предприимчивость

Возрождение Ополье Первое десятилетие

У большинства россиян, как и у автора этих строк, с нашим сельским хозяйством связаны тягостные воспоминания. Десятилетиями с ранней весны до поздней осени горожане "оказывали помощь" селянам: разбирали картофель из буртов, пололи, ворошили сено, а осенью под моросящим дождем собирали картофель. В самые тяжкие годы приходилось зимой ветки на корм скоту заготавливать. Без содрогания нельзя было смотреть в глаза измученным буренкам: тощие, по колено в навозе. Самых ослабленных даже веревками подвязывали. Главным показателем той поры было поголовье.

Естественно, нас возили "помогать" в отстающие хозяйства. Но как их много было, отстающих. И не верилось, что когда-нибудь будет иначе.

Наши сказочные буренки

Когда два года назад генеральный директор фирмы "Ополье-Владимир" Александр Кравцов сказал, что в сотрудничающих с ними сельхозпредприятиях коровы содержатся не хуже их голландских сородичей и молока дают не намного меньше, я ему не поверила. Всяк кулик свое болото хвалит. Но поездка в глубинку Юрьев-Польского района на ферму в село Леднево перевернула все мои представления о возможностях нашего сельского хозяйства.

Ранней весной наши отечественные буренки-пеструшки стояли чистенькие, сытые, а вымя у них между ног не вмещалось. Доили их не натруженные руки доярок, а лучшее в мире доильное оборудование шведской фирмы "ДеЛаваль". Молоко из вымени по трубопроводу, охлаждаясь по пути, поступало сразу в молоковозы. Все компьютеризировано, мигают лампочки и датчики. Сказка, да и только.

Уже в то время было закуплено 11 аналогичных доильных установок для хозяйств Суздальского и Юрьев-Польского районов. На сегодняшний день их – 40. В 2003 году станет еще на 11 больше. Неудивительно, что в таких комфортных условиях наши родные буренки побили все рекорды и стали надаивать 5 тыс. литров молока в год. А самые лучшие и восьмитысячный рубеж перешагнули.

Торговая марка "Ополье" – гарантия качества

На таком оборудовании резко повысилось и качество молока. Если три года назад на Юрьев-Польский молокозавод поступало только 10% молока высшего качества, то сегодня этот показатель перешагнул рубеж в 80%. Сельхозпроизводитель кровно заинтересован производить высококачественное молоко. Ему за него в два раза больше платят.

Качество – самый важный показатель в холдинговой компании "Ополье", где жесткий контроль на всех этапах: на ферме, на молокозаводах и даже в магазинах. Торговые точки, не оборудованные холодильным оборудованием, не имеют оптовых скидок от "Ополья-Владимир". Такого контроля по всей цепочке от фермы до прилавка в России ни у кого больше нет.

Продукция Суздальского и Юрьев-Польского молокозаводов всегда славилась не только у нас в области, но и в первопрестольной. Суздальское масло – признанный лидер на молочном рынке России. Для производства шоколада фирма "Nestle" предпочитает сухое молоко из Юрьев-Польского. Вся молочная продукция холдинга "Ополье" – оптимальное соотношение цены и высочайшего качества.

Скоро только сказка сказывается

Это сегодня генеральный директор Александр Кравцов уверенно говорит о том, что владимирская земля – идеальное место для животноводства. А весной 1993 года во времена полного хаоса вопросов было гораздо больше, чем ответов: Каким должно быть наше сельское хозяйство? Куда идти? Чего добиваться?

Начинали с одной бочки молока. Помогали молокозаводам реализовывать продукцию. Тесное, взаимовыгодное сотрудничество с Юрьев-Польским и Суздальским молокозаводами, а позднее и с Юрьев-Польским мясокомбинатом, сделает их не только надежными партнерами, но и единомышленниками.

Позднее у "Ополья" появятся собственные магазины и полюбившийся владимирцам рынок. А тогда, работая по старинке, сельхозпроизводители не могли произвести ни должного количества молока, ни обеспечить ему надлежащее качество. И чтобы дальше развиваться, заводы решили делиться частью своей прибыли с партнерам на селе. Помогали обеспечить скот кормами, приобрести новое оборудование. Кому из сельхозпроизводителей по силам покупать доильное оборудование стоимостью 1,5 млн. долларов?

На сегодняшний день холдинговая компания "Ополье" по инвестициям в сельское хозяйство занимает третье место в России после таких молочных гигантов, как "Вимбильдан" и "Данон".

Фирма не только готовит специалистов для работы на столь сложном импортном оборудовании, но и создала сервисный центр по его техническому обслуживанию.

Так постепенно была реализована мечта советских времен – связка города с селом. Была выстроена цепочка "село – завод – прилавок". Удивительно, что идея, не приживавшаяся на почве социализма, быстро дала результаты, причем очень неплохие, в рыночных условиях.

Учиться, учиться
и учиться

Очень актуальным для холдинга оказался завет Ильича. Здесь учатся все, начиная от генерального директора до менеджеров и операторов доения. Ведущие специалисты проходят обучение в Швеции, надо же своими глазами увидеть, как работают профессионалы.

Предпочитают учиться на чужих ошибках. Поэтому все десять лет по крупицам собирают опыт сельхозпроизводителей США, Европы, анализируют, сопоставляют, выбирают, что лучше подойдет для наших российских условий.

Недавно Александр Кравцов побывал в командировке в Чехии. Наши собратья по лагерю социализма успешно конкурируют на европейском рынке молочной продукции с такими авторитетами, как Германия и Швеция. Оказывается, что в эпоху всеобщей глобализации фермеры Западной Европы не выдерживают конкуренции, разоряются. Выживают крупные хозяйства. Чехи мудро сохранили свои сельхозкооперативы, но плавно перевели их на рыночные условия, передав собственность в руки одного или нескольких человек.

Разоряются сегодня и многопрофильные хозяйства. В условиях жесткой конкуренции все силы должны быть сконцентрированы на одном направлении развития, максимум на двух.

В Европе давно перешли на беспривязное содержание скота. Даже в северной Швеции строят легкие коровники большой площадью, по которым скотина свободно разгуливает, пьет и ест, сколько душе угодно. Коровы морозов не боятся, они от них только здоровее становятся. Но сырости и сквозняков не переносят. Расчеты свидетельствуют, что летние, казалось бы, дармовые выпасы скота на зеленой травке экономически не выгодны. Они ведут к значительному снижению надоев. И получается, что если не будем учиться на чужом опыте, еще долго не сумеем себя прокормить.

Забытое понятие "производительность труда"

Как-то незаметно ушло из нашей жизни понятие "производительность труда". Десятилетиями в советское время бились над ее повышением, но в основном за счет интенсификации труда. И, несмотря на все усилия, мы всегда нещадно отставали от Запада по этому показателю. Сегодня ситуация, стала еще хуже.

Судите сами, на знаменитой шведской фирме "Nestle" на одного работника в год выпускается продукции на 1 млн. долларов. В постсоветской Чехии – на 300 тыс. долларов. В холдинговой компании "Ополье-Владимир" – на 60 тыс. долларов. В рядовом российском сельхозпредприятии – на 2-3 тыс. долларов. Стоит ли удивляться низкой зарплате у нас на селе.

Оглядываясь на пройденный за десятилетие путь, понимаешь, как много уже сделано. Но еще больше сделать предстоит. "Ополье" только начало восхождение на свою вершину.

По мнению Александра Кравцова: "Каждый должен заниматься своим делом. Задача холдинга – дать возможность производителю заниматься исключительно производством. У него не должна болеть голова о том, где сбыть готовую продукцию, какую и по какой цене, какой должна быть упаковка и ее дизайн. "Ополье" имеет мощную юридическую и маркетинговую службы, занимается продвижением и реализацией продукции на рынке. Сегодня более 60 % нашей продукции забирает Москва, и она готова еще принять, только производи".

Большие надежды руководство компании связывает с молодежью. В компанию приходят молодые, предприимчивые, азартные. И за ними будущее.

Валентина КНЯЗЬКОВА.

Фото автора.

г.Владимир.

Из досье "Призыва"

Холдинговая компания "Ополье"

Дата рождения – 16 мая 1993 г.

Состав: 14 предприятий, из которых три молокозавода, мясокомбинат, комбикормовый завод, два торговых дома, шесть магазинов, муниципальный торговый центр "Ополье-Владимир".

Число работников: более 2,5 тыс. человек.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике