Горе-чиновников дисквалифицируют

Вступили в силу поправки к антимонопольному законодательству "Красную" карточку для чиновников приготовила антимонопольная служба. После вступления в силу 23 августа второго пакета поправок в действующее законодательство правонарушителям из...

Вступили в силу поправки к антимонопольному законодательству "Красную" карточку для чиновников приготовила антимонопольная служба. После вступления в силу
23 августа второго пакета поправок в действующее законодательство правонарушителям из органов власти может грозить дисквалификация
от полугода до трех лет.

Кому положены преференции
Вадим Соловьев, руководитель регионального управления ФАС, считает, что антимонопольные новации, с одной стороны, упростили жизнь его подчиненным, а с другой – усложнили жизнь органам местного самоуправления и бизнесу.
Две трети всего пакета поправок направлены против недобросовестных чиновников. Одна из обсуждаемых тем – предоставление преференций (государственной помощи). В первом полугодии 2008 года в УФАС из муниципалитетов пришло около 10 ходатайств, а в первом полугодии нынешнего года уже 31. Большей частью они удовлетворены. В роли просителей были департамент имущественных и земельных отношений обладминистрации, а также администрации города Владимира, округа Муром. В остальных районах либо нет имущества, либо оно не передается с преференциями. Вступившие в силу поправки конкретизировали порядок предоставления преференций, а также расширен перечень оснований, по которым эти преференции могут быть предоставлены конкретным хозяйствующим субъектам. К видам деятельности, по которым можно предоставлять дополнительные преференции, относится сегодня: охрана труда, охрана здоровья, поддержка малого предпринимательства. Но при этом усилена ответственность за нарушение порядка их предоставления. В Кодексе об административных правонарушениях появилась норма, которая предполагает дисквалификацию от 6 месяцев до трех лет за предоставление необоснованных преференций. Оговоримся сразу: ни по этой статье, ни по другим введенным поправкам пока чиновники области "не отличились" – заявку на дисквалификацию не "подали".
Расширены полномочия антимонопольного органа с точки зрения выдачи предписания по размеру выданных преференций в виде имущества и финансовых средств,
– Раньше этого не было, – замечает Вадим Владимирович. – Мы статически наблюдали за тем, каким образом передается имущество, и могли привлечь к ответственности только за несогласование с нами его передачи.
К чиновникам – жестче, к бизнесменам – лояльнее, – второй антимонопольный пакет поправок облегчил груз административной ноши для предпринимателей. Например, увеличены пороги, по которым необходимо подавать в антимонопольный орган ходатайства (с просьбой разрешить) приобретение акций, активов, долей в хозяйствующих субъектах – с трех миллиардов рублей до семи. Уточнены понятия монопольно высокой цены и упрощен для антимонопольного органа порядок принятия соответствующего решения. Вадим Соловьев поясняет:
– Мы сейчас рассматриваем данную категорию дел от полугода до года в связи с глубоким и достаточно всесторонним анализом. Законодатель разрешил нам выбирать один из методов оценки анализа – с точки зрения затратного метода или сравнимых рынков. Зачастую доказывали по обоим методам. Аналогичный конкурентный рынок найти было невозможно. Это противоречие в законодательстве отменено.
А вот инновационные технологии теперь вышли из антимонопольного поля зрения. Понятия "монопольно высокой" и "монопольно низкой" цен не применяются в отношении инновационных технологий. То есть создание продукта, который не был на рынке либо является заменой какого-либо продукта, рассматривать с точки зрения увеличения или необоснованности цены сегодня нельзя. Это сделано с целью развития инноваций.

Картелям будут портить жизнь
Вступившие в силу изменения в закон фактически сняли порог доминирования. Раньше он был вполне конкретным и ограничивался 35 процентами. И при этом порядке из поля деятельности антимонопольного контроля уходили юрлица, которые занимали долю меньше 35 процентов, но обладали солидным рыночным потенциалом, могли воздействовать на те или иные рыночные условия или показатели. Сегодня же в каждом конкретном случае ФАС будет оценивать наличие факта злоупотребления доминирующим положением и выдавать предписание.
Антимонопольному органу отныне предоставлена и возможность проведения внезапных проверок. Руководитель УФАС считает, что это право сможет помочь при более оперативном рассмотрении документов и направлено на выявление согласованных действий картелей – любых: "молочных", "бензиновых" и т.п.
Кстати, о картелях. Новости для их представителей тоже есть. Сговоры по новому закону определены как особо опасные деяния.
– И это обоснованно, – считает Вадим Соловьев. – Когда два субъекта, работающие на рынке, согласовывают между собой действия, то один фактически подстраивается под другого, не обладая своим рыночным потенциалом, не думая о том, как можно удешевить продукцию. У потребителя нет возможности обратиться за менее высокой ценой к другому юрлицу, фактически нет выбора. То есть идет увеличение рыночной стоимости продукции. Внесено изменение в Уголовный кодекс РФ, в частности, регламентировано привлечение к уголовной ответственности за согласованные действия. Мы считаем, что это крайняя мера, но активизируем с коллегами из УВД контакты по разработке и введению понятных правил внедрения этой работы.
Размещение госзаказа – не теряющая популярности тема. Вот и законодатели отдали ей должное. Расширен состав правонарушений, при котором должностные лица будут привлекаться к административной ответственности. Теперь виноватыми они будут и за неуведомление, непредставление данных по контрактам, за неразмещение заказа.
Конкретизированы и уменьшены нормы по административным статьям, существовавшим ранее. Например, нарушение сроков размещения на сайте протоколов о проведенных конкурсных процедурах будет оцениваться с точки зрения тяжести содеянного с учетом количества дней – более одного, десяти и т.д. Ряд статей также приведен к пороговым значениям, в том числе учитывается теперь и стоимость размещения заказа.
Вадим Соловьев не устает напоминать муниципалитетам об их праве, которое приветствует УФАС, – обращения с целью выявления согласованных действий. И обязанности: сообщать о действиях недобросовестных подрядчиков, добиваться включения их в соответствующий реестр. За полгода в список недобросовестных попали 28 предприятий. Чаще других с такими просьбами обращались в УФАС департаменты образования, здравоохранения, соцзащиты. Причем Вадим Соловьев замечает, что закон дает право бороться и с теми предприимчивыми гражданами, которые, попав в позорный реестр, создают новую контору и снова выходят на торги. Есть понятие аффилированных лиц, при одних и тех же учредителях предприятие можно считать внесенным в реестр недобросовестных поставщиков.
Тем временем жалобы в антимонопольный по результатам торгов, аукционов, конкурсов на размещение госзаказа идут потоком: с 52 (что были в первом полугодии 2008 года) увеличились до 111 (в нынешнем). А вот доля рассмотренных и обоснованных, наоборот, уменьшается. Причем на электронные торги жалоб практически нет.
В рамках третьего антимонопольного закона готовится реформирование процедуры проведения госзаказа и обжалование его результатов. В частности, планируется возложение на участников, подающих жалобу, оплаты госпошлины.
И еще одна новация. С ноября нынешнего года для представления информации о конкурсах и торгах у муниципалитетов должен быть свой сайт и выбранное на конкурсной основе печатное издание. Иначе – УФАС предупреждает об угрозе нарушения закона.
Кстати, о качестве работы антимонопольного. В рамках судебных процессов за полтора года обжаловано всего два решения УФАС.

Светлана САЛАТАЕВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике