18+
Погода: +22,8°C
Курсы валют: $33.06-0.14 44.1-0.17

Инвестор – не дойная корова

19.02.2004

из первых уст

Инвестор – не дойная корова

Поток инвестиций в нашу область второй год подряд не уменьшается

Самая актуальная экономическая тема сегодня – инвестиции. О том, как и откуда они приходят в нашу область, рассказала нам директор Департамента внешних экономических связей администрации области Вера Шамота.

– Можно ли, подводя итоги 2003 года, сказать, что область нашла себя на инвестиционном рынке?

– В поиске мы постоянно! Принятый в 2002 году областной закон о господдержке инвесторов начал работать с января 2003 года. Многие инвесторы приходят к нам, в Департамент внешэкономсвязей, и оформляют документы на льготы. В отличие от предыдущих областных нормативных актов подобной направленности, этот закон действует по одной причине – 1,5 года принимались подзаконные нормативные акты, которые закрепляют процедуру получения льгот шаг за шагом.

Закон можно усовершенствовать. Будем разрабатывать дополнения и выносить их на коллегию обладминистрации и в ЗС.

– Какие формы привлечения инвесторов не задействованы?

– Надо решить вопрос о взаимоотношениях с госструктурами вообще и монополистами в частности. Сегодня в некоторых случаях их "услуги" увеличивают стоимость проекта в разы! Какие только условия не ставятся инвестору: от требований безвозмездно перечислить миллионы рублей до выдачи техусловий, стоимость которых превышает все разумные пределы. Поэтому в проектах большинства инвесторов доля затрат на выполнение требований монополистов-ресурсоносителей часто превышает 10% от стоимости проекта. Для европейцев привычными считаются 3 процента.

В Европе и во многих странах мира для привлечения инвестиций готовят промзоны, площадки, к которым подведена инфраструктура: газ, электроэнергия, вода, связь, подъездные пути. У нас таких промзон нет. Поэтому в любом случае инвестор должен нести определенные затраты.

– Второй год подряд объемы инвестиций в область выглядят солидно: $75 миллионов в 2002 году, $85,5 миллиона – в прошлом. За счет чего удалось сделать прорыв и выйти на эти цифры?

– Помог принятый закон. Во-вторых, есть работающий механизм, который позволяет оперативно решать возникающие у инвесторов проблемы. Они выносятся на заседания межведомственной комиссии.

– Какие вопросы обсуждаются чаще?

– Взаимоотношения с монополистами. С властями у инвесторов реже возникают разногласия. В территориях знают: если появляются новые, современные западные производства, то это большое благо для района – налоговые отчисления, места работы, нормальные зарплаты. При этом инвесторов часто критикуют – капиталисты, выжимают из сотрудников соки, эксплуатируют! Но почему у каждого такого предприятия стоит очередь желающих быть принятыми в штат?! Значит, никто там на правах крепостных не работает.

Сложно найти профессионалов. В Гороховце 50 человек ежедневно приходит на "Русджам". Турки готовы учить перспективную молодежь за свой счет, растить специалистов.

Другая проблема – ни один крупный проект не строят наши подрядные организации. Работают турки. На малоквалифицированных работах задействованы туркмены, молдаване, таджики. Но, например, на кладку печи приезжают очень дорогие специалисты из Турции, монтажные работы ведут итальянцы, немцы. А само строительство идет непривычными для нас темпами. Каждый год турки пускают новую линию. В марте будем третью печь открывать. Летом на ее месте был котлован, а весной – готовая линия! Темпы головокружительные!

– $75-80 миллионов – это те цифры, которые область сегодня в состоянии освоить?

– Вопрос в другом: что мы можем предложить любому инвестору? Приходят ведь не только с проектами в 25 млн. евро. Есть представители малого и среднего бизнеса. Они также должны получить от нас исходно-разрешительные документы, место под строительство.

Сейчас мы начали формировать базу данных инвестиционных площадок. Работаем с территориями. Перечень площадок у нас есть. Некоторые муниципалитеты готовы даже заброшенные земли сельхозугодий отдать под размещение нового производства.

– Почему речь идет только о строительстве? В области много заводов, о существовании которых помнят только старожилы…

– Инвестор обжегся на конкретных примерах и не хочет связываться с нашим частным капиталом. Большинство просит муниципальную землю в аренду. Но в том же Гороховце на месте построенного стекольного завода была не муниципальная площадка. Но к инвестору администрация города и лично ее глава Надежда Токарева проявили большое внимание.

А в каком состоянии была проданная туркам площадка! У меня возникала ассоциация с ядерным взрывом. На территории были горы мусора. Инвесторы растерялись. Мы им предложили бросить клич населению – бери, что хочешь! Площадка быстро опустела.

– Вот видите, сколько у нас добровольных помощников!

– Если бы… К площадке были подведены некоторые коммуникации. Не обошлось без сюрпризов. Газовщики ставили требование к подключению – строительство газораспределительной станции, газа от которой хватило бы не только на Гороховец, но и на Вязниковский и Ковровский районы и прилегающие районы Нижегородской области.

– Как это по-русски: за счет инвесторов решить проблемы.

– Настроения такие есть. Но при получении согласований по газу возникает другая трудность. На него необходимо получить лимиты, их согласование идет в Газпроме. Процедура, как показывает практика, сложная. Но нет проблем по обеспечению коммерческим газом, и многие инвесторы этим пользуются. Этот ресурс у нас дешевле, чем у них на родине.

– Как выглядит рейтинг препятствий для инвесторов? На каком месте стоит административный ресурс?

– Они ставят на первое место нашу бюрократию. Но речь-то идет прежде всего о монополистах. Администрация области способствует решению многих вопросов. Но она не всесильна. На заседаниях межведомственной комиссии, куда входят представители монополистических структур, пытаемся договариваться и убеждать в том, что инвестор – это не дойная корова и не палочка-выручалочка.

– Существует ли четкая система контроля за добросовестностью инвесторов?

– С ними подписывает договор губернатор, и они должны предоставлять нам полностью финансовую и бухгалтерскую отчетность. Мы должны знать, сколько средств высвободилось в результате предоставления льгот. Главное условие – деньги нельзя пустить в оборот, они идут только на развитие производства. При нарушении условий договора прекращается предоставление льгот. В нашей практике такого не было. Приходят серьезные компании. Мутный капитал к нам не обращается.

– И все же роль административного ресурса велика?

– Судите сами. Сейчас мы рассматриваем очередной инвестиционный проект с участием турецкой фирмы. Ее представители первый визит сделали в Александров, на Vestel. Им посоветовали прийти в Департамент внешэкономсвязей. "Вам ничего особо делать не надо. Вы поезжайте к руководству Департамента, они все сделают", – передали мне рекомендацию руководства Vestel своим коллегам. Мне оставалось только поблагодарить их за промоушен.

– Управления инвестиций, в отличие от других регионов, в нашей администрации нет. Кто непосредственно занимается оргвопросами?

– Наш Департамент. Проектов много. Мы собираем информацию, ищем площадки. С инвестором ездим, скважины бурим, смотрим, где коммуникации проходят. Собираем информацию о стоимости подключения к инфраструктуре, информируем инвестора и организуем встречу заинтересованных сторон. По каждому проекту у нас еженедельно идут рабочие консультации.

– Какие новые фирмы придут в область?

– Австрийская фирма Wienerberger рассматривает вариант размещения в Киржачском районе завода по производству кирпича. Тут еще в 50-60 годы найдено месторождение глины, пригодной для промышленного использования. Но предстоят большие затраты – в поселок, где найдено месторождение, газ не проведен.

Еще один проект, который мы сейчас детально рассматриваем, связан с турецкой компанией Wintech. Они занимаются изготовлением профилей ПВХ для окон и планируют наладить производство уже в этом году.

Еще один проект, нацеленный на ресурс, – канадская компания "МакКейн Фудс Лимитед" проявила интерес к нашей области. Она делает замороженный картофель-фри для Макдональдсов. Из 11 областей России в этом году они выбрали две: нашу и Воронежскую. К концу года определятся окончательно. Сделают повторные пробные посевы картофеля. У нас есть преимущество перед воронежцами: для сорта, из которого делают картофель-фри, необходимы нежаркая средняя температура и орошаемые поля.

Это проекты первой категории, по областному закону – свыше 10 млн. евро.

Светлана Салатаева.

Фото из архива редакции.

г.Владимир.

Кстати

Почему ушла "Итера", а турки не пришли в Гусь?

Проект открытия на Владимирском химзаводе производства основы для ПЭТ-бутылки рассматривался как один из крупнейших в области. Однако на заводе произошла смена собственника, и инвесторы изменили намерения. Скорее всего, "Итера" в область не вернется.

А вот турецкие инвесторы остались, хотя первый опыт сотрудничества с нашими предпринимателями вряд ли можно назвать удачным. Вначале руководители "Русджам" рассматривали вариант создания совместного производства с одной из действующих на территории Гусь-Хрустального района стекольных компаний. Но когда дело дошло до подписания документов, партнеры не нашли общего языка. Ситуация повторилась и в Александрове, где турки намеревались создать совместное предприятие по выпуску телевизоров.

Обсуждение закрыто.