Школьных психологов нужно подвести под критерий

Во Владимирской области нет нормативных актов, предписывающих школам иметь штатного психолога. Директора общеобразовательных учреждений сами решают, брать на работу такого рода специалистов или нет.

Во Владимирской области нет нормативных актов, предписывающих школам иметь штатного психолога. Директора общеобразовательных учреждений сами решают, брать на работу такого рода специалистов или нет.

Заместитель главы города Владимира Вера Гуськова, курирующая образование, считает, что на региональном уровне необходимо создать документ, который содержал бы критерии оценки работы психологов, а также регламентировал количество этих специалистов в школах.

За что платить?

Количество учеников в школе в данном случае играет определяющую роль, ведь фонд оплаты труда, который дается на учебные заведения, четко рассчитан. И рассчитан он строго на предметников. Допустим, есть у них 1000 учебных часов – исходя из этого времени и выделяются средства на учебное заведение. А как распределить деньги внутри школы, решает директор. И получается, что если школа небольшая, то и фонд оплаты труда скромный – брать на работу психолога невыгодно. Если возьмут – не смогут дать стимулирующие выплаты другим учителям.
Вместе с тем, сейчас нет четких критериев, по которым можно судить о результате работы школьного психолога и составить четкое представление о его эффективности в учебном заведении. Родители некоторых учеников жалуются, что видели школьного психолога лишь раз в жизни – при вступительном тестировании их ребенка в первый класс. А им бы хотелось, чтобы этот специалист помогал детям адаптироваться в классе, выстраивать правильные отношения с педагогами и учениками, а также в определенных ситуациях помогал родителям советами по общению с детьми.
Чиновники предъявляют к школьным психологам еще более высокие требования.
– Мы ждем от них методологической помощи и учителям, и детям. Что производит эта служба? Какой "продукт" мы имеем на выходе? Что делает психолог в структуре работы с классом, с конкретным ребенком, какую помощь с его стороны должны получать педагоги, и какую помощь они получают реально? Все это надо прописать в документе, – считает председатель областного комитета по социальной политике Владимир Безруков.
Зарплата психологов будет напрямую зависеть от тех обязанностей, которые они выполняют. А сегодня, по мнению многих руководителей, даже мало кто из учителей понимает, из чего складывается их оплата труда, не говоря уж о школьных психологах. То есть нужна ясность.

Не грех и поучиться
В учебных заведениях психологи стали появляться 10 лет назад. Сегодня они работают в 283 общеобразовательных школах области, это всего 65% от общего числа школ. В дошкольных учреждениях ситуация еще хуже – штатный психолог есть лишь в 234 детских садах, это только 40% от общего числа ДОУ. Всего в системе образования работает 540 педагогов-психологов и 396 социальных педагогов.
Во Владимире сложившейся школы ученых-психологов не было, и начинать пришлось с нуля. Это в некоторой степени сказалось на качестве подготовке специалистов. Вера Гуськова, например, уверена, что образование, которое психологи-педагоги получают сегодня в вузах, недостаточное.
– Не знаю, чему учат студентов в наших университетах, но они приходят на работу совершенно "зелеными". Мало того, они даже не желают глубоко вникать в рабочий процесс: как только мы с них что-то начинаем требовать, они немедленно увольняются из детского сада или школы, – возмущается Вера Ивановна.
С 2005 года в департаменте образования работает совет службы практической психологии, координирующий научные, методические и практические наработки психологов. В него входят специалисты вузов, муниципальных органов управления образования, школьные специалисты. На муниципальном уровне для всех педагогов-психологов также есть свои профессиональные объединения, что очень важно, поскольку специалисты получают возможность делиться опытом и советоваться друг с другом по различным вопросам.
– Ежеквартально они собираются вместе и обсуждают методики работы и результаты, достигнутые в той или иной школе, – говорит начальник отдела защиты детства департамента образования Елена Елисеева. – Научно-методическое руководство осуществляет Владимирский институт повышения квалификации работников образования. Там есть психологическая кафедра, курирующая работы методобъединений в территориях. Таким образом, все работают взаимосвязанно, в определенных направлениях и по определенной тематике.
Елена Борисовна также отметила, что в крупных школах созданы службы практической психологии и есть психологические кабинеты. Школьные психологи в первую очередь работают с детьми, подростками и несовершеннолетними. Работа начинается с психодиагностики, затем – коррекция, если она необходима, – и формирования элементарных познаний в области психологии у детей и подростков.
Второе большое направление в работе с детьми – совершенствование профессиональной компетентности педагогического состава школ в области психологии. Школьный педагог не всегда глубоко и не всегда в тонкостях владеет проблемами психологического подхода к ребенку. А в этих вопросах следует быть очень аккуратными. Особое внимание психологи уделяют здесь работе с педагогами, которые общаются с детьми группы риска: подростками, ребятами, воспитывающимися в интернатах и детских домах.
– У нас даже есть методические рекомендации по моделям психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях области. Звучит очень просто, но мы над всеми этими вещами работали очень долго, ведь любой жизненный этап в развитии ребенка требует своего сопровождения, своей модели, – подчеркнула Елена Елисеева.

Лимит на специалистов
Несмотря на отсутствие критериев оценки работы психологов, отдача от их труда однозначно есть, полагают в департаменте. Здесь абсолютно уверены: психолог должен быть в каждом общеобразовательном учреждении.
Однако, вполне возможно, число этих специалистов в школах и детсадах в ближайшее время будет не увеличиваться, а, наоборот, сокращаться. Дело в том, что при разработке закона о региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ на следующий год области рекомендованы показатели соотношения численности учителей и вспомогательного персонала – 60% к 40%.
– Психологи и социальные педагоги к категории учителей не относятся. И любая лишняя штатная единица социального педагога и психолога работает не на это соотношение. У нас есть большая тревога, что, исполняя эти рекомендации, мы серьезно уменьшим численный состав тех самых важных и нужных специалистов, которые сегодня пришли в школу. А с ними связана значительная доля инновационного потенциала, потому что они подсказывают конкретные пути-выходы из трудных ситуаций, – считает Елена Елисеева. – Мы уже написали письмо в администрацию области, чтобы в нашем регионе учли нашу тревогу и нашли способ не сокращать ставки психологов и социальных педагогов. Ответа пока не получили.
Уже не один год ведется большая работа по повышению уровня квалификации психологов с тем, чтобы они максимально эффективно взаимодействовали с детьми, их родителями и преподавателями. Если усилия окажутся не напрасными, то в учебных заведениях реально будет улучшить микроклимат внутри классов и внутри педагогических коллективов. А это положительно скажется как на успеваемости учеников и работе учителей, так и на их здоровье.

Кира СМИРНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике