ЕГЭ: две стороны одной медали

С 2009 года школы не будут переводить набранные в результате ЕГЭ баллы в привычные отметки. На смену "круглым" отличникам придут "стобалльники". А годовые оценки выпускников станут всего лишь...

С 2009 года школы не будут переводить набранные в результате ЕГЭ баллы в привычные отметки. На смену "круглым" отличникам придут "стобалльники". А годовые оценки выпускников станут всего лишь допуском к сдаче Единого государственного экзамена.

ЕГЭ из разряда эксперимента перешел в разряд обязательного экзамена, внеся изрядную сумятицу в умы нынешних выпускников и их родителей. Если выпускник не сдаст ЕГЭ по одному из обязательных предметов (русскому языку и математике), ему придется пересдавать экзамен. Если же он наберет неудовлетворительное число баллов по обоим предметам, то его выпустят из школы со справкой. Возможность пересдать ЕГЭ и получить соответствующий сертификат у "двоечника" появится только через год.
ЕГЭ является одновременно и выпускным экзаменом из школы, и вступительным экзаменом в высшие и среднеспециальные учебные заведения. С какими настроениями образовательные учреждения подходят к сдаче госэкзамена? Как они восприняли решение не переводить баллы в отметки? Об этом мы поговорили с руководством вузов и школ.
В ВГГУ и в былые времена, составляя списки абитуриентов, рядом с привычными отметками в скобках указывали количество набранных баллов по ЕГЭ. Так что для университета принятое решение не переводить баллы в отметки не создало дополнительных трудностей. Что лучше: ЕГЭ или традиционный экзамен – вопрос спорный, считает проректор по научной работе, международным и общественным связям ВГГУ Наталья Юдина.
– Уже в течение целого десятилетия над этой проблемой задумываются и теоретики, и практики, и представители вузов, и учителя средних школ, и, конечно, ученики и их родители. Безусловно, любое новое дело имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В техническом плане проведение экзамена в форме ЕГЭ для вуза, в принципе, вполне приемлемо. Большинство преподавателей могут рассчитывать на полноценный летний отпуск. Но, с другой стороны, прием в вуз по результатам ЕГЭ – это большая проблема. Мы не видим абитуриента, не имеем возможности оценить его способности на вступительном экзамене, не можем отдать предпочтение личности, профессионально ориентированной на получение той или иной конкретной специальности. Например, как проверить его "пригодность" к поступлению на факультет иностранных языков, если мы не слышим, как говорит абитуриент и какое у него произношение? – справедливо замечает Наталья Юдина.
Вуз вправе назначить дополнительные экзамены по специальностям творческой и профессиональной направленности, требующим наличия творческих или физических качеств поступающих. В ВГГУ пройти дополнительные испытания придется желающим оказаться в числе студентов факультета искусств и художественного образования и факультета физической культуры. Для остальных во многом показательны будут полученные по профильным предметам баллы. Но и здесь не все так просто. Минимальное количество баллов по профилю устанавливает Федеральное агентство по образованию РФ. Ученый совет вуза может повысить этот показатель для востребованных специальностей. Но как бы понижать не пришлось:
– Все будет зависеть от того, как будет складываться ситуация на момент зачисления, – говорит Наталья Юдина. – В связи с тем, что мы находимся в демографической яме, существует опасность, что количество свободных мест будет превышать количество претендующих на них абитуриентов или количество человек, подавших на момент зачисления подлинник аттестата. Если вуз будет испытывать нехватку абитуриентов, то он будет вынужден эту шкалу понизить по согласованию с Федеральным агентством по образованию РФ.
Много разговоров ведется сегодня о том, как отразится проведение экзамена в форме ЕГЭ на качественном уровне абитуриентов. И здесь тоже сложно ответить однозначно.
– Думаю, что, по большому счету, форма проведения вступительного экзамена вряд ли может повлиять на качество подготовки абитуриентов. Качество закладывается в течение одиннадцати лет обучения в школе. И, как это ни грустно, нам все чаще приходится говорить о том, что образовательный уровень сегодняшних абитуриентов значительно ниже, чем у предыдущих поколений выпускников. И, наверное, дело здесь не только и не столько в качестве подготовки учеников в школе. Проблема, очевидно, в другом: в современной ценностной парадигме нынешней молодежи и всего общества в целом. С другой стороны, уже с начальных классов учителя нацелены на то, в какой форме их ученики будут сдавать выпускные и вступительные экзамены, поэтому во многих случаях изначально сориентированы на тестирование. На мой взгляд, тесты можно и нужно использовать в качестве одной из возможных форм проверки остаточных знаний. Но они не могут быть единственно возможной формой сдачи выпускного и одновременно вступительного экзамена. Уверена в том, что мы должны предложить современному молодому человеку право выбора. Только тогда можно будет говорить об объективной оценке полученных знаний, – говорит Наталья Юдина.
К сожалению, нынешним выпускникам право выбора предоставлено не было. Школы настроены пессимистично. ЕГЭ привнес в жизнь учеников и родителей неразбериху, лишил стимула хорошо учиться и отнял льготы у медалистов и победителей ряда олимпиад. Директор школы № 36 города Владимира Елена Кувшинова уверена: нынешние выпускники поставлены в жесткие рамки. Отмена перевода баллов в оценки, безусловно, поможет объективно выстроить рейтинг учащихся при поступлении в вузы. Но это только один из плюсов ЕГЭ, минусов, по мнению Елены Кувшиновой, куда больше.
– Получается, что итоговая аттестация в школе теряет всякий смысл, – говорит она. – Годовые оценки ни на что не влияют. У детей пропадает стимул повышать уровень своих знаний, получать высокие отметки, окончить школу с хорошим аттестатом. Учащимся достаточно выбрать только те предметы, которые необходимы им для поступления, а остальные можно не учить: худо-бедно среднеарифметическое по годовыми отметкам за 10-11-й класс все равно в аттестат выставят – считают школьники. Ученики также знают, что если они не сдадут ЕГЭ по отдельным предметам (кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике), то им даже пересдавать его не придется. В сертификате ЕГЭ пропишут результаты только тех экзаменов, по которым ученик набрал количество баллов не ниже установленного минимума. Раньше все дети старались подтянуться к 11-му классу, подойти к итоговой аттестации с хорошими знаниями, как следует подготовиться к экзаменам. Сейчас этого нет.
К минусам проведения экзамена в форме ЕГЭ Елена Кувшинова относит сложность заполнения экзаменационных бланков, ограничение отведенного на сдачу времени экзамена, отмену ряда льгот при поступлении в вузы.

Юлия ДЕНИСОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике