Электронные торги против коррупции

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" явился реальным выражением политических...

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" явился реальным выражением политических приоритетов государства в практической плоскости.
Он оказал революционное воздействие на положение дел на национальном рынке закупок. Государственные и муниципальные закупщики встали перед необходимостью адаптироваться не только к новым процедурам размещения заказов, но и к новым принципам государственной закупочной политики, ставящим во главу угла конкурентность, прозрачность, реальную эффективность.
Во Владимирской области движение в сторону коренного совершенствования системы областного заказа было начато еще до вступления в силу Закона 94-ФЗ, который провозгласил: размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе, аукциона в электронной форме (статья 10).
Аналитическая группа проекта "Национальный рейтинг прозрачности-2006" провела исследование, посвященное анализу вопросов прозрачности и эффективности закупок крупнейших закупщиков государственного и корпоративного сектора и влиянию коррупции на состояние национального рынка закупок. Владимирская область оказалась в первой пятерке лидеров рейтинга прозрачности закупок.
Благодаря чему наша область оказалась на столь высоком уровне? Об этом разговор с председателем ГСУ "Фонд госимущества Владимирской области", кандидатом экономических наук Юрием Анатольевичем Соловьевым.

Наша область – среди первопроходцев
– В области создана централизованная система конкурсного размещения государственного заказа.
На основе Интернет-порталов www.avo.ru и www.etpvo.ru (электронная торговая площадка Владимирской области) сформировано открытое и полноценное информационное пространство по проведению торгов в электронной форме.
Все закупки проводятся в рамках единых нормативно-правовых и методических стандартов.
Первый электронный аукцион в области мы провели 24 августа 2007 года. На сегодняшний день к нашей системе присоединились около 200 пользователей, в том числе из Москвы, Иркутска, Санкт-Петербурга, Иванова. Мы используем достаточно серьезный программный продукт, разработанный одним из подразделений института системного анализа РАН, который приобрели за счет внебюджетных источников.
– Какие преимущества появились в первую очередь?
– Значительно возросло количество закупок, по которым госзаказчики обязаны проводить конкурсные процедуры. В день проходит до 20 торгов. Новая система малозатратна. Это надежный способ борьбы с коррупцией.
Однако в настоящее время действует ограничение по электронному аукциону до миллиона рублей. Оно будет снято 1 января 2011 года. Это связано с необходимостью освоения системы.
Закон дает время нам подготовиться. Если у нас сегодня 1% товаров торгуется в Интернете, то за границей уже порядка 20-25%.
– Но ведь не все может покупаться на торгах?
– Есть определенный перечень товаров, которые приобретаются исключительно через аукционы. Это примерно 20% товаров, работ и услуг от общего количества, закупаемого для государственных областных и муниципальных нужд.
Задача на ближайшее будущее – довести этот объем до 50%. С 1 января 2008 года заказы на новое строительство, капитальный ремонт и реконструкцию будут размещаться только на аукционах.
Естественно, есть такие сферы, где нецелесообразен аукцион. К внеконкурсным закупкам относятся запросы котировок, закупки у единственного источника, закупки на биржах.
Проводить электронный аукцион, например, для обеспечения продуктами питания какого-то отдаленного учреждения пока что нецелесообразно.

Участники электронной торговли
– Чем отличается электронный аукцион от обычного?
– Простой аукцион предполагает подготовку аукционной документации, информационного сообщения. Участник размещения заказа обязательно должен получить эту документацию и подготовить пакет документов, прийти к нам для личного участия в торгах.
Для участия в электронном аукционе нужно иметь только доступ в Интернет, где встречаются и общаются, не выходя со своего рабочего места, заказчики, поставщики, проектные подрядчики.
В бумажном виде участник оформляет лишь Договор присоединения к нашей электронной системе, поскольку он обязуется выполнять определенные правила, и в удостоверяющем центре получает электронно-цифровую подпись.
– Это защита от недобросовестных участников?
– Несмотря на то, что таких участников на территории Владимирской области нет, меры контроля должны существовать. Создан "Реестр недобросовестных поставщиков", занесение в который грозит отстранением фирмы от участия в закупках для госнужд на 2 года.
Работать плохо – невыгодно. Если руководитель предприятия заключил контракт, то он гарантирует, что его продукция будет продана, и работники получат деньги.
– В обычном аукционе предусмотрен "шаг на понижение" от 5% до 0,5%. Существуют ли подобные ограничения на электронных торгах?
– Нет. Что касается времени, то электронный аукцион может длиться с 9.00 до 17.00 в течение нескольких дней до тех пор, пока за один час не поступит ни одного делового предложения.
Выигрывает тот, кто предоставит самые выгодные условия сделки.

О соотношении цены и качества
– То есть самую низкую цену. А что если это отрицательно повлияет на качество работ?
– Мы закупаем товары, работы и услуги. С товаром понятно, мы его закупили по цене, которая сложилась. Авансирование практичеки отсутствует. Оплата происходит по факту поставки, когда заказчик принял товар.
В услугах и работах, как правило, предусмотрен аванс в пределах 30% от начальной стоимости. Когда наши специалисты видят, что из-за достаточно низкой цены может пострадать качество, они особенно тщательно осуществляют надзор за производственными процессами.
Тем более, что сегодня на торги выставляются не просто какие-то аморфные работы, а четко прописываются все их виды.
– Как быть, если во время работы выявились непредвиденные обстоятельства, повлекшие за собой дополнительные расходы?
– В рамках существующего контракта есть возможность увеличить финансирование в пределах 10% от исходной сметы. 1 октября этого года внесены существенные изменения в сторону увеличения степени ответственности должностных лиц за эффективное использование бюджетных средств.
Этими вопросами занимается Контрольно-ревизионная инспекция администрации области.
– Какие перспективы нас ожидают в связи с распространением современных методов закупок?
– Во-первых, ощутимая экономия бюджетных средств и привлечение предприятий малого бизнеса к выполнению заказов области.
Будут широко внедряться методы оценки сравнительной эффективности закупочной деятельности, технологий оперативного и стратегического анализа.
Компьютерная программа позволит аккумулировать информацию, проходящую через систему, и консолидировать ее в данные статистической отчетности, характеризующие результат размещения областного заказа и эффективность деятельности государственных заказчиков.
Кроме того, положительный опыт может найти применение в других видах деятельности. Например, при продаже государственного имущества, проведении лесного аукциона и т.п.

Текст: Елена КАШКИНА.
Фото: Наталья ВДОВИНА.
г.Владимир.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Юрий Анатольевич Соловьев окончил МВТУ им. Баумана, Российскую Академию Госслужбы в Москве. Будучи главой Судогодского района с 1988 по 1997 годы, серьезно занимался вопросами муниципальной собственности, что впоследствии стало темой его кандидатской диссертации.
С 1997 года Юрий Соловьев руководит ГСУ "Фонд госимущества Владимирской области".

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике