Прорыва в развитии туризма пока не произошло

Мировой финансовый кризис в первую очередь бьет по туризму. Увы, путешествия - не самая нужная человеку вещь. Однако на совете по туризму при администрации области говорили не о...

Мировой финансовый кризис в первую очередь бьет по туризму. Увы, путешествия – не самая нужная человеку вещь. Однако на совете по туризму при администрации области говорили не о кризисе и не о государственной поддержке туристического и гостиничного бизнеса, а об итогах реализации программы "Малое Золотое кольцо" на 2005-2009 годы.

У приглашенных на заседание предпринимателей несоответствие экономической ситуации, темы совета и темы выступлений вызывало откровенное недоумение. Продвижением турпродукта "Малое Золотое кольцо" далеко не исчерпываются стратегические задачи развития отрасли в регионе. Такое впечатление, что бизнесменам лишний раз намекнули: хочешь спокойно работать, входи в областную программу. Непонятно, почему в регионе с такими историческими, архитектурными, фольклорными, рекреационными возможностями все замкнулось только на "Золотом кольце России" и "Малом Золотом кольце"?
Как-то так получается, что разработкой турпроектов в нашей области занимаются чиновники, в то время как, следуя логике, они должны устраивать конкурсы турпроектов для поддержания и развития туристического и гостиничного бизнеса. Вместо этого областной департамент поощряет муниципалитеты, принявшие участие в программе, а те, в свою очередь, бьют челом и просят финансовой помощи или заступничества от действий государственной инспекции по охране культурного наследия. Такой вот чиновничий бизнес.
Впрочем, при всех странностях стратегии развития туризма в нашей области реализация программы "Малое Золотое кольцо" с 2004 по 2008 годы позволила увеличить объем услуг, оказанных организациями индустрии туризма, на 63% вместо 56% по плану. Но прирост зам.председателя совета по туризму, директор департамента по физической культуре, спорту и туризму Леонид Борисенко объяснил не увеличением турпотока, а расширением ассортимента предоставляемых туристам услуг – дополнительных услуг гостиниц, анимационных программ, событийных мероприятий, мастер-классов.
В числе прочих недоработок докладчик упомянул острую необходимость дальнейшего благоустройства улиц городов "Малого Золотого кольца", по которым проходят туристские маршруты, потребность в организации новых объектов туристского показа, в разработке новых анимационных программ и маршрутов.
Существенными проблемами, сдерживающими развитие молодежного туризма, названы нехватка гостиниц туркласса, летних палаточных лагерей и кемпингов, отсутствие велодорожек, мест стоянок самодеятельных туристов. Отмечено, что совершенно не развивается сельский туризм. Из-за ограниченного числа мест в гостиницах туркласса рост въездного и внутреннего турпотока за 4 года действия программы составил всего 21% вместо запланированных 51%.
Новая целевая программа вновь будет базироваться на комплексном развитии турпродукта "Малое Золотое кольцо" как конкурентоспособного регионального бренда. Основные мероприятия программы будут направлены на развитие малого и среднего предпринимательства через организацию выставочной деятельности, через привлечение органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства к созданию турпродукта.
Леонид Борисенко подчеркнул, что одним из основных направлений реализации программы развития туризма станет создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение инвестиций в строительство туристских гостиниц эконом-класса и развитие сельского и активного туризма.
Ни слова не было сказано на совете о нашумевшем несколько лет назад проекте создания туристского кластера. Как выяснил "Призыв", идея создания кластера не получила дальнейшего развития, и в настоящее время Ростуризмом разработана и направлена на согласование в Минспорттуризма концепция федеральной целевой программы "Туристские центры России". В случае принятия концепции Ростуризмом при участии региональных администраций будет разработана федеральная целевая программа, в которую войдут 36 регионов России, в том числе и Владимирская область.
Что же касается развития гостиничного бизнеса и строительства гостиниц, то, как пояснили "Призыву" в департаменте, вся туристская инфраструктура в городах области находится в ведении муниципалитетов. Они формируют площадки для аукционов и регламентируют проектирование и строительство новых объектов.
Задача администрации области в этом направлении – изучить рынок и совместно с органами местного самоуправления подготовить предложения для инвесторов. Например, несмотря на активное строительство гостиниц в Суздале, достаточно остро, особенно в "высокий" сезон, как уже говорилось, ощущается нехватка гостиничных мест эконом-класса, наличие которых способствовало бы увеличению такого сегмента туристов, как школьники и студенты.
Во-первых, возникают большие сомнения в том, что органы местного самоуправления в состоянии грамотно изучить рынок. Во-вторых, в противовес утверждению чиновников сидевший рядом с обозревателем "Призыва" генеральный директор одного из новых стильных отелей-SPA Вадим Жданов констатировал, что не меньшим, а, может быть, даже большим спросом пользуются гостиницы бизнес-класса с более высокой нормой прибыли. При стоимости номера 2000 рублей отель постоянно заполнен и, начав работу в декабре, стабильно окупается.
Спрос на отели бизнес-класса порожден активно развивающимся в связи с реализацией инвестиционных проектов в области деловым туризмом, о котором в докладе Леонида Борисенко даже не упоминалось. И совершенно неясно, где будут жить все эти голландские, немецкие, итальянские предприниматели, которые, по замыслу департамента внешних экономических связей и департамента промышленности, приедут поднимать экономику области.
Между тем в упомянутом отеле-SPA уже состоялось совещание директоров ведущих российских и европейских бюро путешествий, организующих деловые туры, с целью заключения долгосрочных договоров.

Ольга РОМАНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике