16+

“Бизнес – это бег без финиша”

из первых уст

“Бизнес – это бег без финиша”

Так считает главный экономист области, первый заместитель губернатора Владимир Веретенников

В предыдущих номерах “Призыв” поднял тему инвестиционной привлекательности нашего региона. Кому и как достаются инвестиции? Об этом в беседе с нашим корреспондентом рассуждает первый заместитель губернатора Владимир Викторович Веретенников.

– В нашей области запасов газа, нефти и алмазов, как и прежде, не обнаружено. Однако несмотря на сырьевую бедность, в последние года два инвесторы проявляют к региону интерес. С чем вы это связываете?

– Инвестиционный рынок живет по тем же законам, что и вся экономика. Спрос определяет предложение. Почти все страны нацелены на поиск инвестиций. Вместе с ними приходят приятные перемены: увеличиваются налоговые отчисления, решаются хотя бы частично проблемы занятости населения, растут доходы жителей. Инвестиции в конечном итоге улучшают качество жизни.

– Но у инвестора-то свой интерес: как и с чем вернутся его вложения.

Если просчитываемые доходы превышают вложения в разы, то компании идут на риск. Это так называемый венчурный капитал (от английского – venture – приключение). Таким бизнесом занимаются сравнительно небольшие фирмы.

Крупные корпорации оперируют миллиардами. Зоны интересов выбирают по своим критериям и используют для продвижения на них иногда самые неожиданные методы. Например, сегодня в Ираке крупный капитал расчищает себе плацдарм с помощью оружия.

Между гиперкорпорациями и мелкими фирмами есть некая середина. Это компании, которые могут вложить в развитие бизнеса не триллионы, но миллионы. В сферу их интересов и попадает Владимирская область. Но в нашем случае есть еще один фактор – совпадение интересов инвесторов и властей.

– Любопытное заявление для чиновника…

– Почему же? Самое интересное на инвестиционном рынке скрыто от взглядов публики. На виду только вершина айсберга.

Например, на днях была запущена вторая печь предприятия “Рус Джам” в Гороховце. Об этом сообщили многие СМИ.

Но только немногие знают, что этому предшествовало. Прессу, как правило, рабочие моменты не интересуют, а это процесс, в который вовлечено большое количество людей.

Среди них и те, кто бывает не заинтересован в приходе инвесторов. Такие люди лоббируют свои интересы, чаще всего это стремление “засветиться” с далеко идущими политическими целями. Либо желание доказать свою необходимость.

– А, может быть, они просто боятся конкуренции?

– Не без этого. Но большинство понимают, что без внешних инвестиций сегодня развитие невозможно. Все возможности, которые дал отечественным товаропроизводителям кризис 1998 года, уже исчерпаны. Импортозамещающая ниша освободилась. Соотношение цены и качества отечественного товара опять отстает от импортного. Производство у большинства предприятий физически и морально устарело. Внутренние возможности наращивания объемов производства исчерпаны. Вот почему вопрос привлечения инвестиций сейчас стоит особенно остро.

Многие директора это понимают и начинают доказывать привлекательность своего предприятия для инвесторов. Не секрет, что не всегда это получается.

– Всегда ли обосновано привлечение иностранного капитала? Например, наша область традиционно считается стеклодельческой: есть сырье, оборудование, опыт. Зачем же надо было пускать на этот рынок “турецких варягов”?

– Предположим, мы их не пустили. Кто бы от этого выиграл?

– Директора-стекольщики получили бы моральное удовлетворение…

– Да. Но и только. Иностранный капитал ушел бы в другой регион. “Рус Джам” – та самая компания, которая оперирует миллиардными суммами. Наши предприятия ей в конкуренты не годятся. Им надо искать партнеров “помельче”. Из тех, кто готов вложить миллионы. Для нашей области это немалые деньги.

– И все же в последние годы в регион пришли достаточно крупные инвесторы, такие как Kraft, Итера. Появилась информация о видах IKEA на наш лес. Насколько эти ожидания оправданны?

– Пока не знаю, поскольку в апреле должны пройти аукционы на право разработки лесных ресурсов. Заявленные объемы вписываются в запросы дочерней фирмы IKEA “Светвуд”. В марте ее представители примут окончательное решение.

– В какой степени на него могут повлиять намерения областной администрации?

– По некоей шкале заинтересованности инвестора административный ресурс я бы поставил только на четвертое место. Первые три я отдаю наличию сырьевой базы, источников энергии и месторасположению региона.

– Но не всегда открытость региона для инвестиций – положительный фактор. Пример взаимоотношений завода особо чистого кварцевого стекла в Гусь-Хрустальном с его американским партнером это доказывает. Слышала, что и интересы венчурного фонда, очень недолго проработавшего на рынке области, были далеки от интересов области…

– Случается и так. Однако это исключение из правил. От прихода недобросовестного инвестора трудно застраховаться. Но интересы наших предприятий охраняет закон. Завод особо чистого кварцевого стекла выиграл арбитражный процесс, и претензии партнера сейчас перешли в сферу политики, а не экономики.

Американцы настаивают на том, что они “влили” в завод 10 миллионов долларов. Но наша область не такая большая, чтобы эти деньги остались незамеченными. К большому сожалению, на заводе после ухода этой компании не удалось увидеть ничего, что хотя бы отдаленно напоминало о заявленных в сделке вложениях.

– На ваш взгляд, какой главный барьер на пути иностранного инвестора?

– У нас отсутствует важнейший инструментарий для привлечения инвестиций – фондовый рынок. Движение акции сродни кровообращению в организме: только тогда он жив. А если у нас что-то и есть от фондового рынка, то лишь его демонстрационная версия: крупные компании передают пакеты акций друг другу, что в принципе ничего не меняет.

Но и директора должны учиться работать на инвестиционном рынке. Я считаю, что руководство предприятием – тоже ремесло. Если никогда не был в подмастерьях, то никогда не выйдешь в мастера.

У нас же управлять компаниями, причем крупными, пытаются дилетанты. Поэтому многие элементарные производственные понятия для них – открытия.

Почти 10 лет я занимаю эту должность, и все это время пытаюсь довести до директоров одну простую мысль: надо думать об издержках производства. Если сейчас есть возможность снижать их на десятки процентов, то в ближайшем будущем придется искать возможность, как уменьшить затраты хотя бы на тысячные доли. Бизнес – это как бег на длинные дистанции. Пока не достигнешь финиша, нельзя останавливаться.

– Мы говорим “инвестор”, подразумеваем “доллар”. Или “евро”. А родной рубль разве не в чести?

– Это заблуждение. В прошлом году банки вложили в реальный сектор экономики области более 8 миллиардов рублей. Это около 300 миллионов долларов. Намного больше, чем все иностранные инвесторы. Этот факт позволяет надеяться на лучшее.

Беседовала Светлана САЛАТАЕВА.

Фото Геннадия ПОПОВА.

авторитетно

По мнению Владимира Веретенникова, инвестиционную привлекательность того или иного региона определяют следующие параметры:

1. Наличие сырьевой базы.

2. Наличие источников энергии.

3. Месторасположение региона.

4. Административный ресурс.

Просмотры: