предприимчивость

Водный мир. В его объятьях тонут только неспециалисты

Статья 132 Конституции России наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Иными словами, благополучие в наших домах напрямую зависит от мудрости градоначальников. А вернее, от нашей разборчивости на выборах. Если мы не ошиблись, и тепло в квартире будет, и светло, и комфортно.

Об одном из условий благополучия незадолго до сегодняшнего праздника наш корреспондент беседовал с директором Муниципального производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства г.Владимира Вячеславом Зелениным.

– Горводоканал оказывает услугу, которая влияет на погоду в доме каждого из нас. Но ее обыденность играет злую шутку и с квартиросъемщиками, и с вами. Вода не воспринимается, как предмет экономии. Население тратит много, а оплачивает чуть более половины стоимости услуги. Получается, что и вы, и мы живем не по средствам.

– Я так не считаю. Мы действительно много тратим. Приведу пример. Один из немецких городов по населению вдвое меньше нашего потребляет воды в 3 раза меньше, чем Владимир. Вот какие резервы есть у нас! Правда, большинство об этом не думает. Воспитание и привычки другие. Немцы экономию воспринимают как "Отче наш". Слишком многое в экономике начинается с крана.

– Мне непонятно, какая вам-то от этого выгода? 300 литров в день по нормативам льются "на мельницу" горводоканала. Народ больше платит, нежели по счетчику. А вы агитируете за установку в квартирах счетчиков…

– Мы не агитируем и не навязываем. Мы убеждаем. Надо привыкать жить по средствам. Руководитель не может мыслить по-другому. Невостребованность нам не грозит, а вот финансовые проблемы возможны, если работать, не меняя систему. Счетчики может установить любой житель. Главное – соблюсти нормы. Наш специалист должен принять и опломбировать его.

– За свой счет вы их не устанавливаете?

– Бесплатно, за счет прибыли – только малоимущим гражданам, которые пользуются жилищными компенсациями. За ними обращаются в специальный отдел (ул.Северная, д.28а). Удивительно, что очень многие из них отказываются. Это непонятно: больше-то платить не будут, они на компенсационном "буксире" у государства. Тем не менее в прошлом месяце в 45-ти квартирах мы счетчики поставили бесплатно.

– Кстати, монополия на воду по-прежнему у вас?

– Некорректный вопрос. Мэрией города и комитетом по имуществу нам в хозяйственную деятельность переданы городское имущество: водопроводно-канализационные сети, "ливневка". Предписано осуществлять эффективную техническую политику. Подавляющее большинство сетей – муниципальные, если хотите – наши. Но мы предлагаем частникам передавать нам на баланс их сети. Не все соглашаются. Считают, что с их обслуживанием сами справятся.

– Так вы же деньги за них просите?

– По закону имеем право брать 10% от стоимости сетей. Энергетики так и поступают. А мы, как правило, не берем. Народ упорствует до первой аварии. Так было, например, на Кремлевской, 10, где товарищество собственников жилья.

– Я знаю человека, который никогда свои трубы не отдаст горводоканалу.

– Я тоже его знаю. Господин Маркин попал в мизерный процент частников сетей и свои проблемы раздул до предела. Но даже при этом сети частников нам погоды не испортят и не станут преградой для наших планов.

– Вы затеяли реформу?

– Мы разработали программу финансового оздоровления предприятия.

– Это то, о чем так долго говорили депутаты?

– Ее старый вариант действительно так долго ходил по коридорам мэрии, что стал анекдотом. Когда я стал директором, то первым делом занялся ей. В новую программу из той взяли одно из основных условий оздоровления – экономически обоснованные тарифы. Это та точка, от которой можно строить план действий, переворачивать землю.

Определив тариф, как источник поступления средств, мы составили план действий по конкретным объектам.

– Каждый из наших читателей хотел бы увидеть здесь и сейчас название своей улицы. Чем порадуете?

– Первоочередные по ремонту ливневой канализации: улица Асаткина, район ж/д вокзала. Кроме того, надо строить новые линии по улицам Стрелецкой, Гагарина, 2-й Никольской.

В плане капремонта водопровода и канализации – две задачи. Первая – разработка Демидовского водозабора, проектирование и строительство II очереди Судогодского водозабора. Вторая – ремонт Клязьминской станции. Речь идет об очистке воды до качества питьевой. Сегодня мы готовим воду в соответствии с ГОСТом, но хотели бы делать это лучше. Для этого надо заменить фильтрат, который служит с 1965 года. Кроме того, требуется замена оборудования, капремонт сооружений. Да и объемы потребления воды увеличились за 40 лет в несколько раз, повысились требования ГОСТа. Расширение необходимо.

Безусловно, планируем и ведем замену сетей, используя современные материалы. В частности, полиэтиленовые трубы.

– Они вечные?

– Гарантия – 80 лет. Кроме того, мы используем чугунные трубы с шаровидным графитом, обработанные внутри цементно-песочной смесью. Показатели ее прочности – высочайшие. Но технология требует закупки спецоборудования.

В этом году сделали водопроводные сети на улице Куйбышева, в районе улиц Белякова, Лакина, Осипенко. Отремонтировали канализационные сети в районе Передний Боровок, сделали линию самотечных коллекторов на Ново-Ямской, привели в порядок сети района "Автоприбора", Юго-Запад.

Но остается много болевых точек. Улица Труда, Ново-Лыбедский коллектор, который сейчас в критическом состоянии. Поскольку планируется строительство Лыбедской магистрали, то недопустимо оставлять канализацию в этом районе в прежнем состоянии. За счет средств тарифов и бюджета в 2003 году планируем начать проектирование. Стоимость работ по расчетам – свыше 40 миллионов рублей.

– Куцые возможности бюджета известны. Откуда планируете брать средства?

– Наша финансовая база – обоснованный тариф. Мы вынуждены будем еще дважды в следующем году поднять тарифы, чтобы к 1 января 2004 года выйти на 100%-ую оплату. Только так возможно обеспечить стабильную работу системы. При условии, что мы будем заниматься энергосбережением.

– О чем идет речь?

– Мы имеем технологию и оборудование, которые позволят экономить электроэнергию. Предлагаем горсовету оставить в тарифах неизменной планку по затратам на электроэнергию, которые будем снижать. За счет этой разницы будем решать долгосрочные проекты. Когда закончится срок их окупаемости, мы сможем через 2-3 года уменьшить тариф в натуральных показателях. Заменим оборудование на новое, менее энергоемкое.

– Каковы планируемые объемы модернизации?

– У нас есть оборудование старше 1965 года. Оно морально и физически изношено. А вообще 22% водопроводных сетей и 29% канализационных почти со 100-процентным износом. Общий износ всего оборудования – 50,9%. Это показатель ненадежности системы, который нас пугает.

Этот год показал, что мы на правильном пути. Июльское повышение тарифов погоды не сделало. Но мы не как раньше латали дыры, а меняли трубы. В августе заменили 508 метров водопроводных сетей, в сентябре 350-360 и в октябре – 240. В этом месяце меняли сети на Ново-Ямской улице. В городе 587 км водопроводных сетей. Если пойдем такими темпами дальше, то обгоним сроки реализации программы. Большие планы на следующий ремонтный сезон, к которому сделаем финансовый резерв.

– Программу вы только вносите в горсовет. Не боитесь, что не примут?

– Считаю, что горводоканал нашел дорогу к оздоровлению. Я рад, что депутаты стали нашими союзниками. У них нет отрицания и популизма, которые были у многих депутатов предыдущего созыва. Нет ортодоксов. Мне импонируют предприниматели, которые откликнулись на наши проблемы, вникли в суть дела и ведут конструктивный разговор. И депутатские запросы мы почти все выполнили. На наше предприятие депутатам вход открыт. Осенью прошло выездное заседание президиума горсовета. Мы показали все объекты, и я подробно разъяснил основные положения программы.

– Знакомый, переехавший во Владимир из района, был поражен, увидев, как быстро горводоканал устраняет аварии. У вас есть жесткие сроки ликвидации поломок?

– Сроков нет. Делаем как можно быстрее. Последняя авария на Судогодском водозаборе произошла сразу после рабочего дня – люди ушли, машины не заправлены. Мы отключили воду в 20.00, а в 2 часа ночи она уже была. Неудобно себя хвалить, но это говорит о высокой организации труда.

– Через 8 лет эта программа станет историей. Каким будет водопроводное хозяйство, помечтайте?

– Пример, к которому надо стремиться, есть. В таком костюме спускаются в канализационный коллектор Эрлангена (Вячеслав Евгеньевич приносит белоснежный комбинезон – авт.). У них это одежда для гостей. Так должно быть у нас. И мы идем по этому пути. Сделаем это за 20, может быть, за 30 лет. Но базу заложим за эти 8 лет.

Жителям важны не планы, а факт: утром встали, есть чем умыться. Вечером пришли с работы – с водой нет проблем.

Мы мечтаем о большем. Чтобы горожане еще и учились экономить воду, как на Западе. А школьников и студентов мы водим уже к себе на экскурсии.

Светлана САЛАТАЕВА.

Фото Александра САБОВА и Эльвиры КАШИЦЫНОЙ.

P.S. В.Зеленин уверен в своем коллективе. Он считает, что конституционные права граждан воплощаются в жизнь, когда четко работает каждая конкретная служба каждого конкретного предприятия.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Вячеслав Зеленин во Владимир приехал в 1979 году. Учился в Политехе. Работал в студотрядах. После армии 2 года был секретарем комитета комсомола. Руководил предприятием "Жилсервис". Последние 10 лет работает в "Горводоканале".

С 6 июня – директор. Женат. Сыну 10 лет, дочери 3 года. Хобби – это работа, хотя любит заниматься и спортом. В прошлом году получил второе высшее образование, закончил Владимирский филиал Академии Госслужбы при Президенте РФ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике