все необходимые ему товары в одном месте.
Способствует привлечению клиентов система скидок в утренние часы, дисконтные карты и другие акции.
Практика показывает, что правильная организация бизнеса, вовлечение товаров местных производителей, наличие свежей продукции, сокращенный транспортный поток – это те преимущества, которые позволяют конкурировать с кем угодно.
– Какова роль областной администрации в оказании поддержки местным производителям, выпускающим продукцию для реализации на местном рынке?
– Для этого регулярно организуются областные, межрегиональные выставки-ярмарки, ярмарки выходного дня, ярмарки по продаже сельхозпродукции.
Только за текущее полугодие таких мероприятий на территории области было проведено около 200.
– Каковы основные трудности в сфере организации торговли?
– Отсутствует служба внутреннего контроля за качеством и безопасностью поступающих в торговые организации товаров;
– ощущается недостаток и остается низкой квалификация и мотивация персонала, занятого в торговле.
– Закончить разговор хотелось той же проблемой, с обсуждения которой мы начали: что будет с нашей покупательской способностью? Продукты питания всегда пользовались и будут пользоваться спросом. Аналитики считают, что спрос на промышленные товары – это один из показателей качества жизни населения. Насколько охотно мы приобретаем что-либо, кроме еды, и какова тенденция на будущее?
– В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров стабильно занимает около половины. В текущем году, впервые за несколько лет, доля непродовольственных товаров составила 50,4%. Учитывая повышение уровня реальных денежных доходов населения и улучшение социального обеспечения, на 2008 год прогнозируется возрастающая динамика темпов прироста оборота всей розничной торговли на 34%. При этом доля непродовольственных товаров увеличится до 51-52%.

Текст: Елена КАШКИНА.
Фото: Рудольф НОВИКОВ.
г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике