Строительный комплекс области должен регулировать себя сам

Как бы ни хотелось участникам строительного рынка нашего региона проигнорировать новации президента и правительства, прошлого уже не вернуть. Правовое поле в сфере строительства изменилось настолько, что без своевременного...

Как бы ни хотелось участникам строительного рынка нашего региона проигнорировать новации президента и правительства, прошлого уже не вернуть. Правовое поле в сфере строительства изменилось настолько, что без своевременного создания профессиональных саморегулируемых организаций Владимирская область рискует остаться без финансовой поддержки федерального центра по ряду целевых отраслевых программ, а муниципалитеты не смогут провести даже торги. Генеральный директор объединения "Союз строителей Владимирской области" Борис Генералов дал "Призыву" необходимые пояснения.

– Борис Васильевич, расскажите, пожалуйста, какие важные события произошли в последнее время в объединении "Союз строителей Владимирской области"?
– В объединении "Союз строителей Владимирской области" ведется планомерная работа по выполнению требований Федеральных законов №148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ:" и №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", а также ряда внутренних документов, появившихся за это время. Из трех некоммерческих партнерств, объединивших индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся выполнением инженерных изысканий, осуществлением архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, два уже получили статус юридических лиц, а одно находится в стадии регистрации.
Сейчас мы вносим необходимые коррективы в наши документы. В частности, объединение проектировщиков провело внеочередное общее собрание, чтобы привести свой устав в соответствие с последними федеральными нормативными актами. В данный момент эти изменения находятся на стадии регистрации.
Мы очень внимательно просматриваем перечень требований, которые предъявляются к членам саморегулируемых объединений. Они оказались достаточно сложными по сравнению с требованиями к членам некоммерческих партнерств, статус которых профессиональные объединения получали в начале процесса реорганизации. Проводим анализ имеющейся нормативной базы, запрашиваем отсутствующие сведения. Корректируются и внутренние документы "Союза строителей Владимирской области".
Недавно органу надзора за саморегулируемыми организациями – Ростехнадзору – были представлены документы 7 строительных предприятий. Три из них получили право быть членами объединения, остальным документы возвращены на доработку. Здесь стоит отметить, что и сам Ростехнадзор пока не располагает достаточным опытом и методическими наработками в области саморегулирования:
– В связи с этим возникает вопрос, подготовит ли "Союз строителей Владимирской области" собственные рекомендации для потенциальных членов саморегулируемых организаций?
– Да, мы готовим разработки для тех организаций, которые изъявят желание вступить в наше сообщество, чтобы их пакеты документов были изначально наиболее полны и содержали наименьшее количество недочетов. В этой системе взаимоотношений нет ничего необычного: центры лицензирования нарабатывали такой опыт в течение 15 лет. Нам предстоит это сделать в кратчайшие сроки.
– Закон о саморегулируемых организациях предписывает вам создать систему коллективного страхования и сформировать компенсационный фонд для обеспечения имущественной ответственности членов партнерства перед потребителями произведенных ими работ. Определился ли Союз строителей с аккредитованными страховыми компаниями?
– У нас аккредитовано уже более 10 страховых компаний: мы стараемся избежать монополии в этом вопросе. На днях аккредитовались еще три. Члены советов созданных объединений строителей и проектировщиков подходят к отбору страховщиков очень серьезно. Если раньше вопрос страхования носил отвлеченный характер, то теперь без этого невозможно вести профессиональную деятельность.
Так, совсем недавно одна из наших проектных организаций, участвовавшая в конкурсе на проведение работ в Псковской области, выиграла его благодаря наличию одного из обязательных условий – договора страхования гражданской ответственности. Кстати, второе альтернативное условие – внесение 600-тысячного залога – для этой организации было практически невыполнимо.
Что касается формирования компенсационного фонда в условиях кризиса, когда организации испытывают финансовые сложности, то мы ищем общие пути решения этой проблемы. Буквально на днях мы провели переговоры с выбранной нами управляющей компанией "Ингосстрах-инвестиции". Эта крупная московская организация с владимирским представительством предложила комплексное решение нашей проблемы. Во-первых, страхование гражданской ответственности членов объединения, во-вторых, управление их компенсационными фондами, в-третьих, возможность кредитования организаций для внесения взносов в эти фонды. Мы, в свою очередь, предложили страховому холдингу через ПИФы выступить инвесторами региональных объектов строительства, и эта идея нашла поддержку у его руководства. Такое сотрудничество очень полезно и взаимовыгодно.
– Многие недоумевают, что изменится на строительном рынке в связи с созданием саморегулируемых организаций? Зачем они нужны?
– Знаете, ради выяснения мотивации мы сами задаем аналогичные вопросы вновь вступающим в наше объединение членам. Недавно производственная организация, в составе которой находится проектная группа, изъявила желание стать нашим партнером. Когда мы разъяснили все условия членства, директор предприятия попросил тайм-аут для размышлений, сказав, что в данной ситуации дешевле и проще непрофильное подразделение закрыть, а в дальнейшем пользоваться услугами проектных организаций. Думаю, что введение саморегулирования как раз и приведет к усилению специализации строительного рынка и повышению качества предоставляемых на нем услуг.
Вот несколько характерных для нынешнего состояния рынка строительных услуг цифр. По данным лицензирующих органов, в нашем регионе выдано около 2500 лицензий, из них 2200 – строительным, 200 – проектным организациям. При образовании саморегулируемых структур количество "подснежников" значительно уменьшилось: сегодня о своем присутствии на рынке заявили всего около 70 проектных и около 500 строительных организаций. Полностью выполнили пока требования законодателей, предъявляемые к членам саморегулируемой организации, 10% от общего числа строительных и 15% от общего числа проектных компаний.
Еще одна важная ремарка: с 1 января 2010 года органы местного самоуправления не смогут провести торги на размещение муниципальных заказов, поскольку в них разрешено принимать участие только организациям – членам саморегулируемых организаций, имеющим допуск к видам работ по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, ситуация на рынке строительных услуг меняется кардинально, и нужно быть к этому готовыми.
– Может быть, как считают ваши оппоненты, все же следовало бы оставить на переходный период систему лицензирования?
– Отвечая на ваш вопрос о сохранении системы лицензирования, могу развеять надежды тех, кто ратует за это. Государственная Дума вносит уточнения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и, таким образом, расставит все точки над i.
Если обратиться к истории вопроса, то сложилось не совсем правильное понимание роли лицензирующих органов, присвоивших себе государственные функции Росстроя в то время, как они должны были вести всего лишь научно-методическую и консультационную деятельность. Но, к сожалению, не все строители разбираются в тонкостях законодательства и превышении должностных полномочий. С 1 января 2009 года лицензирование отменили, но лицензирующие органы продолжали принимать документы "на продление". Теперь законодатели вынуждены были указать, что никакое "продление" невозможно.
Позиция "Союза строителей Владимирской области" в отношении этих органов всегда была четкой и определенной. Мы говорили, что если Федеральный лицензионный центр изменит свою точку зрения и согласится помогать нам в переходный период, то он станет частью Национального объединения саморегулируемых организаций и территориальных союзов, выполняя те же самые функции, и благодаря этому сохранит нематериальные активы и интеллектуальный потенциал.
Мы предлагали логичный и компромиссный выход из сложной ситуации, но эти органы начали "бороться". В условиях конфронтации никаких соглашений выработать невозможно. Сейчас в лицензирующих органах идет процесс сокращения кадров.
– Каков оптимальный срок создания региональных саморегулируемых структур?
– В июне 2009 года мы должны выполнить все требования законодательства к некоммерческим организациям. Далее не позднее 30 октября 2009 года необходимо начать работу по замене лицензий на свидетельства о допуске. Учитывая ответственность СРО за своих членов, потребуется время для проверки организации, подавшей заявление о вступлении и получении свидетельства о допуске. Хочу обратить внимание, что после приобретения нами статуса саморегулирумой организации в некоммерческом партнерстве изменятся условия приема. Организация, подавшая заявление, должна в течение трех суток по требованию закона осуществить взнос в компенсационный фонд, провести страхование и оплатить вступительный взнос.

Ольга РОМАНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике