предприимчивость

"Прогресс" – фирма ведущая

На прошлой неделе в центральном правлении Всероссийского общества слепых состоялись семинар и балансовая комиссия по подведению итогов работы предприятий, входящих в систему ВОС, за первое полугодие текущего года. Владимирское производственное объединение "Прогресс" признано одним из лучших предприятий отрасли.

Стабильную работу "подкосили" налоги

На фоне более 150 российских предприятий общества слепых ВПО "Прогресс" было отмечено как одно из немногих, которое является устойчивым, добиваясь роста производства.

И все же первое полугодие 2002 года оказалось для предприятия довольно сложным. В связи с тем, что с января отменены льготы по налогообложению для организаций, где работают инвалиды, финансовоэкономическое положение на "Прогрессе" резко ухудшилось.

На предприятии знали о том, что придется платить налог с прибыли, и были к этому готовы – специально заложили в бюджет предсказуемые затраты. Неожиданностью оказалось другое. За несколько дней до нового года в силу вступил закон, согласно которому предприятия ВОС, помимо ранее утвержденного налога, обязаны производить еще и отчисления с фондов заработной платы в Пенсионный страховой фонд.

Эти 14 процентов свалились на производителей как снег на голову. Неожиданный налог здорово "подкосил" стабильную работу предприятия. Особенно тяжело прогрессовцам было в первом квартале, из-за чего они сработали без прибыли и даже с минусовой рентабельностью. Затраты на рубль выпускаемой продукции в первом квартале текущего года составили 1,04 рубля. Убыток – более миллиона рублей.

Во втором квартале положение на "Прогрессе" немного улучшилось. Затраты на товарный рубль оказались немного меньше – 95 копеек. Но это не спасало ситуацию. По итогам полугодия прибыль получить так и не удалось.

В результате таких вот налоговых новшеств сейчас рухнули 5 предприятий Всероссийского общества слепых, которые до января 2002 года работали стабильно и без убытков.

В условиях жесткой конкуренции

Положение на "Прогрессе" выровнялось лишь в третьем квартале, когда возрос сезонный спрос на выпускаемую продукцию. Предприятие оказалось более устойчивым к экономическим и налоговым катаклизмам.

По сравнению с прошлым годом значительно выросла заработная плата. Если в прошлом году она в среднем составляла 2409 рублей, то в этом году – более 3,5 тысячи. Объем товарной продукции составил более 30 миллионов рублей.

Являясь одним из крупнейших производителей запасных частей для автомобилестроения, ВПО "Прогресс" работает в условиях жесткой конкуренции. Именно конкуренция не позволяет поднимать цену на выпускаемую продукцию, даже в размере инфляции. Если ее уровень сейчас равен примерно 12 процентам, то рынок не дает производителю выскочить за эти пределы. К тому же поставщики сырья на правах монополистов диктуют цены на металл. При тенденции роста инфляции им проще вписаться в инфляционный коридор. Производителю в данном случае это сделать всегда сложнее. В результате это отражается на рентабельности производства.

Чтобы удержаться на рынке автомобильных запчастей, на "Прогрессе" вынуждены большие средства вкладывать в повышение качества продукции. Вся она производится с применением высококачественных комплектующих в полном соответствии технологии АвтоВАЗа.

Огромное внимание уделяют здесь износостойкости продукции. Увеличить ее удалось путем перехода на порошковую окраску деталей в электростатическом поле вместо покрытия синтетическими эмалями. В результате антикоррозийная стойкость была увеличена в 20 (!) раз. Конечно, без затрат здесь не обошлось. Зато после испытаний на износостойкость этих деталей производители убедились, что такой товар всегда будет востребован на автомобильном рынке страны.

Сейчас ВПО "Прогресс" активно сотрудничает с зарубежными фирмами по приобретению материалов, которые идут на изготовление рулевых шаровых опор и рулевых тяг. Пластики, поставляемые на предприятие зарубежными фирмами, также помогают увеличить износостойкость и улучшить температурные характеристики.

С каждым годом производственное объединение становится все популярнее на рынке вторичных запасных частей для автомобилей. Продукция предприятия пользуется спросом на территории всей России. Это доказывает и тот факт, что в последнее время растет число так называемых подпольщиков и кустарей, которые выдают "левак" за продукцию "Прогресса". По словам руководителей предприятия, особенно много поддельной продукции в Московском регионе. Недавно подпольный цех правоохранительные органы обнаружили в Самаре.

Номенклатура выпускаемой на "Прогрессе" продукции представлена довольно широко. Здесь производят запчасти для всех видов "Жигулей". Это шаровые опоры различных модификаций, диски переднего тормоза, маятниковые рычаги на подшипниках, оси нижнего рычага и многое другое.

На протяжении многих лет выпускались запасные части для классических моделей автомобилей – начиная с ВАЗ-2101 и заканчивая ВАЗ-2107. Некоторое время назад предприятие начало производить запчасти для переднеприводных моделей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. Сейчас на рынке все больше появляется машин, изготовляемых на базе ВАЗ-2110. В объединении "Прогресс" освоили выпуск частей и для этих моделей автомобилей.

Все большей популярностью на авторынке пользуются "Газели". В перспективе развития предприятия начато изготовление наконечников рулевых тяг, продольных рулевых тяг и шарниров для этих марок авто. В скором времени планируется освоить выпуск для них тормозных дисков.

Постоянными клиентами "Прогресса" остаются центральные регионы России, а также Самара, Санкт-Петербург, Москва. Недавно удалось завоевать авторынок Рязани и Перми. Сырье и комплектующие поступают в основном из Коврова, Рязани, Кинешмы, Москвы.

Сейчас на предприятии трудятся 382 человека, из них 203 – инвалиды по зрению и общему заболеванию. В связи с тем, что производство сезонное, текучесть кадров заметно возрастает к началу осенне-зимнего периода. Существует проблема с кадрами, особенно не хватает высококвалифицированных электриков и электромехаников.

В периоды осенне-зимнего затишья, когда снижается спрос на запчасти, производственное объединение полностью не распускается. Даже в такой сложный для любого предприятия период работа на "Прогрессе" не прекращается. Помимо запасных частей для автомобилестроения здесь изготавливают понижающие трансформаторы, домкраты, автомобильные жгуты, щетки-стеклоочистители. Недавно появилась практика брать банковские кредиты. Это дает возможность зарабатывать деньги и загружать склады продукцией, чтобы ближе к лету своевременно выдать ее заказчику.

Большое внимание уделяют на предприятии социальной защите и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. В прошлом году расходы на социальную сферу составили более миллиона рублей. Это и содержание реабилитационного комплекса на улице Мира, и приобретение путевок для инвалидов, материальная помощь, дотации на питание всем работникам предприятия. В текущем году на эти цели запланировано около 1,5 миллиона рублей. На сегодня уже затрачено более 800 тысяч.

Ставка на кадры

На "Прогрессе" существуют большие задумки и планы по дальнейшему развитию производства. По мнению исполнительного директора ВПО Алексея Логинова, предприятие сейчас очень зажато по площадям. Когда оно еще только создавалось, то для тех объемов выпускаемой продукции производственных площадей вполне хватало. С развитием объединения и увеличением объемов производства площадей стало катастрофически не хватать. Сейчас "Прогрессу" развиваться территориально некуда – вокруг практически все застроено. Каждый кусочек производственной площади здесь используется максимально. В последнее время объединение даже вынуждено арендовать площади на других предприятиях. Например, на Коняевском заводе "Электросвет".

И все же "Прогресс" живет и развивается. В следующем году рост объемов производства запланирован на 10-12 процентов. Для продвижения своей продукции ВПО "Прогресс" участвует во всероссийских и международных выставках. Последняя из них прошла в конце августа в московском "Экспоцентре", где был представлен почти весь ассортимент выпускаемой предприятием продукции.

Сегодня ВПО "Прогресс" – предприятие с большим кадровым потенциалом. И если сейчас существующая на нем зарплата устраивает в основном инвалидов, то завтра на рабочие места придет молодежь, которую устроит не только заработок, но и широкие социальные гарантии, которых нет на других предприятиях. Ставку здесь делают на квалифицированных и заинтересованных сотрудников, поддерживая взаимовыгодные долгосрочные отношения с каждым клиентом.

Андрей Свиридов.

Фото Александра САБОВА.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике