Пригородные перевозки переходят на новые “рельсы”

ГЖД реформирует пригородный комплекс и создает новые перевозочные компании Чтобы повысить доходы от пригородных перевозок и снизить убытки, ГЖД приступила к реформированию пригородного комплекса. Имущественная и перевозочная сферы...

ГЖД реформирует пригородный комплекс и создает новые перевозочные компании
Чтобы повысить доходы от пригородных перевозок и снизить убытки, ГЖД приступила
к реформированию пригородного комплекса. Имущественная и перевозочная сферы деятельности железной дороги скоро будут разделены.

Горьковская дорога решила дать больше самостоятельности "перевозчикам". Для этого им предлагается к 1 октября 2009 года создать две новые пригородные компании с центрами в Нижнем Новгороде и Казани, которые станут дочерними структурами РЖД. Одна из них – ОАО "Волго-Вятская пассажирская компания" – будет работать, в том числе, на территории Владимирской области. С ее приходом на наш рынок пригородные перевозки призваны стать более эффективными и удобными для пассажиров.

Электрички забудут про убытки?
Как пояснили "Призыву" в пресс-службе Горьковской дороги, в прошлом году доходные поступления Горьковской железной дороги от пригородных перевозок составили 2527,1 млн руб., а расходы – 3650,2 млн руб. Таким образом, убытки ГЖД выразились в сумме 1123,1 млн рублей, что и заставило ГЖД искать срочное решение проблемы. Сейчас убытки от пригородных перевозок компенсируются РЖД за счет перекрестного субсидирования. Организуя как пассажирские, так и грузовые перевозки, компания до сих пор могла погашать убытки от пригородных перевозок за счет доходов, получаемых от транспортировки грузов.
Но такое положение дел, по мнению дорожников, не может продолжаться. Логика и ход структурной реформы на железнодорожном транспорте диктуют отказ от практики перекрестного субсидирования. Свою скорбную роль сыграл еще и кризис: объем грузоперевозок в последнее время серьезно снизился, и "грузовые" доходы уже не покрывают убытков. Все это потребовало от железной дороги принятия срочных мер. В итоге ГЖД запланировала провести реформу до конца 2010 года.
Нововведения будут реализованы в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением правительства РФ. В официальном решении РЖД говорится, что цели реформы – "достижение максимальной эффективности функционирования пригородного пассажирского комплекса, повышение качественного уровня обслуживания населения и обеспечение прозрачности формирования финансовых результатов". А стратегическая цель планов – избавиться от убытков пригородных перевозок и выйти на рентабельность. Достигнуть пика этой вершины железная дорога планирует по итогам реформы, к 2015 году.

К нам идет Волго-Вятская компания
К деятельности новых пригородных пассажирских компаний будет относиться перевозка пассажиров и багажа. Первая компания, Волго-Вятская, будет перевозить пассажиров по территории Владимирской, а также Нижегородской и Кировской  областей и части Удмуртии. Вторая компания, "Содружество", пустит электрички в Удмуртию, Татарстан, Чувашию, Марий Эл и частично – в Башкортостан, Мордовию, Пермский край, Свердловскую и Кировскую области.
Развитие пригородных компаний, создаваемых на Горьковской железной дороге, планируется произвести в два этапа. Будет проведена государственная регистрация новых акционерных обществ. На первом этапе пригородные компании станут вести хозяйственную деятельность как агенты РЖД по обслуживанию пассажиров в пути следования электричек и на остановочных пунктах, по оформлению проездных документов и сбору денежной выручки.
Систему учета перевозок пассажиров компании должны сделать более совершенной. Железная дорога планирует с помощью компаний контролировать не только свои расходы, но и "составность" электричек и изменение графика движения поездов. Это в итоге должно привести к сокращению уровня безбилетного проезда и формированию новой, гибкой тарифной политики.
На втором этапе развития пригородные компании возьмут на себя непосредственно функции перевозчика. Они должны будут обеспечить прибыль железной дороге за счет снижения эксплуатационных расходов. Повышение доходности предусматривает также развитие новых видов деятельности перевозчика.
Обе компании заработают с 1 октября 2009 года. Первая пригородная компания с центром в Нижнем Новгороде с 1 января 2010 года будет осуществлять функции перевозчика на участках Горький – Шахунья и Горький – Моховые Горы, а с 1 июля  2010 года – на всем полигоне ГЖД, в том числе во Владимирской области. Вторая компания начнет перевозки от Казанского и Ижевского отделений ж/д с 1 января 2011 года.
Предполагается, что обе пригородные пассажирские компании, создаваемые на ГЖД, будут зарегистрированы с уставным капиталом по 300 тысяч рублей, сформированным за счет внесения денежных вкладов учредителями. ОАО "Волго-Вятская пассажирская компания" создается с участием в уставном капитале органов власти Нижегородской и Кировской областей. Ее доля в уставном капитале ОАО "РЖД" составит 50% минус 2 акции. Нижегородская и Кировская области будут иметь по 25% в доле компании. Таким образом, решать вопросы, связанные с перевозками на территории Владимирской области, скоро будут представители Волго-Вятской компании и наши соседи-нижегородцы.

Бизнес-планы дороги и тревоги пассажиров
Для обеспечения безубыточности пригородных перевозок в бизнес-планах Волго-Вятской компании предусматриваются следующие меры: во-первых, увеличить пассажирооборот платной категории пассажиров путем обеспечения полноты оплаты стоимости проезда и ликвидации безбилетного проезда. Во-вторых, оптимизировать технологии движения пригородных поездов (еще больше "уплотнить" электрички, чтобы исключить порожний пробег подвижного состава). В-третьих, установить электронные системы учета (двусторонние турникеты) на всех крупных станциях.
Компания планирует также ввести проездные документы нового образца и наладить отношения с оптовыми покупателями проездных. Оптовики смогут выкупать у железной дороги документы по более низкой цене, а затем станут реализовывать их гражданам – и тем самым нарастят объем продаж.
Кроме того, железная дорога в ходе реформы планирует обновить подвижной состав электричек: старые, негодные вагоны должны быть заменены удобными. В пригородных поездах должно появиться больше вагонов повышенной комфортности, где пассажиры за дополнительную плату смогут претендовать на более "привилегированные" условия поездки.
Дорожники ожидают, что пригородные компании с их новым подходом к перевозкам покажут хороший финансовый результат уже в первый год своей работы. И выведут-таки железную дорогу на долгожданную рентабельность электричек. Правда, самим пассажирам электричек выводы об эффективности этой реформы делать пока рано. Согласно замыслу дорожников, комфорт пригородного проезда, наконец-то, повысится. Но и его стоимость, надо полагать, тоже.
Не все пассажиры смогут позволить себе поездку в "особо удобных" вагонах. Тем более если ездить приходится каждый день – на работу и учебу. А если вагонов "бизнес-класса" сделают больше, то число простых вагонов за счет них, вероятно, сократят. И рабочим придется еще больше тесниться на оставшихся приемлемых по стоимости местах.
До сих пор электрички оставались для жителей области самым доступным видом транспорта – с общими условиями. Теперь же, возможно, пассажирам придется разделиться по способностям платить за улучшенный, послереформенный сервис.ф

Елена Певцова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике