Кто лучше позаботится о медиках и педагогах

Об этом спорят глава Петушинского района и градоначальник Покрова С кем вы, мастера культуры, а также учителя и медицинские работники города Покрова? Сейчас главы двух муниципальных образований город...

Об этом спорят глава Петушинского района и градоначальник Покрова
С кем вы, мастера культуры, а также учителя и медицинские работники города Покрова? Сейчас главы двух муниципальных образований город Покров и Петушинский район ищут ответ на этот вопрос. Межмуниципальное соглашение на будущий год "О передаче совместных бюджетных обязательств и правах по их исполнению в сфере образования и здравоохранения" глава района Алексей Середа отказался подписывать.

Не поднимайте неподъемное!
Оговоримся сразу: конфликт именно этих двух территорий можно воспринимать перманентным. Весной мы писали о том, как не сошлись взгляды их руководителей на финансирование учреждений дополнительного образования. Район посчитал, что часть нагрузки должен взять на себя город. Город возмутился: по какому принципу делить учреждения и их сотрудников на районных и городских?
Алексей Середа с такой постановкой вопроса принципиально не согласен.
– Петушинский район городу Покрову не чужой. Я сам житель Покрова и, поверьте, не занимаю позицию тех, кто спит и видит, как бы нанести ущерб жителям этого города!
Проведя проверку учреждений допобразования, райадминистрация засомневалась в целесообразности пребывания в одном учреждении, к примеру, пяти замов, 11 руководителей отдела, пяти завхозов, 35 работников технического персонала. В общей сложности посчитали: из 68 человек – преподавателей 28. Посмотрев штатное расписание другого, засомневались – нужен ли директору учреждения, где всего 9 человек, заместитель?
Алексей Дмитриевич увидел результаты проверки и высказал свою позицию:
– Оторопь берет, как расходуются средства районного бюджета! Надоело, чтобы за счет районного бюджета Вячеслав Рогов формировал свой положительный имидж отца города.
Меня поражает позиция правоохранительных органов и областного департамента образования, который лицензии давал. Читаю устав "Центра творческого развития, образования и досуга города Покров", который потом переименовали в "Центр развития творчества детей и юношества город Покров". Но суть-то не удосужились поменять! А здесь написано, что помимо работы с детьми, предусматривается "создание условий для развития культуры и спорта в городе, организация содержательного досуга жителей всех возрастов, формирование общей культуры" и т.д. То есть в уставе ориентация на более возрастные слои населения, а не только детей. Аналогичная ситуация и с уставом учреждения дополнительного образования "Интеллект", где оговорены даже формы предпринимательской деятельности – открытие зала игровых автоматов, открытие кафе, баров, ресторанов, создание платных технических объединений, оказание информационно-рекламных услуг и т.п. И ни слова о детях в целях работы учреждения. Это противоречит закону. И, тем не менее, департамент выдавал лицензии! Мне это вообще непонятно. Можно, конечно, приветствовать, что это учреждения более широкого профиля, но мы, район, обязаны заботиться только о дополнительном образовании детей. И сегодня, когда Покров принимает решение о софинансировании учреждений дополнительного образования, надеюсь, власти города поняли, что так жить нельзя.
Но после того как конфликт вокруг учреждений дополнительного образования разрешился, появилась новая проблема. Теперь речь идет о подведомственности покровских учреждений здравоохранения и образования.
Алексей Середа, аргументируя свою позицию, ссылается на Федеральный закон "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" (№ 131).
– В нем четко разведены районные и поселенческие муниципальные образования по полномочиям в сфере здравоохранения и образования, – говорит Алексей Дмитриевич. – И это же подтверждает закон об образовании. С 2006 года МО Петушинский район пытается полномочия, которые определены как районные на территории города Покрова, взять под свой контроль. И пока безрезультатно!
В Петушинском районе восемь муниципальных поселений: три сельских, пять городских, и в семи из них именно район в полном объеме выполняет полномочия в сфере образования и здравоохранения.
– И только в городе Покрове по воле Вячеслава Михайловича эти полномочия носят ограниченный характер, – констатирует глава района. – Был бы могучим город Покров, мог бы содержать все, но сегодня это нереально. Но мы видим, что город Покров хиреет год от года, его внешний облик меняется не в лучшую, а в худшую сторону. Нелепо, не выполняя своих полномочий, замахиваться на те, что не предусмотрены федеральным законодательством.
По мнению Алексея Дмитриевича, суть проблемы в том, что в федеральном законе не были прописаны процедуры передачи полномочий из ранее существующих муниципальных образований районам.
– Но в 131-м ФЗ четко написано, что МО должны распоряжаться только тем имуществом, которое соответствует их полномочиям, а глава Покрова не желает читать закон слева направо, а читает его как хочет.
Три года назад администрация области вмешалась в конфликт и предложила компромиссное решение в виде соглашения о передаче полномочий по финансированию учреждений здравоохранения, образования из муниципального района городу Покрову. И в течение двух лет – 2007 и 2008 годы – главы обменивались автографами на документе. А 2009-й год стал рубиконом. И Алексей Середа объясняет почему:
– Именно в этом году, согласно закону, заканчивается процесс передачи полномочий, и все сельские, городские поселения в полном объеме принимают их. Но руководство города Покрова опять заняло особую позицию: хотим оставить все у себя. И точка!
– А что произойдет, если Покров откажется передавать полномочия?
– В сентябре мы предложим Совету снова передать полномочия учреждений образования и здравоохранения в муниципальную собственность. Надеюсь, что по прошествии стольких лет все-таки разум и законопослушание должны восторжествовать. Если нет – я не сторонник махать шашкой, вставать в позу, объявлять войну. Будем искать компромиссы, но хотелось бы, чтобы и с другой стороны какое-то движение шло. Кстати, в соглашении предусмотрены права по согласованию штатных расписаний, наши права по приостановлению финансирования в случае невыполнения, и даже сейчас у нас есть основания для расторжения действующего соглашения.

Так где же золотая середина?
А кому хорошо живется в Покрове? Попробуем разобраться. В год город получает из райбюджета 68,5 млн рублей и 37 млн рублей передается в виде трансферта из бюджета области на заработную плату бюджетникам. Собственных доходов, закрепленных налогами, городской бюджет имеет 50 млн рублей.
У Вячеслава Рогова, главы города, эти цифры вызывают, похоже, раздражение:
– Когда говорят, что Покров живет за счет района, то мне хочется напомнить одну цифру. 70 процентов экономики района находится в Покрове, и одно из крупнейших предприятий, флагманов российского и владимирского экономического развития – также в Покрове. Так кто живет за счет Покрова? Мы нищие за счет района, при миллиардах рублей налогов, уплачиваемых в другие бюджеты, не в городской, покровскими предприятиями и предпринимателями. Это люди, живущие в городе, создают, не Рогов, не администрация, а люди! И немалая часть средств ложится в район в виде налогов. У нас нет налогов с предприятий. В городе остаются: земельный налог, транспортный и имущественный с физических лиц, а также 10% от НДФЛ. И район мог бы при такой ситуации быть более внимательным к городу, к его проблемам.
– Но Алексей Середа и намерен облегчить вам жизнь, забрав учреждения образования и здравоохранения. Почему вы не хотите, чтобы это было его головной болью?
– Есть реальность: Петушинский район с сельской территорией, а в нем города, где развита инфраструктура. Но когда их подстраивают под правила сельского района, то им просто тесно становится.
Город имел достаточную для исполнения полномочий в интересах жителей инфраструктуру, исполнял полномочия и мог продолжать эту работу в будущем. Но район решил сломать систему и тем самым удалить услугу от людей, живущих в Покрове. Есть такое, увы, неоднократно проверенное на практике утверждение: если школа уходит из села – село погибает. Вот если и мы начнем ломать структуру города, сложившуюся веками (а гимназии, больницу в городе строили еще до революции), то превратим город в сельское поселение. В этом суть наших разногласий с главой района – вы оставьте город городом! Мы не просим невозможного: передайте нам полномочия, как это предусмотрено законом, и мы, под вашим контролем и под контролем государственных органов, исполним эти полномочия ближе к людям и не ломая сложившуюся структуру.
– Глава района ссылается на закон, который нынешний год сделал последним для перехода полномочий. А вы, получается, выходите из круга легитимности?
– Это неправильно! Действительно, есть в законе подобная норма для районов и вновь созданных на их территории муниципальных образований – сельских или городских поселений. Вот в этом случае сами районы обязаны передать вновь образованным муниципальным образованиям те полномочия, которые они должны исполнять самостоятельно. В нашем случае эта норма абсолютно не применима, так как Покров уже давно существовал с достаточной инфраструктурой и полным набором полномочий. Но есть и другая норма закона, подходящая для нашей ситуации, которая предусматривает межмуниципальное сотрудничество, и допускает, что район передает в поселение свои полномочия по взаимному согласию вместе с финансированием. Мы – существовавшее поселение, мы и в прежние годы до 131-го ФЗ выполняли все без исключения полномочия местного самоуправления. Их было значительно больше, чем теперь.
Давайте выстроим отношения таким образом, чтобы это было в интересах людей, для которых и существует местное самоуправление, и это допускается законом. Но нас не слышат, похоже, в районе.
– Кстати, об интересах людей. В Костерево и Вольгинском, где культура и спорт финансируются районом, на них потратили значительно больше. А Покров, к примеру, всего 200 рублей отвел "культурных" расходов на человека. Эти данные привел глава района. Возникает, Вячеслав Михайлович, вопрос: не будет ли "под крылом" района школам и больницам лучше?
– Покров не корректно сравнивать с этими муниципальными образованиями, так как у них есть сложившаяся мощная спортивная инфраструктура, построенная еще в советское время. А у нас нет ни бассейна, ни спортивных комплексов, ни даже Дома культуры. У нас есть стадион и есть желание дать значительно больше возможностей заниматься спортом нашим жителям, в том числе на площадках, в залах, находящихся в других сооружениях. И они функционируют с разными названиями – Дом ученых, Дом творчества и т.п. Все эти здания и сооружения мы задействуем и под культурные, и под спортивные мероприятия, и для образовательных целей. А чтобы эффективнее их содержать и отдавать населению услугу более высокого качества и объема, именно поэтому нам пришлось сделать одно учреждение дополнительного образования, которое объединяет все эти сооружения, чтобы все площадки находились под единым управлением. В ответ на обвинения в таком объединении мы взяли на себя ту часть финансирования учреждения дополнительного образования, которая непосредственно связана со спортом и культурой. Но глава района на этом не остановился, он решил кардинально изменить финансирование этой сферы.
Откуда будут большие расходы, если у нас нет таких учреждений культуры и спорта, как в Вольгинском и Костерево?
– И, тем не менее, сегодня район заставил вас взять часть нагрузки по финансированию учреждений дополнительного образования. Создается впечатление, что федеральное законодательство каждый может трактовать в свою пользу. Кто же прав в этом споре?
– На мой взгляд, глава в этом вопросе искал конфликт, ведь компромиссные решения были предложены в самом начале. В его понимании наше учреждение дополнительного образования "Интеллект" закрывать надо, хотя весь прогрессивный мир, Президент РФ, Правительство РФ, региональные власти выступают за компьютерную грамотность для всех слоев населения. Районом полностью прекращено финансирование "Интеллекта". Мы сохраняем "Интеллект", нашли деньги в городском бюджете, отозвав их от других не менее важных дел. Но возникает парадоксальная ситуация: на нас перекладывают заботу о дополнительном образовании в сфере информационных технологий. Круг замкнулся. И тем не менее мы будем продолжать бороться за право граждан на получение услуги. Район сокращает финансирование, утверждая: "Много педагогов", а люди говорят: "Мало кружков". Где середина?
– И людям-то, в конечном итоге, безразлично, какая местная власть содержит те или иные объекты. Главное, чтобы они работали. И работали грамотно, – добавят специалисты. Знаю, что в ходе ревизии бюджетных потоков районные финансисты нашли у вас нарушения. Вы можете их назвать?
– Было два серьезных нарушения. Не из того источника начислялась зарплата одному из работников финуправления. И в другом случае – мы "перекормили детей": давали натуральную норму, а затраты по ней не укладывались в утвержденную норму. Мы не отказывались возместить деньги по зарплате. И по питанию – аналогично. Проблема-то в другом: район недодает средства на функционирование, ремонт учреждений, мы вынуждены предусматривать их в своем бюджете. Хотя полномочия по финансированию образования у него, и он получает на них деньги в виде субвенции из областного бюджета. Мы вынуждены добавлять, и нас же в этом обвиняют.

Светлана САЛАТАЕВА

Послесловие
На этом месте мы обрываем спор двух глав. Их позиция расходится практически по всем вопросам. Но при этом один характерный факт: прокуратура занимает позицию города Покрова.
Знаем и другое: позиция глав, как картинка из книжки нашего детства, – два упрямца сошлись на узком мосточке. Если победит район, то бюджетники – учителя, врачи – переживут несколько неприятных месяцев. Кроме того, придется привыкать к некоторым новациям – например, научиться получать зарплату с помощью пластиковой карточки. Сложнее отвыкнуть от мысли, что бухгалтерия не этажом ниже и даже не в соседнем здании. А в соседнем городе. Одним – скатертью дорога, а другим – не наездишься!
– Но ведь другие территории апробировали эту практику, – возразит скептикам Алексей Середа. – И если при налаживании системы были проблемы, то сегодня при развитости электронной связи, факсимильной, возможности оплачивать заработную плату через карточки, нет проблем, они надуманные.
– Люди привыкли, что у нас город, а не село, уровень другой должен быть, – возразит снова Вячеслав Рогов. – Сохранить надо, что создали.
Вчера стало известно, что Совет народных депутатов Петушинского района на своей сессии принял решение о передаче имущества учреждений здравоохранения и образования города Покрова в районную собственность. Стало очевидно, что битва за благополучие горожан и их качество жизни в одном конкретном городе не утихает.
Кто и когда двум главам прикажет просто: "Брейк!"?

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике