Владимир построили. Переходим к окрестностям

Главный строитель областного центра рассказывает о высотках, судьбе гнилушек, ипотеке и своих коллегах

из первых уст

Владимир построили. Переходим к окрестностям

Главный строитель областного центра рассказывает о высотках, судьбе гнилушек, ипотеке и своих коллегах

личное дело

Владимир Косткин владимирцем стал в 3 года. Закончил Политехнический институт, второе высшее образование получил в Академии реставрации. В трудовой книжке всего 3 записи о месте работы: штаб студенческих отрядов, комитет по культуре и Госцентр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области. В 2002 г. был назначен заместителем главы г.Владимира. Женат, имеет взрослую дочь.

Нам лето строить и жить помогает – сегодня можно смело перефразировать старый шлягер и попасть в точку. Тема строительства стала актуальна, как никогда. Фирмы, продающие стройматериалы, работают с колес, строительные организации обеспечены заказами, телевидение и то – сделало шоу из строительства дома. А как в действительности обстоят дела в строительной отрасли: без софитов, грима и массовки? Об этом нашему корреспонденту рассказал заместитель главы города Владимира Владимир Александрович Косткин.

– Какие основные тенденции на строительном рынке действуют сегодня?

– Первая – возрастание деловой активности со стороны внешних инвесторов, в том числе иностранных. Один из последних примеров – российско-итальянский проект строительства таможенного терминала и культурно-спортивного комплекса. Его стоимость – порядка 40 миллионов евро. Вторая тенденция, как следствие, – снижение активности со стороны владимирских инвесторов. Если в 2001 году они вложили в строительство 776,92 млн. рублей, в 2002 немного меньше – 721,76 млн. рублей, то в 1 квартале этого года только 102,6 млн. рублей (для сравнения за аналогичный период прошлого года сумма была больше на 15 миллионов рублей).

И еще одну тенденцию хотелось бы отметить: рост стоимости жилья. За последние два года цена квадратного метра поднялась с 5200 рублей до 7400 (это данные, сделанные в соответствии с постановлением Госстроя для расчета субсидий и ссуд). Этот процесс – закономерный, поскольку растут затраты, в частности тарифы на энергоносители.

– На строительном рынке остались только две государственные организации – МУП "Владстройзаказчик" и ГП "Облстройзаказчик". Почему так ограничено участие государства на рынке строительства?

– Все государственные строительные фирмы были переведены в негосударственные в короткие сроки в незапамятные времена. Причины, по которым это было сделано, обсуждать нет смысла: вопрос имел политическое, а не экономическое решение. Но сегодня обе организации – это стабильно работающие предприятия. Они гарантируют инвесторам не только качественное выполнение работ в срок, но и целевое расходование средств. Ведь не секрет, что в области появились строительные пирамиды. Например, фирма "Бисипор" собрала деньги, а жилье не предоставила. Людей лишили и квартир, и денег.

– Есть ли у администрации города долгосрочная стратегия развития рынка строительства?

– Конечно! Мы делаем ставку на развитие конкурентной среды и частное инвестирование. Но при этом не забываем о государственном регулировании. Речь идет о муниципальных заказах через госзаказчика и субсидирование социально значимых программ.

– Что конкретно имеется в виду?

– Программа предоставления жилья военнослужащим, уволенным в запас – она реализуется на протяжении последних лет при активном участии федерального бюджета. Нам бы хотелось, чтобы так же активно шла реализация программы "Жилье молодым". Но здесь пока планы опережают реальность. Реальные расчеты показывают, что молодым семьям не потянуть выплату кредита, и, наоборот, строительные фирмы, банковские структуры пока не готовы идти на долгосрочное кредитование. Речь идет о 20-30 годах.

– А есть ли у города сегодня свободные площадки под строительство?

– Сегодня резервы свободных от застройки территорий в пределах объездной дороги практически исчерпаны. В городской черте на площадях нового освоения возможно размещение 1050 квадратных метров жилья. Это – многоэтажные, блокированные, усадебные жилые дома. Но площадки не осваиваются из-за отсутствия инженерного обеспечения и планировочной документации. Таких проектов у нас несколько: микрорайон "Вышка", "8-й Юго-Запад", "Семязино", "Погребки-Питомник". Затраты по инфраструктуре в соизмеримых долях должны взять на себя жители и муниципалитет. Однако многие из первых оказались к этому не готовы.

– Владимир Александрович, какое направление станет основным для владимирских строителей в ближайшие годы? Каким будет Владимир – город-небоскреб или город маленьких улочек?

– Строительное зонирование учитывает специфику исторического города: 2-3-х этажные дома высотой не более 11 метров. В пределах объездной дороги приоритет будет отдан и уже отдается многоэтажкам – 5-9, 12 этажей. На вновь проектируемых территориях предполагается смешанный тип застройки с отдельными жилыми домами высотой 16 этажей и выше. Сегодня мы временно прекратили строительство домов выше 10-ти этажей из-за отсутствия пожарной лестницы длиной 50 метров. Но сейчас мы договорились со спонсорами, и они оплатят приобретение двух таких лестниц.

Кстати, противники "высоток" забывают о том, что себестоимость одного квадратного метра падает в зависимости от уровня этажности: чем выше, тем дешевле. Нам пока надо жить по средствам.

И кроме того, мы ориентируемся на комплексное строительство кварталов. Один из его примеров – спортивный комплекс на Студеной горе. Здесь будут спортплощадки, лыжный комплекс, ледовый дворец и культурно-развлекательный центр. Изменят свое лицо и рынки. Они станут крытыми. Проекты уже есть, и есть инвесторы.

Нужен городу и новый Экспоцентр, этот тесноват для успешно развивающихся предприятий областного центра и всей губернии. Ну и конечно, меняться будут дороги. Строительство Лыбедской магистрали, перевод центра в пешеходную зону, соединение Фрунзенского района с Октябрьским через Почаевскую улицу, улицы Балакирева с Нижней Дубровой, строительство южной магистрали. Вот таким будет наш Владимир.

– Позволяет ли существующая нормативная база реализовать намеченное? Что надо изменить?

– Необходимо прописать механизм реализации социальных программ: желаемое – каждой семье собственную квартиру и возможное – строительство "доходных" домов с наемными квартирами, обеспечив всю законодательную базу с правами владельца и регулированием процесса сдачи со стороны государства.

Порадовала информация о том, что Президент России Владимир Путин объявил о снижении ставки НДС – с 20 до 18 процентов. Для строительных организаций это существенно. Равно, как и снижение налога на имущество. Пока об этом нет речи, но такое решение было бы очень своевременным. Ведь регулируемая налоговая база – это инструмент государства для решения жилищной проблемы.

Что касается долгосрочного ипотечного кредитования жилищного строительства, то здесь необходимо снижать ставку до 4 процентов и увеличивать сроки возврата кредитов.

А на сентябрьскую сессию горсовета мы готовим на рассмотрение проект положения о порядке получения и выдаче технических условий на строительство. Планируем ввести так называемый принцип "Одного окна" – все согласования на возведение объекта будут получаться сразу, пакетом.

– Эти меры были бы очень своевременными, например, для тех, кто живет в ветхом фонде. Что ждать им от муниципалитета?

– Есть программа "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в г.Владимире на 2003-2010 годы". Она касается 775 семей, это – 2013 человек, которые живут в 206 домах, признанных ветхими. В этом году мы расселили 17 семей (для сравнения: в 2001 и 2002 – по 5) и думаем, что сможем решить квартирный вопрос еще для нескольких граждан из этого списка. В бюджете города на эти цели заложено 2 млн. рублей, из внебюджетных источников предусмотрено получить более 31 млн. рублей. Еще полмиллиона привлечем средств населения через предоставление субсидий. Я думаю, что эта программа вполне реальна.

– В отличие от ипотеки?

– Лиха беда начало. В городе создан Фонд ипотечного кредитования, разработано соответствующее положение. По прогнозам, планируется в первый год получить 3500 заявлений от желающих получить кредит. Ведь ипотека обеспечивает вовлечение средств граждан в экономику города. На 1 рубль, выданный в виде кредита, привлекаются 7 рублей средств населения. Но мы решили отказаться от традиционных схем с участием банков, которые дают "короткие" и "дорогие" кредиты. На июльской сессии горсовета будет принята Программа развития ипотечного кредитования в г.Владимире, которая на I этапе, до 2006 г., предусматривает различные небанковские схемы финансирования. В результате к 2004 году мы получим в городе ипотеку с кредитами на 5-10 лет под 7-10% годовых.

Дело выгодное и система будет работать и в нашем городе.

– В этой жизни?

– Без сомнения!

Записала Светлана Салатаева.

Фото Рудольфа Новикова.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике