Кризис ответственности

В одном из мартовских номеров "Призыва" мы писали о непростой ситуации, сложившейся на рынке пассажирских перевозок Киржачского района. Речь шла о межобластном маршруте Киржач - Москва, где при...

В одном из мартовских номеров "Призыва" мы писали о непростой ситуации, сложившейся на рынке пассажирских перевозок Киржачского района. Речь шла о межобластном маршруте Киржач – Москва, где при попустительстве властей и с нарушением действующего законодательства работали перевозчики из Ногинска и сразу несколько местных предпринимателей. Материал возымел действие – через неделю после публикации автобусы подмосковных перевозчиков были из Киржача удалены и больше не появлялись. Но проблем не убавилось.

Обращая внимание на тот или иной вопрос, журналисты вправе надеяться, что ответственные структуры, представители власти не только ликвидируют пожарным способом самые очевидные недоработки, но и доберутся до корней проблемы. С тем, чтобы укрепить или поколебать эту надежду, мы снова отправились в Киржач, встретились с людьми и спешим поделиться выводами.

Пункт отправления "от столба"
Теневые перевозчики есть, наверное, в каждом районном центре области – это ни для кого не секрет. В Киржаче, откуда по разным оценкам до 7-8 тысяч жителей района ежедневно отправляются на работу в столицу и ближайшее Подмосковье, их появление было тем более предсказуемым. Частники появились на маршруте несколько лет назад, когда официальный перевозчик "Киржач-Авто" переживал серьезные трудности – срывались рейсы, не хватало автобусов. Но проблема выросла до неприличных размеров в последнее время – людей стали возить в Москву на "Газелях" все кому не лень.
Между тем, речь идет о межобластном маршруте, работать на котором можно лишь при наличии целого перечня разрешающих документов и согласований – от лицензии на право осуществлять пассажирские перевозки до заключения договора с автостанциями в пунктах отправления и прибытия. К моменту выхода прошлого материала "Призыва" в Киржаче уже сформировалась целая группа перевозчиков, чьи принципы ведения бизнеса можно назвать непрозрачными. Говорить о том, что это "официальные" или "регулярные" перевозки, не приходится.
Сегодня только две компании – "Киржач-Авто" и "Экспресс" – работают на столичном направлении легально, с соблюдением всех требований закона. Положение и статус остальных перевозчиков вызывают массу вопросов. В рейс "Газели" отправляются из неположенных мест, страховых гарантий пассажирам не предоставляется. Об уплате налогов, соблюдении требований безопасности перевозок говорить едва ли приходится. Сколько машин подрабатывает на маршруте, кто находится за рулем микроавтобуса, здоров ли (трезв?) водитель, не проводит ли он в пути по 14 часов в день? Можно задать еще массу вопросов без особой надежды получить достоверный ответ.
По нашей собственной информации, сегодня на московском направлении около 30 микроавтобусов. Работают они под эгидой официально существующих ИП, которые имеют лицензию на данный вид деятельности. Владелец "Газели" заключает некое соглашение с предпринимателем и за 20 тысяч рублей в месяц получает право работать на одной из четырех охраняемых "точек". Две из них находятся около автостанции, еще две – в поселке Красный Октябрь и у шелкокомбината.
В день каждая машина делает 2-3 рейса, количество мест 13, следовательно, за сутки частники перевозят более тысячи человек. Без учета расходов на топливо ежедневно группа "газелистов" зарабатывает от 150 до 180 тысяч рублей, в месяц до 5 миллионов, в год, пожалуй, что и все 60! По районным меркам бизнес не назовешь "малым", а потому вдвойне странно, что особого желания урегулировать ситуацию никто не проявляет.

История одной комиссии
В сфере пассажирских перевозок необходимо наводить порядок – это факт, который никто из ответственных лиц не решается подвергать сомнению. На уровне областного департамента транспорта, контролирующих органов, ассоциации предприятий автотранспорта Владимирской области проблема регулярно поднимается. Привести деятельность частников в соответствие с законом можно только совместными усилиями региональных структур и районных властей. Именно по этой причине в июне в Киржаче в стенах районной администрации собрались представители ассоциации перевозчиков, департамента транспорта и управления государственного автонадзора.
– Комиссия, в составе которой был и представитель нашей ассоциации, дважды выезжала в Киржач, – рассказывает президент владимирской ассоциации предприятий автотранспорта Александр Шапошников. – Встречались с официальными лицами, представителями силовых структур и пришли к мнению, что надо собрать более широкую группу с участием общественности, дабы навести порядок в сфере пассажирских перевозок. Разговор шел о том, чтобы сократить количество перевозчиков, исключить работу без договоров. Но вот прошло уже три месяца и ничего – никакого желания решать проблему ни руководство района, ни местные силовики не проявляют. На мой взгляд, им просто не хватает политической воли.
По следам комиссии мы отправились в Киржач пообщаться с теми, кто по долгу службы или общественному положению должен блюсти законность пассажирских перевозок. Если мы подразумеваем, что "частники" работают вне правового поля, обращаться следует в милицию. До конца сентября начальник Киржачского РОВД Олег Родичев находится в отпуске, его обязанности выполняет заместитель Игорь Мочалов. В телефонном разговоре с автором статьи он сообщил, что по данной проблеме ничего сообщить не может. Видимо, второй по статусу руководитель районной милиции о проблеме либо не знает, либо ему попросту нечего сказать, а значит, систематической работы по пресечению возможных нарушений в сфере перевозок "органы" не ведут, хотя в заседаниях комиссии руководитель РОВД принимал участие.
Более результативным оказалось общение с руководством прокуратуры, где нас заверили в том, что проблема не останется без внимания.
– Мы запланировали проведение прокурорской проверки в ближайшие две-три недели, – сообщил прокурор Киржачского района Владимир Маркин. – Есть претензии у граждан и у властей к качеству пассажирских перевозок. Речь идет и о частниках на маршруте Киржач – Москва. Мы разделяем эту обеспокоенность и собираемся выяснить, какие именно юридические лица занимаются этой деятельностью, кроме "Киржач-Авто", имеются ли у них соответствующие разрешения и лицензии на осуществление перевозок. Насколько мне известно, если вместимость автомобиля превышает восемь человек, должна быть получена лицензия: Мы проверим также работу всех структур, ответственных за выдачу разрешения на перевозки, контроль за техническим состоянием транспортных средств. Последние события на дорогах нашей страны, в Ростовской области, других регионах и особое внимание к этой проблеме президента и генерального прокурора настраивают нас на то, чтобы активнее заниматься этим вопросом.
Владимир Маркин обещал сообщить о результатах прокурорской проверки. Районный прокурор оказался единственным руководителем, проявившим живой интерес к сложившейся ситуации.
Согласился поговорить с нами и заместитель главы районной администрации, ответственный за транспорт, Сергей Чуб, кстати, один из героев нашего прошлого материала. Приводим его комментарий без купюр:
– В последние годы было множество претензий к нашему официальному перевозчику "Киржач-Авто", предприятие переживало не лучшие времена. Сейчас ситуация там изменилась к лучшему, но за это время у нас появились частники на "Газелях", которые в настоящий момент вносят серьезную лепту в перевозки на московском направлении. Для жителей Киржача это важно, ведь сегодня в столице работают тысячи горожан! Проблемы с частниками, безусловно, есть, но, насколько мне известно, у большинства либо имеется соответствующее разрешение, либо формальный договор с предприятиями города и района на перевозку людей. Существует масса служб, которые могут "схватить за рукав" нарушителей, но, видимо, нет на то законных оснований. Администрация района не занимается меж-областными перевозками, поэтому здесь мы не имеем должных рычагов воздействия. Хочу отметить: рынок есть рынок, потому и конкуренция в сфере перевозок – нормальное дело, хотя порядок, конечно, следует навести.
Можно ли этот ответ расценивать как подтверждение интереса администрации к решению проблемы? Формально да, но только формально. Ведь трудности у официального перевозчика в прошлом, а количество частников на "Газелях" с момента визита в Киржач областной комиссии только увеличилось! Местная власть в лице Сергея Чуба вроде бы встает на защиту интересов жителей: людям надо ездить на работу и они ездят (не столь важно, как и на чем), жалоб нет – и слава Богу! Ну а то, что Сергей Феодосьевич подчеркнул непричастность районных властей к сфере межобластных перевозок – парадокс, ведь именно он в феврале сего года в нарушение всех законодательных норм подписал разрешение на работу в Киржаче ногинских автоперевозчиков! Понял свою ошибку и теперь устраняется от неприятного вопроса? Гадать не будем. Между тем, хотя нелегалов в области хватает, Киржач остается одним из наиболее очевидных "темных пятен" на карте региона-33.
– Мы проводили встречи и с руководством других районов, – рассказывает Александр Шапошников. – Недавно общались с главой Юрьев-Польского района Алексеем Конышевым. Нет никаких сомнений, что здесь задача будет решена, налицо заинтересованность районных властей в том, чтобы навести порядок.
А вот официальная позиция областных властей:
– Пускать организацию пассажирских перевозок на самотек – тенденция крайне опасная! – сказал заместитель директора областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Леонид Усков. – Работа "от столба" – это всегда нарушения, отсутствие гарантий для пассажиров, и бороться с подобным явлением просто необходимо!

Позаботиться о людях
Справедливости ради отметим – нераспорядительности местной власти во многом способствует противоречивость транспортного законодательства. Сергей Чуб недаром обосновал свою позицию на "бездействии контролирующих служб". В феврале сего года вышли в свет новые правила пассажирских перево-зок, в которых, с одной стороны, деятельность "маршрутных такси" без лицензии выводится за правовое поле, о чем и сказал в разговоре с нами прокурор района, однако, с другой стороны, совершенно неясно прописан раздел о "заказных" перевозках. Суть в том, что, имея на руках договор с неким предприятием, водитель "Газели" может обосновать факт перевозки людей. Получить соответствующий бланк с печатью – невелика наука, чем многие и пользуются. Правда, заказные перевозки отличаются от обычных. Например, нельзя собирать деньги с пассажиров в салоне – их должен передать водителю "заказчик", или они должны быть включены в стоимость путевки, если речь идет о туристическом рейсе. Есть и другие тонкости, о соблюдении которых киржачские "газелисты" просто не беспокоятся – их и так никто не трогает.
Контролирующие органы, например, "Гос-автонадзор", пеняют на недостаток полномочий. Милиция сохраняет спокойствие. Жаль, не удалось нам пообщаться с представителями районной ГИБДД – сложно поверить в то, что "Газели" не первой свежести могут дважды в год успешно проходить техосмотр. К тому же известно и происхождение многих автомобилей: поскольку сейчас в Москве проводится настоящая кампания по борьбе с нелегальными перевозчиками, некоторые из них продают микроавтобусы по бросовым ценам (40-60 тысяч рублей) на периферию.
Сложно поверить в то, что не существует правовых способов достойно и по-человечески организовать перевозку людей, найти управу на тех, кто использует несовершенство закона для извлечения выгоды.
Впрочем, у нас в запасе есть обещание районного прокурора сообщить результаты проверки деятельности частных перевозчиков и надежда на то, что власти Киржача не станут дожидаться "нештатных ситуаций" на транспорте, а позаботятся о благе жителей района. Так что тема киржачских "Газелей" вряд ли закрывается этой статьей.

Дмитрий СКРЫПНИКОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике