В ответе за каждый километр

С ПРАЗДНИКОМ! Дорожная отрасль переживает сейчас нелегкие времена. Скудное финансирование заставляет забыть о капитальном ремонте дорог и строительстве новых - все деньги направляются на содержание дорог в соответствии...

– Александр Васильевич, за состояние дорог все ругают дорожные организации, но при этом мало кто вспоминает о том, что не все от них зависит. Можно попросить вас проиллюстрировать эту мысль несколькими цифрами?
– Да, без цифр разговор получится бездоказательным. До 1993 года, в котором отменили налог на пользователей дорог, во Владимирской области капитально ремонтировалось примерно 160 километров дорог в год. А по итогам прошлого года на капремонт пришлось всего четыре километра и еще 12 – на устройство поверхностной обработки. Если усреднить и пересчитать объемы производства на каждый из районных филиалов "ДСУ-3", то каждый из них имел порядка 30 миллионов рублей в год. После 1993 года они упали до восьми миллионов.
О недофинансировании дорожной отрасли мы говорили столько, что набили оскомину на зубах. Но цифры лишены эмоций и наглядно свидетельствуют о положении дел.
– Можно ли что-то сделать на уровне местной власти?
– Трудности, которые переживает дорожная отрасль России, являются общими для всех. Но состояние дорог в каждом регионе разное – по этому признаку и можно судить о работе местной власти. Не буду говорить о других областях, но во Владимирской следует отдать должное усилиям нашего губернатора Николая Виноградова. В условиях жестких тисков бюджета дотационной области он все же смог найти пути улучшения финансирования дорожников.
Из областного целевого дорожного фонда в местные бюджеты передается транспортный налог с физических лиц. Чтобы компенсировать эту потерю, Николай Владимирович предложил перечислять в данный фонд полтора процента налога на прибыль Владимирской области. Наше Законодательное Собрание утвердило это. В результате доходная часть дорожного фонда на 2007 год составит 915 млн рублей, а значит, и выполняемых объемов работ по дорогам прибавится. Областной фонд ничего не потерял, а налоги физических лиц теперь поступают в распоряжение районных администраций. Там, на местах, виднее, какую именно дорогу нужно отремонтировать в первую очередь. Теперь у этих намерений появилось финансовое подкрепление.
Кроме того, для районов, где мало индивидуального транспорта и соответственно ниже налоговые поступления, из областного целевого фонда будут выделяться субсидии.
"ДСУ-3" и его подразделения работают с недогрузкой и могут выполнять намного большие объемы, чем сейчас. Все упирается в деньги. Сейчас дорожники Владимирской области преодолели провал в финансировании, и их дела начинают поправляться.
Хотя проблем еще хватает – одной из них является недосбор транспортного налога с физических лиц. Раньше было невозможно пройти техосмотр своего автомобиля без предъявления квитанции об уплате налога. Теперь ГИБДД не имеет права потребовать такой документ – этим занимается налоговая инспекция. На свою личную машину "квиток" мне прислали в июле. Получается, что я полгода колесил по дорогам, не уплатив положенный налог без всякой вины с моей стороны.
А вот без талончика ОСАГО техосмотр не пройдешь. Таким образом, право стоять на страже платежей в пользу страховых компаний, из которых большинство является частными, у ГИБДД есть. А вот рычага воздействия на нерадивых плательщиков в пользу государства ГИБДД лишилось. Несмотря на то, что эти деньги идут на дороги, по которым мы с вами ездим каждый день. Неважно, на своем автомобиле или на общественном транспорте – на выбоинах встряхивает одинаково.
О том, насколько областной целевой дорожный фонд отстает от реальных потребностей, говорят такие цифры – для того, чтобы люди не жаловались на состояние дорог, ежегодный приток денег в фонд должен составлять два миллиарда рублей. Реальный же объем финансирования составил в 2006 году 819 миллионов.
– Состояние дорожного покрытия является, без сомнения, главной проблемой. Но, наверное, есть и другие сложности?
– На первый взгляд, состояние дорожного полотна и мусор на обочинах никак не связаны. Но на уборку закрепленных за дорогами земель дорожники вынуждены тратить деньги, которые могли бы пойти на ремонтные работы. В нынешнем году на площадках отдыха было оборудовано 29 мест для контейнеров. Увы, из-за низкой культуры тех, кто пользуются дорогами, количество мусора на обочинах заметно не убавилось.
Настоящим бедствием для дорожников являются городские субботники. Чтобы грузовик с мусором мог разгрузиться на полигоне по захоронению бытовых отходов, необходимо покупать талон. Намного дешевле опрокинуть кузов самосвала на обочину. Не налажен сбор и вывоз мусора в садовых товариществах – после выходных находящиеся поблизости автобусные остановки превращаются в свалки.
– Насколько оправданной получилась реорганизация районных дорожных предприятий Владимирской области в филиалы ГУП "ДСУ-3"?
– На тот момент четыре из 29 предприятий были убыточны и обременены большими долгами. Находились скептики, которые считали – зачем вешать на себя эту обузу? Время доказало правоту губернатора, который был инициатором объединения. Благодаря этому мы сохранили областную структуру дорожных организаций. Долги отстающих погасить было нелегко, но сейчас с ними покончено.
Теперь вся прибыль "ДСУ-3" пойдет на освоение новых технологий и приобретение современной техники. В этом вопросе Николай Владимирович не дает дорожникам покоя и постоянно напоминает, что без обновления основных фондов нас выдавят с рынка конкуренты. Законодательное Собрание утвердило предложение о выделении в 2006 году из областного бюджета 11 миллионов рублей на приобретение шести комбинированных дорожных машин, которые будут переданы нашим предприятиям в аренду или безвозмездное пользование. На область по нормативам необходимо 212 КДМ, фактически же их в два раза меньше. В следующем году на дорожную технику планируется выделить 34 млн.
– Сейчас подряды на ремонт и строительство дорог отдаются исполнителям на конкурсной основе. Не считаете ли вы, что конкурс выиграет организация, предложившая минимальную цену, но не способная обеспечить должное качество работ?
– От тендеров отказываться нельзя. Например, в ходе торгов на подход к мосту через Оку у Мурома стартовая цена была снижена на 100 миллионов рублей. Негативная тенденция погони за дешевкой сейчас отходит. Тот же подряд на подход к мосту выиграло "ДСУ-3", причем предложенная им цена была не самой малой. Организаторы торгов при выборе подрядчика руководствовались комплексной оценкой – смотрели не только на цену, но и на обеспеченность организаций техникой, их способность выполнить большие объемы работ в заданные сроки и т.д.
– Александр Васильевич, южный обход Владимира задумывался как дорога второй категории, но из-за высокой аварийности пришлось реконструировать предпоследнюю очередь под первую. Будет ли продолжена реконструкция других участков?
– Южный обход сейчас передается в федеральную собственность, чтобы область не тратилась на его содержание. По этой же причине область не стала заказывать проект реконструкции. Но мы подготовили обоснование инвестиций на начальный участок – с ним федералам будет легче завершить начатое.

Беседовал Сергей БАРАНОВ.
Фото Андрея ЗАХАРОВА и Владимира КРЫЛОВА.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике