На смену “откатам” придет цивилизованный бизнес

ТОРГОВЛЯ ...мы вступаем в фазу цивилизованной торговли. Как этот процесс идет во Владимирской области, мы решили проследить на примере электротехнической компании "Энергомаш".

Директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области Валерий Михайлович Скорик в разговоре с журналистами "Призыва" отметил, что время "блошиных рынков" ушло в прошлое. Сегодня идет жесточайшая конкуренция в качестве обслуживания покупателей и предоставляемых им услуг. Другими словами, мы вступаем в фазу цивилизованной торговли. Как этот процесс идет во Владимирской области, мы решили проследить на примере электротехнической компании "Энергомаш".

Компания, созданная 12 лет назад во Владимире, сумела за короткий срок создать себе такой авторитет, что сегодня с успехом работает в других регионах России, привлекая из них во Владимирскую область денежные средства и активно пополняя ее бюджет. Два основных направления деятельности компании – оптовая и розничная торговля.
"Энергомаш" начинал свою деятельность с оптовых операций. Но жизнь показала, что розничная торговля электротехникой – тоже вполне востребованное направление. Решение компании о создании сети магазинов успешно реализуется. Сегодня "Энергомаш" представлен уже в 10 городах центра России. Только в нынешнем году открыты пять новых крупных магазинов в Нижнем Новгороде, Иванове и Рязани.
Сегодня требует совершенствования созданная в начале пути сеть магазинов компании во Владимире. В начале августа после ремонта откроется для посетителей обновленный Технический центр на Студеной горе, в более просторное помещение переехал магазин в Кольчугине, ведется строительство нового современного торгового подразделения на ул.Мостостроевской.
"Энергомаш" также постоянно расширяет номенклатуру предлагаемых изделий, улучшает эстетику их подачи.
Другими словами, компания старается применять в розничной торговле цивилизованный подход. Следит за уровнем цен, качеством товаров, внедряет современные торговые технологии. Покупатель откликается на все начинания компании, если так можно сказать, голосует за них рублем. Это и позволяет "Энергомашу" активно развиваться. Вложения в цивилизованную торговлю выгодны.

Те же подходы компания применяет и в оптовой торговле. Регулярно проводятся семинары для клиентской сети, на многочисленных выставках развертываются экспозиции изделий, которыми торгует "Энергомаш". Клиентам предлагаются отраслевые новинки, оказывается помощь на стадии проектирования. Компания подсказывает, как избежать лишних затрат, применения устаревших или более дорогих изделий. Бюджетным организациям и постоянным заказчикам предоставляются рассрочки оплаты, договорные гарантии, а при необходимости – бесплатные транспортные услуги. Да и оптовые цены у "Энергомаша", естественно, ниже розничных.
Владимирцам давно известен лозунг "тысячи изделий по заводским ценам и ниже". К тому же ассортимент и товарные запасы центральных складов неизмеримо крупнее, чем в магазинах. Казалось бы, если в оптовой торговле оказывается больше цивилизованных услуг, то и развиваться она должна быстрее, чем розничная. На деле же ситуация обстоит несколько иначе. Оптовые сети развиваются медленнее розничных. Образно говоря, оптовый покупатель порой предпочитает маленький неказистый магазинчик самому современному универсаму.
Главное отличие оптовой и розничной сетей, видимо, состоит в психологии клиентов. В розничной сети хозяин денег сам покупатель. В оптовой – хозяин доверяет свои деньги тому, кто покупает. И, как правило, расплачивается за это доверие.

Мы не случайно такое большое внимание уделяем оптовой торговле. Розничные магазины у всех на виду. А многие ли из наших читателей бывали в оптовых фирмах и фирмочках, предлагающих запчасти, комплектующие, оборудование, материалы и т.п.? "Годы безупречной работы на рынке, поставка в течение одного дня и т.д." – эти лозунги постоянно звучат в их рекламах. Мы выборочно посетили ряд подобных предприятий, торгующих изделиями самого различного назначения. Впечатление таково: одно-два арендованных помещения, маленький полупустой складик. Никаких выставок и иных следов цивилизации. Зато настойчивое желание продать подороже и даже заплатить за это. Кому? Хозяину?
Вот один из типов продавцов, которым хозяева через своих работников доверяют деньги. Случись что-то с купленным оборудованием – чем такая "безупречная" фирма ответит перед клиентом? Но ведь живут же, паразиритуют, уходят от налогов или выкачивают деньги из нашей области в другие регионы. Вот она, подводная часть айсберга оптовой торговли, процветающая на "откате". Вместе с постоянно возрастающими уровнями зарплаты и потребностей растут и аппетиты "откатчиков", входящих в альянс с мелкими фирмочками. Тем самым наносится ущерб предприятиям-потребителям и их хозяевам, растет себестоимость товаров и услуг. Одна из основных составляющих этого – изделия, приобретенные с откатом.
Вы можете себе представить, что в магазин "Spar" пришел снабженец и попросил продать ему буханку хлеба за 100 рублей, а разницу выплатить "налом"? Смешно? Нет, грустно, потому что в оптовой торговле это стало нормой.
А теперь ответьте: нужен ли таким снабженцам цивилизованный сбыт? И зачем "откатным фирмам" в него вкладываться?

А теперь можно вернуться к "Энергомашу" и задать вопрос его менеджерам: зачем с таким широким ассортиментом заниматься низкоэффективным вложением в цивилизованный оптовый сбыт? Ведь достаточно купить снабженцев – и нет проблем!
Дело в том, считают в компании, что таким способом можно прожить несколько лет, но будущего, ради чего создавался холдинг, не будет. Конкуренты, даже крупные, пришедшие к нам из других областей, часто пропагандируют "откатную" сбытовую политику, но "Энергомаш" этим путем не пойдет.
Сбытовики компании очень рассчитывают на то, что на их цивилизованные предложения предприятия откликнутся более рачительным подходом к выбору поставщиков, как это делают, например, на заводах им. Дегтярева, "Точмаше", "Автоприборе" и ряде других постоянных клиентов компании.
Но каким же способом может сам "Энергомаш" или любое аналогичное предприятие повлиять на ситуацию? Ведь не сидеть же и ждать, пока кому-то приспичит цивилизация!
Вот что думает по этому поводу начальник сбыта компании Сергей Сироткин:
– Надо пробиваться путем активной работы менеджеров на предприятиях. Ходить и доказывать очевидное, уговаривать руководителей взглянуть на потери, которые они несут.
Хотя их тоже можно понять: текущие заботы, общее руководство…
Поэтому мы разработали специальные незатратные системы выбора поставщика, которые помогаем внедрять. Да и бесплатный аудит закупок приходится нередко делать, что в 100% случаев выявляет злоупотребления.
Чтобы бороться, надо быть сильным, поэтому в сбыте компании разрабатывается новая система, позволяющая активным менеджерам зарабатывать очень хорошо. Растет штатный состав. Предприятие готово рассмотреть кадровые предложения от энергичных людей, желающих работать цивилизованно, стать прогрессивными руководителями.
На "Энергомаше" формируется молодая команда. Предприятие готовит себя к будущему и явно доживет до цивилизованных отношений в оптовой торговле.
– Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы такие отношения появились как можно скорее! – говорит Сергей Сироткин.

Конечно, проблем оптовой торговли, не затронутых в данной публикации, еще осталось предостаточно. Как правило, они типовые, поэтому данный разговор полезно продолжить, и не только на страницах газеты. Но пример "Энергомаша" показывает, что России сегодня как воздух необходим цивилизованный бизнес, при котором не существует понятия "теневой" экономики, налоги аккуратно перечисляются в бюджет, деньги идут на развитие предприятий, работают на человека, на его здоровье, улучшение условий жизни, обеспеченную старость.

Сергей МИХАЙЛОВ.
Фото автора.
г.Владимир.

ИЗ ДОСЬЕ "ПРИЗЫВА"
"Энергомаш" – многоотраслевая холдинговая компания, организованная в сентябре 1994 года и создавшая 800 рабочих мест.

Основные направления деятельности: комплектация ремонтно-эксплуатационных нужд предприятий электро- и светотехникой, КИП и А, кабельно-проводниковой продукцией, средствами связи и сигнализации; оптовая и розничная торговля вышеуказанными изделиями; электромонтажные работы; производство рубильников и люминесцентных светильников.

Территориальная структура: управляющая компания, центральный производственный и складской комплекс во Владимире, филиалы в Гусь-Хрустальном, Коврове, Муроме, Костроме, Иванове, Нижнем Новгороде, Рязани и Ярославле.

Розничная сеть: 25 специализированных технических центров и магазинов.

Официальные партнеры: ОАО "Электрокабель" Кольчугинский завод", Курский завод "Электроаппарат", Могилевский завод "Электродвигатель", Нижегородский завод имени Фрунзе, Ленинградский электромеханический завод, Кашинский завод "Электроаппаратуры", компании "Световые технологии", "Интерэлектрокомплект", "Диэлектрические кабельные системы" и многие другие ведущие российские и зарубежные производители.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике