Начальник финансового управления областного центра Владимир Савельев

За качество городского бюджета отвечаем

Начальник финансового управления областного центра Владимир Савельев:

За качество городского бюджета отвечаем

Бюджет города Владимира 2004 года, как мы уже сообщали ("Призыв" за 23 декабря), признан лучшим во Владимирской области и попал в десятку лучших бюджетов городов страны.

По результатам мониторинга, проведенного главным областным финансовым управлением, по финансовому положению и качеству управления финансами Владимиру равных нет.

"Призыв" встретился с начальником городского финансового управления Владимиром САВЕЛЬЕВЫМ.

Как это было

– Поздравляем, Владимир Авенирович, с успехом. Расскажите подробнее нашим читателям, как это случилось?

– В мониторинге приняло участие 21 муниципальное образование. Чтобы выявить лучший бюджет, специалисты областного финансового управления пользовались методикой, разработанной Министерством финансов. В мониторинге учитывались десять показателей. У Владимира отмечены плюсами все 10 показателей. Одного плюса не хватило округам Александров, Вязники, Кольчугино, Муром, Юрьев-Польскому, Судогодскому районам.

– А можно поподробнее?

– Во Владимире нет кредиторской задолженности. Размер недоимки по местным налогам в городскую казну по сравнению с предыдущим годом сократился на 29 миллионов рублей. В целом объем налоговых доходов на ноябрь этого года составил полтора миллиарда рублей.

Таких показателей нет ни у одного муниципального образования в области.

– Перед этой победой Владимир завоевал еще одну – наш город вошел в десятку лучших городов страны по уровню бюджетной обеспеченности на одного жителя города. Как мы дошли до такой жизни?

– Во Владимире на одного человека приходится 7 тысяч 153 рубля. В этих подсчетах, которые проводил журнал "Бюджет", участвовали около 100 городов страны. В первых рядах стоят такие города, как Сочи, Череповец. У них бюджетное финансирование на порядок выше нашего. Но все равно Владимир занял почетное десятое место. В списке также значились Муром и Ковров, но они по данным параметрам оказались на несколько ступеней ниже Владимира.

Мы, конечно, очень рады, что так получилось. Сначала признание на федеральном уровне, а потом на областном. Мы считаем, что чем лучше исполняется бюджет, тем больше пользы он приносит населению. Однако за качество исполнения бюджета отвечает не только наше финансовое управление. Большая заслуга в этом главы города Александра Рыбакова и всех депутатов горсовета.

Многое зависит от бюджетных учреждений. Ведь именно они расходуют денежные средства. Я думаю, что обе эти награды заслужили все мы.

Бюджет стал оперативным

– Что же особенного было в бюджете Владимира 2004 года?

– Каждый день финансовое управление подсчитывает доходы и расходы, анализирует исполнение бюджета. Эти данные появляются на столе у главы города каждое утро. Александр Рыбаков уверен, что только так можно в любую минуту держать руку на пульсе финансовой жизни города.

К примеру, на 21 декабря в городскую казну еще не поступило 70,7 миллиона рублей. Но до Нового года осталось еще 9 рабочих дней. За это время сумма существенно изменится.

Пока бюджет текущего года выполнен на 95,6 процента, но к концу года показатель вырастет до 100,1 процента. В целом план по доходам за 2004 год составляет 1,6 миллиарда рублей, пока же доходная часть равна 1,5 миллиарда рублей.

– Владимир Авенирович, а что такое "оперативный бюджет" – это словосочеитание очень часто повторяют многие чиновники.

– Бюджет города стал более оперативным. Ежедневная сводка доходов – тому доказательство.

Но самое главное – это постоянное изменение бюджета. Ежемесячно на заседании горсовета, по предложению его комитетов и финуправления депутаты вносят изменения в текущий бюджет.

На последнем заседании, например, добавили определенную сумму на капитальный ремонт, на индексацию детских пособий.

Несколько месяцев подряд бюджет менялся из-за увеличения расходов на ремонт дорог и дворовых территорий.

Многие многодетные семьи, пенсионеры и участники Великой Отечественной войны получили в этом году единовременную социальную помощь от городской администрации.

Дополнительные суммы, появляющиеся в городской казне, сразу направляются на решение социальных нужд. В частности, на ремонт парков отдыха, здания городского Дворца культуры и стадионов.

Оперативность требует постоянного контроля, точного исполнения. Бюджет на будущий год, как правило, составляется и утверждается в ноябре-декабре текущего года. Летом уже многое меняется.

При хорошем руководстве бюджет можно корректировать. Например, если в бюджете запланировано купить стол, то это не значит, что решение нельзя изменить. Если течет крыша, то стол может и подождать.

Мы действуем именно по такому принципу.

Как создается бюджет?

– В последние годы бюджеты всех уровней (федеральный, областной, городской) стали социальными. Самые большие суммы планируются на образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану правопорядка. Во Владимире все так же?

– Каждой названной вами сфере в таблице отводится раздел, который в свою очередь разбивается на подпункты. Например, на сферу образования выделяют средства не только на зарплату педагогам. Здесь же предполагаются и следующие статьи расходов: на приобретение книжной литературы, оборудования, питание школьников, на оплату комуслуг бюджетных организаций, на ремонт зданий и так далее.

К формированию бюджета будущего года специалисты приступают уже в мае текущего года. Сначала выходит постановление главы города с четким определением того, каким будет основное направление бюджетной политики следующего года.

Городское управление экономики в свою очередь составляет прогноз социально-экономического развития.

Самый главный момент – доходная часть бюджета, но она в то время нам точно пока неизвестна. Поэтому мы ориентируемся на сумму доходов по бюджету текущего года.

Но в этом году впервые для формирования бюджета будущего года была создана рабочая группа, в которую вошли специалисты финансового управления, депутаты городского совета, сотрудники управления экономики, Счетной палаты и налоговых органов.

– Раньше же существовала другая система формирования бюджета. Управление финансов готовило проект бюджета, затем его проверяла Счетная палата. На согласительной комиссии между структурами нередко возникали споры и разногласия по поводу принятия некоторых вопросов.

– Вот именно для ликвидации конфликтов и была создана рабочая группа.

Несколько лет назад городские управления составляли свой бюджет с указанием сетки расходов. Каждый определял сумму затрат по максимуму. Денег в казне не хватало. Теперь такая практика разработки проекта бюджета не ведется.

Сейчас финансовое управление сводит доходы и расходы с учетом всех изменений законодательства и затем предоставляет данные о расходах каждой структуре. Руководство управлений уже по своему усмотрению распределяет эту сумму.

При самостоятельной работе структурных подразделений городской администрации таких вопросов, что кому-то запланированных средств не хватает, уже не возникает.

Кто делает бюджет

– Расскажите о своем коллективе, Владимир Авенирович.

– С удовольствием. В финансовом управлении работает 54 специалиста. Почти все – с высшим экономическим образованием. В структуру финансового управления входит несколько отделов: отдел доходов, отдел финансирования соцсферы, бюджетный отдел, бухгалтерия и контрольно-ревизионный отдел. Бюджетный отдел координирует действия остальных подразделений, его специалисты обобщают и анализирую все данные.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Владимир Авенирович Савельев родился 11 октября 1948 года в селе Красное Юрьев-Польского района Владимирской области. После окончания школы Владимир Савельев поступил в финансовый техникум. Как только он получил диплом, сразу же ушел служить в армию. Но не в канцелярию, как сначала хотелось юному финансисту, а в транспортную авиацию. Сначала Владимир Савельев служил механиком вертолетов МИ-1 и МИ-4 в Риге, а потом в городе Ломоносов Ленинградской области. От службы в армии у Владимира Савельева остались светлые воспоминания. Владимир Авенирович признается, что если бы не годы, он бы еще разок в армии побывал.

С 1971 года Владимир Савельев работает в городском финансовом отделе. Сначала инспектором, потом старшим инспектором, далее начальником бюджетного отдела и заместителем заведующего отделом. И через 11 лет службы в отделе Владимир Авенирович стал начальником финансового управления. Тогда же он закончил финансовый институт. В качестве заместителя главы Владимир Савельев работает последние шесть лет. Пять лет назад указом Президента начальника финуправления наградили званием заслуженного экономиста РФ.

мысли вслух

О работе:

– Почти всю свою жизнь я отдал финансовой системе. 33 года – это не шутка. Благодаря длительной работе в этой структуре, наш коллектив по возможности решает и возникающие финансовые проблемы.

С главой города Александром Рыбаковым мы работаем много лет. Вместе мы решаем все основные вопросы, касающиеся бюджета города.

О бюджете:

– Бюджет – это тонкая политика. Говорят, Восток – дело тонкое. А бюджет еще тоньше. Финансовые потоки надо так направить, чтобы в дальнейшем все шло по плану.

Казалось бы, две цифры: доходы и расходы. Но нет. Чтобы составить бюджет, надо миллионы цифр учесть. Главная задача, которую ставит перед нами Александр Петрович Рыбаков, чтобы не было проблем в первую очередь с выплатой зарплат работникам бюджетной сферы, обеспечением питанием и медикаментов, с качеством комуслуг и с социальными выплатами.

Прежде всего, мы должны думать о текущем бюджете, а уже потом о перспективах, о бюджетном развитии. Мы же не можем думать о строительстве дома, если нам не в чем ходить.

О монетизации льгот:

– Монетизация льгот – это не выход из положения. Никаких таких реформ не потребуется, если повысить пенсии.

Раньше пенсий пожилым людям хватало на жизнь. Пусть зарплата отстает от необходимых показателей, но пенсионер, который проработал всю жизнь, имеет право на нормальную пенсию. Ну разве это пенсия – 1700-2000 рублей? Ее надо повысить в 3 раза, тогда пенсионер за квартиру и за проезд сможет платить и еще останется купить что-то в магазине.

Об успехах:

– Мы почти освободились от долгов за услуги ЖКХ бюджетных организаций. По индексации детских пособий были долги в 10 миллионов рублей. Мы их тоже погасили. В этом году направили много средств на ремонт дорог и теплотрасс – потрачено средств на капремонт значительно больше, чем в прошлом. Самое главное, мы справились с долгами по федеральным законам "О ветеранах", "Об инвалидах".

О главных задачах:

– Наша главная задача – сделать так, чтобы на улицах города было чисто, а в квартирах – тепло. На благоустройство города, капитальный ремонт теплосетей и оборудования котельных и уходит большая часть средств городского бюджета.

Подготовила Анна ТУМАНОВСКАЯ.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике