Нововведения “вмененки”

НАЛОГИ , КАК ПО НОТАМ Налоговикам оставят дисциплинарные сроки О предоставлении имущественного вычета Расходы на публикации в СМИ, не содержащие пометки "на правах рекламы", не признаются рекламными

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ внесены существенные поправки в главу 26.3 Налогового кодекса, регулирующую особенности уплаты ЕНВД. Разобраться в нововведениях оказалось довольно трудной задачей.

Среди прочего, закон № 101-ФЗ значительно расширил перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляя которые фирмы и предприниматели автоматически подпадают под "вмененку".

Например, к таковым теперь относится распространение или размещение рекламы на городском транспорте, на легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах, речных судах. Также на ЕНВД могут быть переведены услуги по временному размещению и проживанию и услуги по предоставлению в аренду стационарных торговых мест на рынках, не имеющих зала для обслуживания посетителей. То же самое касается теперь и услуг общественного питания, которые фирмы и предприниматели оказывают через объекты, не имеющие зала для обслуживания посетителей. В свою очередь розничная торговля разделена на два вида деятельности – через магазины и павильоны, имеющие торговый зал, а также через киоски, палатки, у которых торгового зала нет.

Естественно, такое огромное количество нововведений не осталось без внимания Минфина. Сразу после новогодних праздников чиновники ведомства выпустили, пожалуй, рекордное количество разъяснений, касающихся применения "вмененки" в той или иной ситуации. Рассмотрим их подробнее.

Реклама рекламе рознь…

Как уже отмечалось выше, с 1 января этого года под действие главы 26.3 Налогового кодекса подпадает размещение рекламы на различных видах транспорта. Однако оказалось, что нововведение было истолковано однозначно далеко не всеми. Прямое подтверждение тому – письмо Минфина от 27 декабря 2005 г. № 03-11-04/3/186.

В нем некая фирма задала вопрос, является ли "вмененной" деятельностью размещение рекламы внутри общественного транспорта. Речь шла о расклейке в салоне автобуса или вагона метро одноразовых наклеек – стикеров, содержащих рекламную информацию.

По мнению представителей министерства, нормы статьи 346.27 подразумевают, что ЕНВД можно применять в отношении лишь наружной рекламы. Другими словами, она должна размещаться на крышах, боковых поверхностях кузовов, и представлять собой рекламные щиты, таблички, электронные табло и "иные средства рекламы". В Минфине, очевидно, считают, что "неопределенный круг лиц", на который должна быть рассчитана эта реклама как "вмененный" вид деятельности, не должен ограничиваться вместимостью салона, внутри которого будут расклеены стикеры.

Таким образом, ответ чиновников оказался неутешительным. Правда, их мнение должно еще пройти испытание арбитражной практикой. Вместе с тем, рассчитывать на то, что судьи разрешат "вмененщикам" клеить рекламные объявления с внутренней стороны "боковых поверхностей кузовов", едва ли стоит.

…впрочем, как и аренда

Аналогичные сомнения у "вмененщика" может вызвать и сдача в аренду помещений. Согласно нормам вступившего в силу подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, деятельность по передаче во временное пользование стационарных торговых мест действительно может быть переведена на ЕНВД. Однако касается это лишь тех помещений, которые расположены на рынках или в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей. Магазины к таковым не относятся. На это чиновники Минфина обратили внимание в письме от 20 декабря 2005 г. № 03-11-04/3/175. Их вывод состоит в том, что с полученной арендной платы за сданное помещение в магазине его владельцу придется заплатить все "общережимные" налоги.

Посвящено вопросам сочетания аренды и "вмененки" и другое письмо министерства – от 18 января 2005 г. № 03-11-04/3/17. В нем финансисты напомнили, что деятельность по передаче во временное владение стационарных торговых мест на крытых рынках, в торговых комплексах может переводиться на уплату ЕНВД только в случае, если речь идет о сдаче отдельного "торгового места". Если же, допустим, владелец решил сдать в аренду сразу часть ярмарки, он автоматически "попадает" на общий режим.

Немного о розничной торговле

Однако самыми примечательными в контексте применения ЕНВД оказались два письма Минфина (от 17 января 2006 г. № 03-11-04/3/16 и от 18 января 2006 г. № 03-11-04/3/20),содержащие разъяснение понятия "розничная торговля". Содержание и выводы, которые сделаны в обоих документах, абсолютно идентичны. По мнению чиновников, в целях главы 26.3 Кодекса к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами за наличный расчет или с использованием платежных карт. При этом не имеет значения и статус покупателя – им может быть как физическое лицо, так и организация. Определяющим же признаком розницы должно служить не что иное, как конечная цель приобретения товара.

Если же предприниматель намерен в будущем перепродать данную продукцию или использовать ее в производстве, то сделка по купле-продаже товара автоматически исключается из разряда розничной. Однако далеко не во всех случаях продавцу может быть известна дальнейшая судьба реализованного товара. Да и не устанавливает Налоговый кодекс обязанности осуществлять контроль за последующим использованием покупателем приобретаемой продукции. Этот момент представители Минфина аккуратно обошли.

Предпринимателям же остается или идти решать эту проблему в суд, или ждать новых разъяснений финансистов, или же использовать наиболее "проверенный" вариант: очень осторожно следовать уже имеющимся и несколько туманным указаниям чиновников.

И.С. Вершинина, эксперт "Федерального агентства финансовой информации".

К СВЕДЕНИЮ
Налоговикам оставят дисциплинарные сроки

Скорее всего, налоговикам, как и прежде, будет отведено лишь три месяца на то, чтобы выставить требование об уплате налога.
На сохранении действующей редакции статьи 70 Налогового кодекса настаивают члены налогового подкомитета Госдумы. Депутаты считают, что установленное ограничение не столько ущемляет интересы инспекторов, сколько дисциплинирует их. Стоит отметить, что у законодателей по этому вопросу есть достаточно весомый противник – Минфин. Именно представители этого ведомства при разработке законопроекта, направленного на совершенствование налогового администрирования, попытались внести в Кодекс поправку, которая отменила бы трехмесячный лимит. Таким образом финансисты хотели дать возможность контролерам предъявлять налоговые претензии, фактически когда им заблагорассудится.

О предоставлении имущественного вычета

С 1 января 2005 г. имущественный налоговый вычет на новое строительство либо приобретение на территории РФ, квартиры или доли (долей) в них может быть предоставлен налогоплательщикам до окончания налогового периода при подаче письменного заявления работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме Уведомления, утвержденной приказом ФНС России от 07.12.2005 г. № САЭ-3-04/147.
Налоговый агент на основании указанных документов вправе предоставить в 2005 г. налогоплательщику имущественный налоговый вычет начиная с доходов, полученных налогоплательщиком с 1 января 2005 г.
Если по итогам 2005 г. сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, указанной в Уведомлении за 2005 г., налогоплательщик имеет право на получение остатка имущественного налогового вычета на основании письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании 2005 г. либо у налогового агента на основании нового Уведомления за 2006 г. (Письмо Минфина РФ от 25 января 2006 г. № 03-05-01-04/8).

Расходы на публикации в СМИ, не содержащие пометки "на правах рекламы", не признаются рекламными

В целях налогообложения налогом на прибыль организаций расходы на рекламные мероприятия через СМИ относятся к расходам организации на рекламу.
Использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается. Организациям СМИ запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала. Таким образом, учитывая, что печатные статьи о деятельности Общества не содержат пометки "на правах рекламы", и взимается плата за их размещение, указанные публикации не признаются рекламными и при налогообложении прибыли организаций не учитываются. (Письмо Минфина РФ от 31 января 2006 г. № 03-03-04/1/66).

Совместный проект ЗАО "Газета "Призыв" и журнала "Наш бухгалтер".

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике