предприимчивость

Маленькие шедевры древнего края

Мстера – имя раскрученное. Лаковая миниатюра всегда пользовалась большим спросом и у ценителей, и у массового покупателя. Не только в нашей стране, но и за рубежом. Редкий турист уезжал без изящной черной шкатулочки с изысканной росписью. Мстерские предприятия раньше не справлялись с заказами торговли – мешали издержки планового хозяйства. Когда началась либерализация экономики, когда были отменены все ограничения в этой сфере, все подумали: теперь Мстера расцветет еще больше.

Немного истории

Сегодняшний Центр – наследник и продолжатель традиций Мстерского иконописного промысла, возникшего в начале XVII века в Богоявленской слободе, а ныне рабочего поселка Мстера.

Иконописцы Мстеры писали в основном так называемые "подстаринные письма". В отличие от палешан, писавших дорогие иконы, непревзойденные по отточенности художественной формы и мастерству исполнения, мстерцы специализировались на реставрации старинных памятников древнерусской живописи, писании икон "под старину". Они много и успешно занимались реставрацией древних икон.

В 1919 году была организована вышивальная артель, куда вошли и 40 иконописцев. В 1923 году появилась небольшая артель "Древнерусская народная живопись" в составе 9 мастеров, положившая начало художественному промыслу Мстерской лаковой миниатюры.

Первые опыты росписи папье-маше во Мстере относятся к 1923 году, но систематически работать в этой области мстерцы начали с 1930 года.

Самым крупным мстерским мастером с ярко выраженной индивидуальностью был Н.П.Клыков. Не меньшим своеобразием отличаются работы тонкого колориста А.И.Брягина. В послевоенные годы особого расцвета достигает творчество заслуженных деятелей искусств РСФСР И.Н.Морозова и И.А.Фомичева.

Изделия мстерских мастеров не раз выставлялись в Петербурге, Москве и других городах, получая дипломы за свою работу.

Кому во Мстере
жить хорошо?

Однако в последнее время как-то потускнела слава этой жемчужины Владимирской земли.

Здесь только одно предприятие занимается производством настоящей лаковой миниатюры – Центр традиционной мстерской миниатюры. Однако буквально в каждом доме есть свои "миниатюрщики". Местные предприимчивые ребята даже организовали автобусный рейс в Москву, куда еженедельно устремляются торговцы шкатулочками, другой сувенирной продукцией. Частые гости здесь и так называемые купцы – оптовые покупатели. По самым скромным подсчетам, во Мстере сегодня производится лаковой миниатюры в несколько раз больше, чем в советские времена.

В новейшей истории Мстеры был период, когда здешним жителям показалось, что они стали жить зажиточно. Это случилось, когда все бросились производить лаковую миниатюру. В те годы на предприятиях месяцами не платили заработную плату, и надо было как-то выжить. Шкатулки стали "тачать" вчерашние швеи, мебельщики, рабочие, строители, инженеры. Но лаковая миниатюра – продукция достаточно специфическая. И выброс такого огромного количества кустарных изделий по бросовым ценам "подорвал" рынок, размыл славу лаковой шкатулки и даже подрывает экономическую основу последнего предприятия в этой сфере – Центра традиционной мстерской миниатюры. Но оно устойчиво стоит на ногах. А многие художники, ушедшие когда-то на вольные хлеба, возвращаются обратно.

Только здесь делают лаковую миниатюру из папье-маше, что соответствует традиционной технологии. Остальная, контрафактная продукция, делается из древесно-волокнистой плиты. Это для многих и быстрее, и дешевле. Только вот качество от этого страдает. По словам директора Центра мстерской миниатюры Геннадия Грачева, из 100 выставленных шкатулок лишь одна будет не поддельной, изготовленная непосредственно на фабрике лаковой миниатюры.

– Мы же людям вкус прививаем, – рассказывает Геннадий Грачев. – И порой даже в убыток себе качество ни за что не снижаем.

Из ничего получаем великолепие

Я приехала в этот небольшой поселок через несколько лет после первого его посещения. Тогда, пробежав по залам музея лаковой миниатюры, даже не задумалась, насколько сложно создавать подобную красотищу. Сейчас с трепетом вошла в святая святых – мастерские Центра традиционной лаковой миниатюры.

В качестве холста для мастеров, работающих в искусстве миниатюры на лаках, применяется обыкновенный картон. Склеивая его слоями, получают болванки – полуфабрикат, папье-маше. Художники до сих пор используют темперные краски с яичной эмульсией и колонковые кисти, как в стародавние времена. В зависимости от живописных задач мастера кладут краски то плотным, то почти прозрачным слоем, создавая необыкновенное богатство цветовых звучаний. Большое внимание уделяется подготовке золота к работе. Драгоценный материал втваривается вручную. Золото наносится тончайшей кистью, заставляя работу светиться. Завершающая стадия – лакировка и полировка.

Сюжеты и темы миниатюр в большой мере зависят от спроса. Тут и мифологические, и аллегорические изображения, копии с картин западных и русских художников, сцены из жизни, заказные миниатюрные портреты с фотографии заказчика.

Настоящая Мстера –
ручная работа

Технология изготовления художественных изделий с традиционной мстерской живописью – это 50 операций, в основном ручным трудом. Одна шкатулочка, перед тем как попасть на прилавки салонов, томится в мастерских Центра 45 суток. Кстати, полируют изделие женщины своими ладонями.

Техника исполнения высокопрофессиональными, талантливыми художниками виртуозна и отточена до совершенства. Еще бы! Прежде чем попасть на фабрику, с малого дети начинают учиться в художественной школе, здесь же, во Мстере, затем оканчивают художественное училище, только потом приходят на фабрику. Здесь они обучаются еще 2-3 года, чтобы стать действительно мастером. Многие идут по стопам своих родителей. Дочь главного художника Центра лаковой миниатюры Сергея Сухова учится в худшколе, его сын – уже во Мстерском художественном училище. Не трудно догадаться, куда придут на работу ребята.

А старожилы и не спешат уходить с предприятия. Работают они здесь десятками лет.

Наталья ЮРЬЕВА.

Фото автора.

пос.Мстера.

советы

Как отличить
настоящую Мстеру?

1. Если Палех – это в основном графика, то для миниатюрной живописи современной Мстеры характерно преобладание пейзажа.

2. Миниатюру, как правило, окаймляет легкий ажурный орнамент, написанный твореным золотом. Кстати, если попалась подделка, то "золотой" орнамент вскоре может исчезнуть. Значит, это была бронза.

3. При постукивании изделия шкатулка из папье-маше издает глухой звук, подделка – звонкий.

4. На обратной стороне шкатулки обязательно стоит фирменный знак – лучник. На лицевой обычно под рисунком подписано "Мстера", четкое и полное название миниатюры и фамилия художника. Никаких блесток на рисунке быть не должно.

5. Если изделие повреждено, всю ответственность берет на себя фабрика и обменивает некачественную шкатулку.

Не сомневайтесь, настоящая лаковая мстерская миниатюра -замечательный подарок к дню свадьбы, дню рождения, крестинам.

Приобрести настоящую мстерскую шкатулку можно в универмаге "Валентина" и в магазине "Художественные промыслы" (Областной центр изобразительного искусства).

Центр традиционной Мстерской миниатюры: Россия, 601408, пос. Мстера, Владимирская область, ул. Ленина 2, тел/факс (09233) 5-02-43, тел. (09233) 5-01-09.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике