СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: кого могила исправит?

Каждый день приносит нам печальные новости о гибели благонамеренных граждан: то бандиты убьют сотрудника банка, то психически неуравновешенный сотрудник милиции учинит бойню в супермаркете или снова кто-то погибнет...

Каждый день приносит нам печальные новости о гибели благонамеренных граждан: то бандиты убьют сотрудника банка, то психически неуравновешенный сотрудник милиции учинит бойню в супермаркете или снова кто-то погибнет в результате теракта на Северном Кавказе. Может ли суровое наказание преступников изменить криминогенную ситуацию в стране, станет ли наше общество гуманнее, если будет отменен мораторий на смертную казнь?

Как у российского правосудия отобрали меч
Россия отказалась от применения "высшей меры" в 1993 году в разгар приватизации, когда новоиспеченные акулы бизнеса не стеснялись в средствах, устраняя конкурентов. Контрольный выстрел казался многим из них надежнее судебного решения, когда речь шла о вожделенной собственности. На фоне бандитского беспредела власть сделала неожиданный подарок отечественным гангстерам – "вышка" применяться не будет. Причиной этого поступка стала навязанная стране внутренняя политика. Реформаторы вели Россию в Европу, а там действовали свои правила: условием принятия стран в Совет Европы является отмена (или мораторий, как в случае с Россией) смертной казни. Тяжелейший внутренний кризис, сопровождавшийся стремительным распадом страны, не оставлял власти выбора – необходима была помощь соседей. Без американских и европейских кредитов и гуманитарной помощи Россия катилась в пропасть. Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. У нас это называется – "танцевать под чужую дудку".

Отечественные традиции правосудия и гуманизма
Любой объективный историк признает, что Россия никогда не увлекалась вынесением смертных приговоров. Не у нас изобрели гильотину и электрический стул, а в просвещенной Франции и передовой Америке. Наш "непрофессионализм" в этом деле подтвердили знаменитые слова декабриста: "Бедная Россия! И повесить-то как следует не умеют".
Конечно, кровавых событий в русской истории было достаточно. Казни Ивана Грозного и Петра I являются жуткой иллюстрацией к отечественному деспотизму. Великие русские цари, как известно, не щадили ни собственных жен, ни детей. Вот и последний фильм Павла Лунгина об этом.   Смертной казнью по закону карались: разбой, убийство, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство (в частности, хищение церковного имущества), кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.
Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако правоприменительная практика не ограничивалась ими, а прибегала и к другим способам исполнения этой меры наказания. Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной относились: отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной – сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, посажение на кол и др. Необходимо отметить, что Уложение, закрепляя смертную казнь, в целом ряде случаев не указывало ее вида.
Только в 1832 году в империи был составлен полный Свод законов. Это произошло в эпоху царствования Николая I, которого несправедливо считают жестоким правителем. Впервые четко определили пределы применения смертной казни. Она могла назначаться только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений лишь в тех случаях, когда дела об этих преступлениях передавались на рассмотрение Верховного уголовного суда.
В ХIХ веке в России редко будут казнить. Даже "петрашевцам" дадут лишь "гражданскую казнь" (лишение чинов и дворянского достоинства), польских повстанцев отправят в Сибирь, а не на плаху. Только цареубийцы Александра II получат виселицу, но это уже был политический террор.
В советские годы справедливо будет говорить не о "высшей мере наказания", а о методах политических репрессий в отношении собственного населения.

Казнить нельзя помиловать
У защитников и противников смертной казни есть свои аргументы и своя статистика. Помните, "есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика". "Международная амнистия" утверждает, что, по последним данным, поступающим из стран, отменивших смертную казнь, отсутствуют доказательства того, что эта мера привела к ухудшению ситуации. В частности, в Канаде количество убийств на 100 000 человек снизилось с максимального уровня в 3,09, зафиксированного в 1975 году (за год до отмены смертной казни за убийство), до 2,41 в 1980 году и с тех пор продолжало снижаться. В 2006 году, спустя 30 лет после отмены смертной казни, число убийств составило 1,85 на 100 000 человек, что на 40% ниже, чем в 1975 году, и является вторым наименьшим показателем за последние три десятилетия.
Но вот сотрудники университета штата Колорадо в 2003 и 2006 годах провели исследования, чтобы выяснить, влияет ли высшая мера на число тяжких преступлений. Вывод: по статистике, каждая смертная казнь сберегает жизнь пяти невинным людям, которые в противном случае были бы убиты. Участник исследований профессор Нэйси Мокан заявил: "Лично я против высшей меры наказания, но что мне делать с результатами моей научной работы? Спрятать их?"
Параллельное изучение числа смертных казней и совершаемых убийств провели и в университете штата Джорджия. Результат – каждая казнь спасает жизни до 18 человек. От 3 до 14 жизней – считают авторы более десяти других работ. Таковы выводы ученых.

Самосуд – еще хуже
Патриарх Кирилл: "В Священном Писании, Священном Предании и историческом наследии Православной церкви мы не находим запрета на применение смертной казни. Более того, в ветхозаветные времена подобное наказание было прямо установлено Богом за различные преступления. Добавлю, что Господь Иисус Христос не протестовал против казни для Себя и окружающих даже тогда, когда был осужден на смерть и претерпевал крестные страдания. Попытки некоторых религиозных, а особенно общественных деятелей обосновать отмену смертной казни богословскими аргументами не находят под собой твердой почвы".
Разумеется, православная церковь не является сторонницей установления казни или инициатором вынесения суровых приговоров. Она лишь обращает внимание на то, что судебная и карательная системы должны соответствовать внутреннему состоянию общества. К сожалению, уровень преступности в нашей стране еще высок, и мы не можем ориентироваться на европейские стандарты благополучных государств.
Христиан не может не беспокоить нарастающая в мире тенденция защиты преступников, а не их жертв. Так, например, Верховный суд США уже отменил наказание в виде смертной казни за изнасилование детей. Если государство откажется применять адекватные меры по охране своих граждан, это может спровоцировать население на внесудебные решения. Как известно, предтечей смертной казни, впрочем, как и других видов уголовного наказания в догосударственном обществе, являлась кровная месть. Излишняя мягкость к преступникам может привести к возобновлению этого явления. Как иначе расценивать призывы разрешить населению применять оружие для самозащиты? Может быть, лучше, когда "добрые люди восстановят смертную казнь для злых"?

Михаил ВОРОНОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике