У покупателя слишком долго не было выбора

Пусть у него будет все, что он хочет Российская торговля - явление уникальное хотя бы потому, что отмечает свой профессиональный праздник не один раз, как все, а целых...

Пусть у него будет все, что он хочет
Российская торговля – явление уникальное хотя бы потому, что отмечает свой профессиональный праздник не один раз, как все, а целых два раза в году.

Итак, четвертое воскресенье июля в нашей стране отдано Дню работников торговли. Но только отмечается этот праздник в июле по инерции, поскольку еще в 1988 году указом правительства он был перенесен на третье воскресенье марта, и с тех пор именно в этот день принято поздравлять торговых работников. Между тем, старый июльский праздник в Лету не канул и тоже отмечается регулярно.
В общем числе предприятий разных сфер деятельности в экономике нашей области доля предприятий оптовой и розничной торговли составляет сорок с небольшим процентов. Как владимирская торговля существует в условиях кризиса, накануне "советского", но более привычного всем, Дня работника торговли мы поинтересовались у руководителя областного департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Валерия Скорика.
– По данным Центробанка, если рассматривать вклады населения, становится понятно, что люди сейчас неохотно снимают деньги со счетов, предпочитают не тратить. Стало быть, покупательский спрос упал?
– Да, покупательский спрос, действительно, упал. А развитие торговли напрямую зависит от этого спроса. Люди стали реже покупать дорогостоящие товары, переходят в более дешевый диапазон продуктов питания. Это даже по супермаркетам стало видно – если раньше сюда завозили большой ассортимент импортных продуктов питания, деликатесов, и все это раскупалось, то сейчас люди перешли на более дешевые продукты. Например, покупают не бутылочное молоко, а в пакетах – качество то же, а цена ниже. Люди пенсионного возраста, которые получают свои пенсии через Сбербанк, месяц от месяца все меньше снимают сбережений.
– И что, жалуются сейчас магазины на плохую жизнь?
– В основном жалуются большие супермаркеты, сетевики. А магазины шаговой доступности, которые находятся рядом с жилыми массивами, наоборот, выплыли, они не жалуются. Все люди, которые ходили в супермаркеты, сейчас ходят в эти магазинчики, где можно купить продукты и товары первой необходимости подешевле.
А что жаловаться? Вот спросите себя: вам когда-нибудь денег на жизнь хватает? Так и здесь. Начались проблемы по аренде. Недавно приняли закон по кадастровой стоимости земли, который вызвал много шума. Там, на самом деле, не все так однозначно. Редко бывает, чтобы принятый закон устраивал всех. Все учесть очень трудно. Земельное законодательство очень сложное, и какие-то изменения в закон обязательно надо вносить, его надо совершенствовать, потому что там есть моменты, которые на определенные виды бизнеса действует очень плохо.
Трудная обстановка с кредитами. Получить кредит в банке стало нелегко. Кредиты стали давать меньше, предприниматели стали маленькие партии товара закупать, чаще за ними ездить. Выпала номенклатура эксклюзивных групп товаров, товарная масса стала попроще. Схемы взаиморасчетов стали более четкие, потому что построены на коротких деньгах.
– Может быть, именно во время экономического кризиса стоит поддержать местного производителя, давая ему возможность продавать свои товары и продукты питания?
– Что значит поддержать местного товаропроизводителя? Здесь две разные задачи: поддержка собственного производителя – одно, а удовлетворение потребностей населения – другое. Я думаю, если мы будем монополизировать чью-либо продукцию в наших магазинах, кончится все тем, что народ пойдет искать то, что ему нужно, в других местах. С точки зрения торговли, продукция должна быть представлена разная, качественная, в соответствии с потребностями и запросами населения. В одном месте народ пьет юрьев-польское молоко, в другом – суздальское, в третьем – в коробках с консервантами. Кому что нравится. Главная задача здесь – не поддержать производителя, а обеспечить потребности населения. Человеку должно быть удобно. У нас и так народ достаточно долго был ограничен в выборе, за него все выбирали. И я не очень понимаю, когда начинают нагнетать: вот, мол, пришел крупный оператор, наши торговцы теряют деньги, а кто-то зарабатывает! Ты предоставляй качественную услугу, а человек должен иметь право эту услугу выбрать. Это благо, что у нас представлены все сегменты торговли на рынке, есть все сети – и большие и маленькие, и дискаунтеры, и универсамы среднего класса, и магазины достаточно высокого ценового диапазона.
– Вот "Глобус" – это ведь не дискаунтер, он не ориентируется на низкую цену, однако владимирцы почему-то все цены сравнивают с его ценами, и всем приходится конкурировать именно с этим гипермаркетом.
– Там уровень услуг совершенно другой, поэтому и цена другая. А это уже наша вторая задача. Если бы уровень продукции наших производителей соответствовал высоким конкурентным требованиям, тогда она бы пользовалась исключительным спросом. По этому поводу могу привести пример со скоропортящимися продуктами: практически все наши производители представлены во всех сетевых операторах, так что мы имеем возможность выбирать. А потом, не забывайте, есть цена, по которой народ покупает продукт, и есть цена, сколько стоит этот продукт произвести. Эту разницу, дельту, делят торговцы, переработчики и производители. Собственно, идет битва именно за эту дельту – каждый хочет перетянуть одеяло на себя. Сегодня у производителей есть возможность продавать на рынке свою продукцию без посредников, и здесь нет ни сетей, ни переработчиков: произвел – продавай!
– Стало быть, новые инвестиционные проекты в сфере торговли пока приостановлены?
– Главное условие прихода инвестора – это рост рынка продаж, ничего с этим не поделаешь. Если объем покупок населения растет, появляются инвестиционные предложения. Если объем покупок останавливается или начинает падать, инвестиционные предложения падают. У нас сейчас наблюдается падение, хотя и небольшое. Инвестиционный процесс идет, но медленнее, чем хотелось бы. Сегодня в инвестиционной корзинке лежат два крупных проекта, пока, правда, они немножко приостановили свою деятельность, но остальные проекты работают. Мало того, появляются новые крупные операторы. И, надо сказать, в целом по области потребности населения удовлетворяются очень даже неплохо.

Ирина ДУБИНЕВИЧ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике