Смотритель госимущества

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ В эти дни департаменту имущественных и земельных отношений Владимирской области исполняется 15 лет. Правда, если быть точным, то это название организация получила сравнительно недавно. А тогда,...

– Александр Васильевич, если оглянуться назад, то как бы вы оценили работу своей организации за это время?
– Считаю, что организация справилась с поставленной перед ней задачей. В 1991 году государство проводило такую политику: поскорее проведем приватизацию, тогда у нас появится рынок, и он сам начнет работать. Помню, был я в то время на семинаре, который проводил один из замов Анатолия Чубайса. Прозвучал вопрос: какие все-таки должны быть темпы приватизации? Ответ был буквально следующим: госимущество надо продавать максимально быстро, по какой угодно цене, хоть за копейки.
Как мы сегодня видим, рынок не расставил все по своим местам. Тогда, в начале и середине 90-х, класс эффективных собственников не сформировался. Люди, получившие имущество по бросовым ценам или бесплатно, соответственно и относились к нему. Они не имели зачастую элементарного опыта руководства, не имели желания инвестировать в полученное бесплатно имущество собственные средства, пытались "выжать" из него сиюминутную прибыль. Экономика от этого сильно пострадала. Эффективные собственники начали появляться лишь тогда, когда предприниматели стали вкладывать в имущество собственные деньги.
Если говорить о нашей области, то мы, безусловно, поторопились с приватизацией крупных предприятий. Уже к 1994 г. более 60% всех предприятий области было приватизировано. Люди, способные заплатить за них действительно хорошие деньги и грамотно руководить, появились сравнительно недавно.
Но за 15 лет не отменено ни одного серьезного решения о приватизации. Значит, работники комитета за все годы существования организации не допустили ни одного непродуманного решения, действовали в строгом соответствии с законом.
Сегодня у департамента другие задачи: департамент управляет госимуществом, ведет реестр объектов недвижимости, закрепленных за областными учреждениями, регулирует земельные отношения, является уполномоченным органом по размещению госзаказа. Должен сказать, что подчиненные нам государственные унитарные предприятия (ГУПы) имеют неплохие экономические показатели, иногда более высокую, чем у частников, рентабельность.
– Чем это можно объяснить?
– Наверное, не воруют и неплохо работают.
– Как конкретно департамент осуществляет руководство государственными унитарными предприятиями?
– Мы выступаем от имени собственника-государства. Департамент своим распоряжением назначает руководителя того или иного предприятия. Департамент, в случае чего, и освобождает его от должности. Наш департамент совместно с отраслевыми департаментами администрации области ежегодно планирует работу ГУПов, определяет основные показатели их деятельности. Все 32 ГУПа разделены по отраслям деятельности: медицинские, транспортные, проектно-строительные и т.д. Соответствующие отраслевые департаменты областной администрации вносят свои коррективы. Плановые задания доводятся до унитарных предприятий, которые ежеквартально отчитываются о своей деятельности.

– 32 ГУПа имеют самый разнообразный профиль. Как удается согласовывать их деятельность с интересами области?
– Именно через тесное взаимодействие с отраслевыми департаментами обладминистрации. Там определяют, какие виды работ и какое медоборудование должно закупать ГУП "Медтехника" для нужд учреждений здравоохранения, какие маршруты и цены на перевозку пассажиров должны устанавливаться автотранспортным предприятиям, какие виды работ должны проводить дорожные предприятии и так далее. Наше же дело – следить за экономической эффективностью госпредприятий и сохранностью имущества.

– Часто ли вы пользуетесь своим правом освобождать руководителя предприятия от занимаемой должности? Помогает ли это?
– Порой приходится освобождать, если руководитель не справляется со своими обязанностями. К примеру, не везет Судогодскому АТП, где на должности руководителя уже сменилось несколько человек. А вот в Гусь-Хрустальном АТП новый руководитель сумел наладить работу. Заметно улучшились показатели после смены руководства у Владимирского карьероуправления.

– Если государство – такой эффективный собственник и управленец, то не стоит ли нам подумать о деприватизации? Тем более, что такие разговоры периодически идут.
– Тема деприватизации время от времени возникает в центре общественного внимания. Несколько лет назад в Госдуме активно обсуждалось несколько проектов закона о деприватизации. Но ни один проект не предполагает возврата к плановой экономике.
Сегодняшнее законодательство не предусматривает иного способа перехода собственности от частника к государству, кроме конфискации или покупки имущества. И стоит ли менять законодательство?
Давайте порассуждаем. Допустим, будет принят закон о возврате имущества из частных рук в государственные. Как? Либо путем выкупа, либо насильственно. Задешево никто свою собственность не отдаст, а государство не настолько богато, чтобы платить за заводы и фабрики их реальную цену, отдав это имущество 10-15 лет назад почти бесплатно.
Кроме того, сегодня, в отличие от 90-х, подавляющее большинство частных предприятий имеют грамотных собственников. Так надо ли выкупать у них имущество? Это экономически неэффективно.
О другом способе деприватизации – насильственном – даже и говорить не стоит. Никто по хорошему собственность не отдаст, и такое решение ничего, кроме катаклизмов в обществе, не принесет.

– Будет ли продолжаться приватизация дальше?
– Предполагается, что к 2009 году все не имеющие социальной направленности ГУПы должны быть превращены в АО. Но это не означает, что они обязательно перейдут в частные руки. Ведь 100% акций акционерного общества могут принадлежать государству.

– Ваш департамент регулирует земельные отношения в области. Существует ли у нас какая-либо целенаправленная земельная политика?
– 15 лет назад основную часть сельхозземель раздали крестьянам. Земля стала частной собственностью. Ну а собственник сам распоряжается своим имуществом. Сейчас теми или иными путями происходит концентрация земельных участков в частных руках, особенно в западных районах области, вблизи Москвы. Сформировав достаточный надел, владелец начинает его по частям распродавать. Иногда – московским дачникам. К сожалению, мы не можем остановить этот процесс, и хотя строить на этой земле дачи и коттеджи запрещено, собственники земельных участков делают это самовольно.

– Но ведь область теряет земли сельхозназначения?
– Согласно законодательству, землю сельхозназначения перевести в другую категорию может только субъект Федерации. Если участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства, более 3 лет используется не по целевому назначению, он может быть отобран у владельца по решению суда.
Но на практике отобрать землю у собственника совсем непросто. Не секрет, что порой земли сельхозпредприятий не используются, пустуют, зарастают бурьяном. Меняется собственник, новый владелец превращает эту землю в дачный участок. Если подходить формально, то следует забирать землю, сносить дачу. Принять такое решение нелегко.
Второй вопрос – кому эту землю потом отдавать, если муниципалитету она не нужна?
Еще один пример. На улице Мира во Владимире, на принадлежащем государству земельном участке, возведен многоквартирный жилой дом. Дом построен без соответствующего разрешения. Выходит, он должен быть разрушен? А в чем виноваты люди, заплатившие за свои квартиры?

– Так в чем же заключается областная политика в сфере регулирования земельных отношений?
– В области разработана и существует концепция управления земельными ресурсами Владимирской области. Согласно ей, земля должна использоваться по назначению, в соответствии с действующим законодательством, земельные участки должны продаваться только в строгом соответствии с законом, должно сокращаться количество неправомерных сделок с земельными участками.
В этом направлении мы тесно работаем с муниципальными образованиями области, с "Росземкадастром". К сожалению, земельное законодательство неоднозначно и противоречиво. Есть сложности.

Беседовал Владимир КРЫЛОВ.
Фото из архива редакции.
г.Владимир.

ЦИФРА НОМЕРА
1,2 млрд. руб. в 2005 году поступило в бюджеты всех уровней от использования муниципального, областного и федерального имущества во Владимирской области.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ
На 31 декабря 2005 года в государственной собственности Владимирской области находится имущество 441 юридического лица, имеющих на балансе 3757 объектов недвижимости с общей стоимостью основных средств 4,599 млрд. руб.
Область имеет долю облсобственности в уставном капитале 48 хозяйствующих субъектов (45 ОАО и 3 ООО). Общая номинальная стоимость акций и вкладов составляет 74,5 млн руб.
В 2005 году осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность ГУПы реализовали продукции, товаров и услуг на сумму 1,216 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2004 году. 72,5% от общей выручки получили ДСУ № 3 (40,2%), комбинат "Тепличный" (16,7%), Владоблжилкомхоз (15,6%).
В 2005 году приватизированы путем преобразования в ОАО следующие ГУПы: Гороховецкое АТП, Муромское ПАТП, Гусь-Хрустальное ПАТП, Александровское ПАТП.
В 2005 году подано 43 заявки на приватизацию земельных участков, по 39 из них приняты положительные решения на приватизацию участков общей площадью 948353,3 кв. м.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике