Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области Виктор ШАРАПОВ:

Мы защищаем отечественных производителей

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области Виктор ШАРАПОВ:

Мы защищаем отечественных производителей

Федеральная антимонопольная служба – достаточно молодое государственное образование. Еще полгода не прошло с тех пор, как было принято решение о ее образовании. Однако, учитывая предшествующий опыт работы на базе Государственного комитета по развитию предпринимательской деятельности и Министерства РФ по антимонопольной политике, следует признать, что профессионализма и организационных качеств сотрудникам "новой" службы не занимать. О том, каковы реалии сегодняшнего дня и какие перспективы ждут Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Владимирской области, "Призыву" рассказывает руководитель Управления Виктор Шарапов.

Эффективная работа в новых условиях

Виктор Шарапов уверен, что образование Федеральной антимонопольной службы – это несомненное положительное решение Правительства РФ. Сегодня из компетенции службы исключены две задачи, реализацией которых теперь будут заниматься другие специализированные службы. Эти задачи – поддержка малого и среднего бизнеса и защита прав потребителей.

Как считают во Владимирском управлении, столь четкая конкретизация функций службы и сосредоточение на наиболее важных направлениях деятельности позволит еще более эффективно работать в новых условиях и более качественно решать оперативные и стратегические задачи службы.

Сегодня Управление Федеральной антимонопольной службы основывает свою деятельность на контроле реализации двух основных законов: "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". В рамках этих законов, а также основываясь на положениях федерального и международного законодательства, служба осуществляет прямой контроль и надзор за субъектами предпринимательской деятельности.

Говоря проще, Управление следит за тем, чтобы права хозяйствующих субъектов не нарушались и ни у кого не было искусственно и неправомерно созданного преимущества перед другими.

Кроме того, осуществляется контроль и надзор за так называемыми "естественными и локальными монополиями" (здесь и предприятия ЖКХ, транспортники, энергетики, связисты и т.д.). Важно не допустить, чтобы они пользовались своим преимущественным положением и ущемляли интересы других. Так, в частности, Управление не допускает на территории области необоснованного повышения тарифов на услуги этих монополий, и оперативно и своевременно возбуждает дела в случае подобных попыток.

Единственное "но": Управление воздействует лишь на субъектов предпринимательской деятельности, так что обращения граждан на естественные и "локальные" монополии служба не рассматривает. Однако это не значит, что здесь служба бездействует. Как говорит Виктор Шарапов, в Управлении уделяется повышенное внимание всей тарифной политике, проводящейся соответствующими предприятиями и организациями, так что злоупотреблений в этой сфере служба не допустит.

Дела повседневные

В штате УФАС РФ по Владимирской области всего лишь восемнадцать работников и ни одного территориального представительства по области. Впрочем, данного количества сотрудников вполне хватает, чтобы четко и оперативно отслеживать ситуацию и вовремя пресекать нарушения законодательства.

Для того, чтобы постоянно иметь текущую информацию и "держать руку на пульсе событий", сотрудниками Управления проделывается поистине грандиозная работа. Делается анализ областной и региональной прессы, проводится мониторинг постановлений и решений, а также действий территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводятся специализированные проверки, рассылаются официальные запросы и т.д.

Также предприниматели могут самостоятельно обращаться в Управление, если считают, что конкурентные права нарушаются. Как рассказывает Виктор Шарапов, в последнее время таких обращений становится все больше – деятельность УФАС по Владимирской области за последнее время доказала многим, что Управление действительно стоит на страже интересов предпринимателей и на деле защищает их права.

В случае выявления нарушений в отношении предприятия или организации, допустивших данное нарушение законодательства, Управлением возбуждается дело. После этого в адрес нарушителя высылается предписание с требованием прекратить нарушение. Одновременно может быть выписан штраф в размере от 500 до 5000 МРОТ, который после выплаты полностью зачисляется в федеральный бюджет. Если нарушение не прекращается, то дело передается в суд.

Федеральная антимонопольная служба также следит за тем, чтобы в случае реорганизации предприятия (путем поглощения, слияния и т.д.) не было допущено ограничения конкуренции, а, следовательно, не пострадали права других субъектов. Так что, если сумма сделки составляет от 10 до 20 миллионов рублей, то предприниматель обязан в специальном порядке уведомить Управление. Если же стоимость сделки превышает 20 миллионов рублей, то необходимо подать ходатайство в УФАС, которое, в случае принятия решения о том, что данная сделка не ограничит конкуренцию, разрешает ее совершение.

Работать лучше

Виктор Шарапов говорит, что в результате деятельности УФАС по Владимирской области конкурентная среда на торговых и финансовых рынках региона значительно изменилась. Разумеется, в лучшую сторону. Многие предприниматели стали согласовывать свои действия с Управлением, спрашивать совета в спорных ситуациях. Юристы территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления стали более пристально изучать антимонопольные законы и тщательно исполнять предписания и рекомендации службы при подготовке локальных правовых актов.

Словом, деятельность Управления действительно способствует создания полноценной и организованной конкурентной среды в области, а также не позволяет совершать действий, направленных на ограничение конкуренции.

В данный момент Федеральная антимонопольная служба является одним из разработчиков нового федерального закона "О защите конкуренции". Среди новаций, которые планируется ввести благодаря этому закону, положение о том, что экономическая концентрация будет оцениваться по оборотным показателям, а не по стоимости активов, как это было ранее, а также то, что компетенция службы будет распространена на различные оффшорные зоны.

Планируется еще ряд нововведений, которые, как полагает Виктор Шарапов, позволят службе еще более эффективно работать и решать стоящие перед ними текущие задачи. Так что в скором времени стоит ожидать от деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области еще больших достижений. Пока же хочется пожелать им дальнейших побед и успехов в их нелегкой и ответственной службе.

Алексей Приватов.

г.Владимир.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Руководитель УФАС по Владимирской области Виктор Шарапов:

– Мы не столько наказываем, сколько защищаем отечественных товаропроизводителей. Ведь наша деятельность в первую очередь направлена на то, чтобы товарный и финансовый рынок в регионе стабильно и эффективно функционировал, и его существование не зависело от несправедливых и незаконных решений и действий органов власти и управления, а также отдельных недобросовестных субъектов хозяйственной деятельности. Плюс к этому мы зачастую осуществляем функции третейского суда и способствуем заключению мировых соглашений между предпринимателями.

ОФИЦИАЛЬНО

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

(Из Положения о Федеральнойантимонопольной службе)

55 дел против глав районных администраций относительно их решений и постановлений, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках и предоставляющих необоснованные и незаконные льготы отдельным субъектам предпринимательской деятельности, было возбуждено в прошлом году.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике