предприимчивость

"Крылья Мурома": им сверху видно всё!

В детстве многие мои ровесники мечтали о подвигах, хотели быть летчиками, моряками-подводниками, космонавтами… Кроме военных училищ и гражданских институтов, в которых можно было получить одну из героических профессий, существовали многочисленные аэроклубы, мореходки, школы ДОСААФ. В центре Владимира учили будущих вертолетчиков, постигавших азы профессии на аэродромах Владимира и Коврова. Был даже клуб "Юный авиатор", в котором облаченные в красивую летную форму мальчишки от первоклашек до выпускников школ общались с летчиками, изучали законы аэродинамики, материальную часть самолетов и вертолетов, прыгали с парашютом. И мечта многих из них сбылась: мои друзья с годами превращались в воздушных асов. Мне повезло меньше. Безжалостный окулист вынес грозный вердикт: "Ездить можешь только на велосипеде". Но недавно судьба привела меня на некогда заброшенный муромский аэродром, еще год-полтора назад привлекавший только картофелеводов. Оказалось, что и в сорок пять не поздно осуществить свою полузабытую юношескую мечту подняться в небо.

Начинали с …пестицидов

Созданное Сергеем Геннадьевичем Солдатовым 3,5 года назад предприятие "Агро-С" начало свою деятельность с торговли средствами защиты растений, предназначенными для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Пришло время осваивать новые сферы деятельности, и появилась идея самим вносить в почву пестициды. Идея, казалось бы, совершенно бесплодная: сельхозавиация разваливалась на глазах, а наземные опрыскиватели селяне с успехом применяли и сами. "А что если использовать невиданные в России дельталеты (дельтаплан с мотором)?" – развили собственную мысль в "Агро-С". Купили два дельталета. Дело пошло. Поле площадью более 350 гектаров два "летающих крыла" обрабатывают за три часа. Наземный опрыскиватель делает ту же работу приблизительно за неделю. За сутки дельталет обрабатывает до 500 га посевных площадей. Прибавка урожая достигает 30-35%. Расценки на авиахимобработку вполне приемлемы для пользователей: прибыль на вложенные средства составляет более 300%. ООО "Агро-С" предоставляет отсрочки по оплате за препараты на три месяца. При использовании дельталетов и легких самолетов уменьшается количество работающих и растет производительность труда.

Преимущества дельталетов растениеводы оценили сразу. Летящее над полем на высоте полутора – трех метров над землей воздушное судно расходует на каждый гектар значительно меньше пестицидов, чем наземные опрыскиватели, вертолеты и самолеты. При относительно небольшой стоимости летного часа: если шестидесяти минутный полет Ан-2, вертолетов Ми-2 и Ми-8 стоит 400-800 долларов, то часовой дельталета "тянет" всего на 100-150.

Сегодня у "Агро-С" три сверхлегких самолета "Бекас", семь дельталетов и автожир. К лету у муромских авиаторов будет уже 14 воздушных судов.

Непризнанное чудо

Автожир (от греческого autos – сам и guros – круг)- машина необычная. Представьте себе, что вы сидите в кресле, к спинке которого прикреплен пропеллер, да над головой крутится другой, покрупнее. Представили? А теперь приготовьтесь: сейчас незамысловатая конструкция из труб, кресла, колес да двух пропеллеров безо всяких крыльев поднимется в воздух. Вместе с вами.

Патент на разработанный испанцем доктором Хуаном де ля Сиервой в двадцатые годы прошлого века летательный аппарат когда-то купили для своей армии американцы. И успешно использовали их до появления вертолетов. Как уверяют составители "Советского энциклопедического словаря" (Москва, 1981 год), "после создания вертолетов работы над автожиром прекращены". А вы, как ни странно, именно на нем поднялись в воздух. Только испугались абсолютно напрасно. Автожир намного безопаснее многих современных самолетов. Благодаря ротору, создающему подъемную силу, и воздушному винту, обеспечивающему поступательное движение, он сочетает в себе достоинства самолета и вертолета. Взлетает практически без разбега, может висеть в воздухе на одном месте, летает даже при сильном ветре до 20 метров в секунду и почти мгновенно поворачивается вокруг своей оси. Его скорость – до 200 километров в час. В России на сегодняшний день всего три таких машины, хотя стоит трехместный автожир 35 тысяч долларов, а вертолет – порядка миллиона.

Экономичная техника

Дельталеты, самолеты "Х-32" и автожир "Доминатор" просто незаменимы при патрулировании объектов большой протяженности (линии электропередач, газо- и нефтепроводы), в борьбе с лесными пожарами и наводнениями, для оказания скорой медицинской помощи в труднодоступных районах. Авиаторы даже угнанные машины находят. Благодаря им, владельцам вернули три автомобиля. Используют сверхлегкую авиацию и для экстренной перевозки грузов. Летающие со скоростью 160 километров в час легкие воздушные суда не уступают в грузоподъемности легковым автомобилям. ЛА и СЛА удивительно неприхотливы. И, главное, намного безопаснее всех современных летательных аппаратов. В экипаж входит всего два человека: пилот и техник. Для полетов используется обыкновенный бензин Аи-95. За час расходуется от 10 до 20 литров горючего. Взлетная полоса, которая требуется для взлета дельталета и самолета – всего 60-70 метров. Поэтому взлетать они могут с обычной грунтовой дороги или луга. В небо поднимаются на высоту от метра-полутора до 4,5 километров.

Не случаен интерес к единственной в области базе сверхлегкой авиации работников Министерства ГО и ЧС. 25 апреля в Муроме пройдут учения подразделений ГО и ЧС, на которые съедутся губернаторы и мэры Центрального округа России. Возможности муромских авиаторов они увидят воочию.

"Крылья Мурома"

Благодаря наличию в Муроме базы сверхлегкой авиационной техники в городе организован авиаклуб "Крылья Мурома". Занимается он подготовкой пилотов – любителей сверхлегких и легких летательных аппаратов (СЛА И ЛА). На сегодняшний день в клубе насчитывается 12 пилотов. Трое опытных летчиков пришли из военной, четверо из гражданской авиации. Четыре пилота научились пилотировать СЛА и ЛА непосредственно в клубе. Как, видимо, и сам С.Г.Солдатов.

Стать слушателем клуба может любой желающий. Главное, чтобы ему было не менее 16 лет. Понятно, что требуется и "добро" медиков. Но их требования к будущим пилотам не более строги, чем к автолюбителям. Поэтому многие пилоты СЛА и ЛА носят очки. Похоже, что и для меня открылась дорога в небо.

Клуб организует для желающих экскурсионные полеты, оказывает услуги по видеонаблюдению, аэрофотосъемке, воздушному патрулированию, проводит техническое обслуживание СЛА и ЛА, принадлежащим частным лицам. Помогает выбрать и продает желающим летательные аппараты. А стоят они не дороже иномарки – от 8 до 15 тысяч долларов.

Их, кстати, собирают прямо на месте в единственном на муромском аэродроме ангаре. Часть комплектующих поставляет харьковская авиафирма, часть изготавливают сами члены клуба. Двигатели "Rotax" для них делает австрийская фирма "Бомбардир". На 80% СЛА И ЛА, летающих в небе всех континентов Земли, установлены именно ее моторы.

По словам генерального директора "Агро-С" О.Михина, в России, сертифицированных как авиационные, двигателей для сверхлегкой авиации, к сожалению, не выпускают, хотя освоить их производство могли бы и во Владимирской области. На Ковровском ЗиДе, например.

Муромский авиаотряд совместно с правительствами и администрациями открывает свои филиалы в российских регионах. В ближайшее время авиаклубы появятся в Мордовии и Кирове. Жаль только, что не во Владимире. Хотя летом в областной центр привезут самолет "Бекас" и один дельталет. За десятиминутный полет в качестве пассажира желающие будут платить рублей 500. И дело того стоит: летать на СЛА куда интереснее, чем на самолете или прыгать с парашютом.

"Агро-С" готово создавать филиалы авиаклуба в различных регионах России, в том числе и во Владимирской области, для их совместного использования с управлениями ГО и ЧС, а также для выполнения сельскохозяйственных работ . Надо заметить, что подобных "Крыльям Мурома" авиаотрядов в стране почти нет. Развитие легкой и сверхлегкой авиации в России сдерживается отсутствием необходимой законодательной базы.

Транспорт будущего

Руководит "Агро-С" и аэроклубом офицер запаса и мастер спорта по военному троеборью С.Солдатов. Поэтому неудивительно, что предприятие регулярно отправляет гуманитарную помощь владимирским СОБРовцам в Чечню. А еще помогает российской национальной сборной по тайскому боксу, которая недавно выиграла чемпионат мира в Таиланде. С.Солдатов и сам выезжал на соревнования, чтобы поддержать наших спортсменов. Под эгидой того же предприятия в Муроме в честь участников локальных конфликтов и погибших в них воинов ежегодно проводится турнир по спортивным единоборствам.

В планах у "Агро-С" приобрести турбазу и детский лагерь отдыха. Пилоты аэроклуба будут поднимать в воздух любознательную детвору и отдыхающих прямо с поверхности лесного озера. В Рязанской области приобретено одно из убыточных сельхозпредприятий, которое, надеется С.Солдатов, за год-два удастся поставить на ноги. Там широко применяется обработка полей с помощью сверхлегких летательных аппаратов.

На муромском аэродроме активно ведутся ремонтные и строительные работы. Скоро появится второй ангар и взлетная полоса с подсветкой. Административное здание приобретет вполне современный вид. Продолжается строительство новых ЛА и СЛА. Готовится проект самолета, развивающего скорость до 250 километров в час. Учитывая, что дальность полета ЛА и СЛА достигает 1000 километров, бизнесмены вполне смогут использовать новый самолет для полетов, скажем, в Москву или Санкт-Петербург. Тем более что при вполне сопоставимых расходах добраться до места можно будет куда быстрее, чем на автомобиле. Не исключено, что кто-нибудь решит использовать новый самолет в качестве воздушного такси.

Как бы там ни было, а, побывав в Муроме, журналисты "Призыва" познакомились с техникой будущего, которая вскоре станет столь же привычной, как многие наземные виды транспорта.

Никита Михайлов.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике