Директивного повышения пенсионного возраста не будет!

В конце июля президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет законов, направленных на совершенствование пенсионной системы. Сегодня мы попытаемся разобраться в этих нововведениях.

В конце июля президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет законов, направленных на совершенствование пенсионной системы. Сегодня мы попытаемся разобраться в этих нововведениях.

Первый закон предусматривает переход с единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы во все три внебюджетных фонда. Следующий год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов. То есть  20% – в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, и 3,1% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Начиная с 2011 года – 26% будет направляться в систему пенсионного страхования, 2,9% – в Фонд социального страхования и 5,1% – в фонды обязательного медицинского страхования.
Второй закон устанавливает ряд изменений, которые позволят существенно повысить размеры пенсий в России. Будет введен механизм валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год советского трудового стажа до 1991 года.
Подробнее о нововведениях рассказал директор Департамента развития социального страхования и гособеспечения Минздравсоцразвития России Сергей Афанасьев
– Какие основные изменения внесут в пенсионную систему новые законопроекты?
– Основное новшество – это так называемая валоризация приобретенных пенсионных прав с учетом советского стажа работы. Валоризация – это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы, которая стартовала в 2002 году.
Проведя эту реформу, мы перешли на принципиально новую систему исчисления пенсий. Их размер стал задавать не стаж и заработок, а объем страховых взносов, перечисленных работодателем за работника на его индивидуальный пенсионный счет. Соответственно, чем с большей зарплаты вы платите страховые взносы и чем более длительный период вы их платите, тем у вас образуется большая величина так называемого расчетного пенсионного капитала, учитываемого на индивидуальном счете. При этом размер пенсии рассчитывается очень просто: размер пенсионного капитала делится на ожидаемый период ее выплаты, который в 2014 году составит 19 лет, или 228 месяцев. Пенсия больше не ограничивается никакими максимальными размерами.
Вроде простейшая система. Взяли индивидуальный лицевой счет перед выходом на пенсию, посмотрели, сколько страховых взносов на нем учтено, поделили на ожидаемый период выплаты, получили размер пенсии. Почему тогда все время говорится о том, что порядок расчета пенсии очень сложный?
А сложность связана с тем, что по этим простым правилам пенсию будут назначать тем, кто впервые вступил в трудовые отношения в 2002 году, когда была начата пенсионная реформа. А вот у тех, кто сформировал свои пенсионные права в старой системе, часть пенсии считается по-другому, по сохраненным нормам ранее действовавшего законодательства с учетом дореформенного стажа и заработка. И, естественно, эти приобретенные права должны были быть учтены, они должны были быть соединены с теми страховыми взносами, которые стали индивидуально учитываться и влиять на пенсионные права с 2002 года. А как это сделать?
Для того чтобы соединить старые и новые права, чтобы это все вошло в расчетный пенсионный капитал, предусмотрена процедура, которая была осуществлена в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 года, и осуществляется в отношении всех нас с вами, кто начал работать до 2002 года – так называемая конвертация пенсионных прав. Конвертация – это система преобразования в пенсионный капитал тех пенсионных прав, которые мы заработали, еще находясь в условиях действия старого законодательства, когда пенсия считалась по стажу и по заработку. Но когда проводили в 2002 году эту конвертацию, оценка приобретенных пенсионных прав, а точнее – их реальное содержание, к сожалению, были занижены из-за низких доходов пенсионного фонда, поскольку на тот момент не все работодатели в полном объеме уплачивали взносы за своих работников. В итоге и пенсии у тех, кто их в основном заработал в советское время, были занижены.
Сейчас, проводя с января 2010 года валоризацию, то есть денежную переоценку ранее приобретенных пенсионных прав, государство фактически делает более высокую оценку трудового вклада граждан. У всех, кто имеет хотя бы какой-то стаж до 2002 года, расчетный пенсионный капитал, заработанный на 1 января 2002 года (с учетом, естественно, последующих индексаций) будет увеличен на 10%. Кроме того, те, кто имеет так называемый "советский" стаж, за каждый полный год работы до 1991 года дополнительно получат по 1% увеличения капитала.
– Насколько в среднем увеличится пенсия?
– Что касается старшего поколения, в среднем для лиц старше 70 лет прибавка от валоризации составит в 2010 году 1600-1700 рублей. Для более молодых поколений, у которых меньше советского стажа, она будет ниже. Для тех, кто, скажем, недавно вышел на пенсию по старости или выходит на пенсию в этом году, мы оцениваем прибавку в 700-800 рублей.
– Не секрет, что, несмотря на регулярные индексации пенсии, у некоторых пенсионеров доход все равно остается ниже прожиточного уровня. Много ли таких? И как будет решаться проблема ликвидации бедности среди пенсионеров?
– К сожалению, сейчас порядка 13-14 процентов пенсионеров имеют пенсию ниже прожиточного минимума.
Это давнишняя тема, к решению которой мы шли. Еще несколько лет назад Конституционный суд рассматривал жалобу простой гражданки, у которой размер пенсии ниже, чем прожиточный минимум в том регионе, где она живет. По итогам рассмотрения КС постановил законодателю предусмотреть меры, чтобы пенсия с учетом иных мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионеру, в сумме была не ниже, чем прожиточный минимум пенсионера в субъекте Российской Федерации. Новыми законами, которые подписаны Президентом РФ, мы данную проблему решаем.
Вводится совершенно новый механизм – установление социальной доплаты до прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ. Если прожиточный минимум в регионе не превышает средний по стране, то неработающему пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата Пенсионным фондом за счет средств федерального бюджета. Если прожиточный минимум в субъекте РФ выше федерального, а таких 28 регионов, то в этом случае субъект должен принять закон о региональной социальной доплате, которая будет предоставляться за счет его собственных средств при поддержке трансфертами из федерального бюджета. Региональную социальную доплату будут предоставлять органы социальной защиты населения. Такой опыт государственной социальной помощи в отдельных регионах имеется. Теперь он станет обязательным по всей территории Российской Федерации.
При определении размера социальной доплаты будут учитываться не только размеры пенсий, дополнительного материального обеспечения, федеральных и региональных ежемесячных денежных выплат, но и другие предоставляемые пенсионеру меры социальной поддержки и льготы (по оплате жилья, телефона, проезда), в том числе их денежный эквивалент.
Величину минимума, до которого должна производиться социальная доплата, предусмотрено устанавливать на весь следующий календарный год. В течение года этот минимум меняться не будет. Поэтому тем, кто нуждается в установлении социальной доплаты, заранее нужно готовиться к особенностям ее предоставления. Так, в течение года размер такой доплаты будет снижаться при индексации пенсий и при увеличении учтенных денежных выплат, изменении эквивалентов получаемых натуральных льгот и мер социальной поддержки. В случае выполнения оплачиваемой работы пенсионер будет лишаться права на социальную доплату. В случае, если совокупный доход пенсионера превысит прожиточный минимум, например, при очередной индексации пенсии, то он утратит право на социальную доплату. Социальная доплата до установленного минимума – это всего лишь мера государственной помощи нуждающимся, а не "заработанное" право.
После повышения пенсий в 2009 году – начале 2010 года социальная доплата потребуется менее чем трем миллионам пенсионеров. В итоге можно говорить о том, что с 2010 года не останется пенсионеров, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума в их регионе.
– То, о чем вы рассказали, касается либо нынешних пенсионеров, либо тех, кто будет выходить на пенсию в ближайшее время. А на какую пенсию может рассчитывать молодежь?
– Под молодежью мы понимаем тех, кто сейчас только выходит на рынок труда. И их пенсия будет рассчитана уже по новой системе, о которой я уже упоминал. В итоге, как ожидается, она составит не менее 40% от индивидуального утраченного заработка, с которого уплачивались страховые взносы. Этот показатель рекомендуется Международной организацией труда. На этот уровень мы выйдем, в том числе, за счет увеличения отчислений на индивидуальные счета граждан. А также за счет установления в 2010 году страхуемого заработка в размере до 415 тыс. в год. В дальнейшем размер страхуемого заработка будет ежегодно повышаться в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране.
– А будет на размер пенсии влиять стаж?
– Поэтапно будет введен дополнительный компонент, связанный с дифференциацией размера трудовой пенсии по старости, точнее, ее фиксированного базового размера, по величине страхового стажа. По нормативам Международной организации труда требуемым стажем для назначения полной пенсии считается 30-летний стаж. Так вот, принятыми сейчас законами предусмотрено, что если к моменту назначения пенсии по старости выработан 30-летний стаж, фиксированный базовый размер страховой части будет даваться в полной сумме. А за каждый год стажа сверх 30 он будет повышаться на 6%.
Эта норма вводится после разумного переходного периода, начиная с 2015 года. Соответственно, за каждый год стажа меньше 30 лет в момент назначения пенсии фиксированный базовый размер будет уменьшаться на 3%. Введение этой "штрафной" нормы будет еще более растянуто во времени. Так, в 2015 году снижение на 3% за каждый недостающий год стажа будет применяться для требуемого стажа 9 лет. В дальнейшем этот требуемый стаж будет ежегодно повышаться на год, пока не достигнет "проектной" величины 30 лет.
Необходимо подчеркнуть, что норма по учету имеющегося стажа "срабатывает" только один раз – при назначении пенсии по старости. Дальнейший перерасчет фиксированного базового размера не предусматривается, например, если пенсионер продолжает работать. Это означает, что человеку выгодно отложить назначение пенсии, если он еще собирается работать. Отложенное на 5 лет назначение пенсии увеличивает ее размер минимум на 30%, не считая дополнительно уплаченных взносов, которые также увеличат итоговую величину пенсионного дохода. Таким образом, мы экономически стимулируем более поздний выход на пенсию. При этом особо хочу подчеркнуть, что никаких повышений пенсионного возраста в директивном порядке не будет!
Все зависит от вас – чем дольше вы не выходите на пенсию, тем больше у вас бонусных процентов начисляется за превышение стажа. Думаю, это будет достаточно эффективный механизм "гибкого" пенсионного возраста, по фактической утрате трудоспособности, определяемой каждым с учетом собственных возможностей.
– Будет ли учитываться в стаж годы учебы в вузе?
– Годы учебы в стаж включаться не будут, так как в это время студент (либо, к примеру, вуз за него) не платит пенсионных взносов. Но надо понимать, что полученное образование впоследствии даст возможность зарабатывать больше, и соответственно, больше средств отчислять в Пенсионный фонд. В итоге пенсия у такого человека все равно будет выше, чем у того, кто не учился и получает мало.
– Вы рассказали о том, чего ждать пенсионерам – сегодняшним и будущим. Но ведь новые законы регулируют еще и взносы в Фонд социального страхования. Изменятся ли социальные выплаты?
– Вы правы, новое законодательство усовершенствует и выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работающим гражданам.
С 2010 года мы отказываемся от ограничения пособий максимальными размерами.
Поскольку с 2010 года вводятся страховые взносы, начисляемые на заработок, не превышающий установленного предела в год (415 тыс. руб. в 2010 году, или 34583 руб. в расчете на месяц), то и размер пособий предусматривается рассчитывать из среднемесячного заработка, на который начисляются страховые взносы.  Максимальная сумма пособия будет определяться "естественным" образом как размер пособия в процентах к максимальному заработку, утрата которого на период временной нетрудоспособности страхуется и на который начисляются страховые взносы.
Например, с 1 января 2010 года женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и получавшей до этого зарплату 30 тыс. руб., бухгалтерия по месту работы пересчитает размер пособия с 7194 руб. (сегодняшний максимум) до 40%х30 тыс. руб. = 12 тыс. руб. Увеличатся и размеры выплат по больничному листу у тех, чей заработок превышает 20 тыс. руб.

Сергей Давыдов

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике