16+

предприимчивость

предприимчивость

Больше 10 лет на рынке

Ходить по магазинам не люблю с детства: когда-то родители приучали меня к самостоятельности и регулярно засылали то за молоком, то за сметаной. Молоко было в основном разливным, и его носили в металлических бидончиках, свободно вращающихся на деревянных ручках. Стоило только чуть-чуть прибавить шагу, чтобы успеть на очередной матч дворового футбольного турнира, как жидкий продукт начинал недовольно пузыриться и "удирать" наружу. Еще хуже было со сметаной. Ее разливали в стеклянные банки, горлышки которых сверху прикрывали тонким листком бумаги. Мальчишки таскали сметану, крепко-накрепко прижав банку к себе. Скользкая посуда то с отчаянным звоном грохалась на асфальт, то предательски опрокидывалась на бок, и драгоценный продукт обязательно выливался на землю. Нынешним пацанам повезло куда больше: молочные продукты теперь упаковывают в удобную и красивую пластиковую тару, которую можно носить даже вверх ногами: молоко, кефир и сметана при всем их неуемном желании вырваться наружу останутся на месте. Как выяснилось, почти все пластиковые банки во Владимирской области производятся на одном-единственном предприятии – ООО "Актив", расположенном в областном центре по соседству со знаменитым на весь мир "Сунгирем".

По словам директора предприятия Валерия Максимилиановича Снегирева, пока малоизвестный в области "Актив" работает во Владимире с 1990 года. Он появился на свет практически одновременно с первым в Москве "Макдоналдсом", и почти сразу владимирское предприятие стало поставлять ему полимерную упаковку. Сегодня "Актив" – официальный поставщик всех 87 ресторанов компании. Предприятие, на котором когда-то работало всего четыре человека, ежегодно увеличивало выпуск готовой продукции на 25-30%, и сегодня выпускает почти четверть всех пластиковых банок, производимых в Центральной России. Работает здесь теперь 150 человек, которые выпускают тару из полистирола и полипропилена для упаковки сметаны, йогуртов, мороженого, майонеза и других пищевых продуктов. Работая в три смены без выходных (производство останавливается лишь в 20 часов 31 декабря каждого года, а 1 января днем уже снова работает), на предприятии делают до миллиона пластиковых изделий в сутки. Рост производства автоматически ведет и к росту средней зарплаты, которая только за последний год выросла на 30%. Так что новое повышение зарплаты у работников предприятия, скорее всего, не за горами.

Откровенно говоря, к подобным предприятиям многие относятся настороженно: химия она и есть химия. Но "Актив" оказался приятным исключением из правил. Производство, созданное при техническом сотрудничестве с австрийской фирмой "Грайнер", использует только импортное оборудование и позволяет предприятию использовать полностью безотходные технологии. Даже раски, которые применяются для нанесения на пластиковую тару рисунка, абсолютно безвредны для человека. К тому же упаковка делается из нескольких слоев полистирола или полипропилена, поэтому и после повторной переработки краска не контактирует с пищевыми продуктами.

Неприятно только одно: подобные изделия практически вечны, и после использования нередко засоряют улицы российских городов. Но стоит ли ставить в вину "Активу" наше неумение наладить сбор и утилизацию пластиковой тары? Это на Западе население собирает ее и даже самостоятельно сортирует перед тем, как сдать на переработку. Не случайно в Германии, где на душу населения производится подобной упаковки в десять-двенадцать раз больше, на улицах чисто. А в России пока нет предприятий, занимающихся утилизацией полимерных изделий. Хотя использовать ее в производстве пластиковой тары можно практически бесконечно. Да и потребность в ней очень велика.

Пока же во Владимирской области потребителей продукции предприятия множество. Это крупнейшие молокозаводы (Судогодский, Суздальский, Юрьев-Польский, Лакинский), все производители майонезов. Но их потребности в пластиковой таре и упаковке не превышают 10% от общего объема производства "Актива". Все остальное реализуется через его официальных представителей в Москве и Санкт-Петербурге. В ближайшее время "Актив" планирует еще более расширить ассортимент выпускаемой продукции. Для продуктов быстрого приготовления он будет выпускать бумагопластиковые банки, а для соусов и кетчупов через год-два – специальную бутылку из трех-четырех слоев пластика, которые не будут пропускать свет и кислород, позволят производить длительную консервацию продукта. Объемы производства достигнут 3-4% от общегородских и будут покрывать четверть российских потребностей в подобной упаковке. В целом, инвестиционная программа предприятия требует на ближайшие четыре года 9,6 миллиона евро. Руководство "Актива" проводит большую работу с местными банками, но основные надежды возлагаются на переговоры с австрийской фирмой "Грайнер", уже владеющей подобными предприятиями во многих странах Европы. Переговоры с ней подходят к концу, и в ближайшее время на карте Владимира, скорее всего, появится еще одно совместное предприятие.

Переговоры с западными инвесторами могли бы идти гораздо быстрее, если бы иностранные партеры чувствовали, что администрации области и города активно поддерживают такие успешно развивающиеся предприятия. Пока же в администрации главенствует принцип: чем больше предприятие, тем больше ему внимания. И это понятно: именно крупные производства сегодня в основном формируют бюджет. А завтра?

Недалек тот день, когда группа средних предприятий сможет приносить городу не меньше пользы, чем так называемая большая семерка. Ведь уже сейчас "Актив" дает почти 1% промышленного выпуска города. Не случайно Валерий Максимилианович в шутку процитировал в разговоре сталинскую фразу: "Чтобы не ошибиться в политике, надо ставить не на те силы, что действуют сегодня, а на те, что будут действовать завтра". И надо активней помочь таким предприятиям быстрее выйти на новые рубежи. И, прежде всего, во взаимоотношениях с монополистами: перепродавцами электроэнергии, арендодателями, коммунальщиками. И это часто важнее, чем те или иные налоговые льготы.

Никита Михайлов.

Просмотры: