Права стоматологов и интересы пациентов нуждаются в защите

Ассоциация стоматологов Владимирской области создана в 1996 году и вошла в стоматологическую ассоциацию России. Это одна из самых крупных ассоциаций России. В нашем регионе она объединяет 996 человек....

Ассоциация стоматологов Владимирской области создана в 1996 году и вошла в стоматологическую ассоциацию России. Это одна из самых крупных ассоциаций России.
В нашем регионе она объединяет 996 человек. Действительно ли назрело создание подобного объединения и облегчило ли это жизнь специалистов стоматологического профиля и их пациентов, рассказал президент ассоциации, заведующий ортопедическим отделением областной стоматологической поликлиники Николай Зайцев.

– Ассоциация стоматологов. Это значит, что в нее могут вступить лишь врачи-стоматологи?
– Нет, конечно. Она объединяет и стоматологов, и зубных врачей, а также зубных техников и медсестер. Просто в свое время мы планировали организовать ассоциацию конкретно для стоматологов и зубных врачей. А потом поняли – правовая и профессиональная защита и помощь, и, что особенно важно, учеба требуются также и зубным техникам, и медсестрам. Ассоциация объединяет всех специалистов стоматологического профиля, просто название не стали менять.
Я буду говорить о специалистах ортопедической стоматологии – всего у нас в области, в государственных учреждениях, 96 врачей, из них 40 являются врачами-стоматологами, 46 – зубными врачами. Причем из года в год количество стоматологов уменьшается. Хотя по приказу министерства ортопедией могут заниматься только врачи-стоматологи, то есть врачи с высшим образованием. Это правильно, но ведь их не хватает.
– Если говорить о помощи, которую оказывает ассоциация своим членам, в чем конкретно она выражается?
– Одной из задач ассоциации является участие в защите юридических прав специалистов стоматологического профиля. Сейчас в юриспруденции даже образовалось специальное направление, которое стоит на защите прав пациентов. А пациенты, между тем, очень часто на этом зарабатывают большие деньги. Нам приходилось разбирать такие случаи. Например, в прошлом году их было четыре. Тогда жалобы на врачей были частично обоснованны. В позапрошлом году было несколько жалоб, в основном на частнопрактикующих врачей, бывает, жалуются и на врачей из государственных стоматологических поликлиник. Мы выезжаем на место, разбираем жалобу, стараемся решить проблему до судебного разбирательства. Два раза все-таки пришлось участвовать в судах. Жалобы были необоснованные. Первый суд мы выиграли в пользу врача, а во втором случае решили все в предварительном порядке. Врач исправил свою ошибку, и пациент не стал повторно подавать жалобу в суд.
Нужно сказать: мы защищаем права не только врачей, но и пациентов. Когда пациенты обращаются с жалобами на качество оказания стоматологической помощи и если жалоба обоснованная, мы врача не защищаем.
– Что нужно делать, чтобы застраховаться от подобных разбирательств?
– Самое главное, оказать стоматологическую помощь и правильно заполнить медицинскую документацию. Если врач вел себя корректно и предупредил пациента о возможных осложнениях, тогда предъявить ему претензии будет очень сложно.
Бывают, конечно, грубые нарушения. Например, в Муроме в позапрошлом году был случай, когда больной запломбировали зуб в частном кабинете. Спустя время она обратилась повторно к этому же врачу. Пломбу удалили, положили мышьяк, и в течение двух месяцев ее лечили. Долечили до того, что у нее развился остеомиелит верхней челюсти. Пришлось срочно оперировать. Причем больная утверждала, что она обращалась именно в этот кабинет, а врач утверждал, что он ее не лечил. Документов не было. Но все-таки провели разбирательство и признали, что была ошибка врача – он наложил мышьяк неправильно.
– Вы защищаете только членов ассоциаци или всех ваших коллег?
– Мы оказываем поддержку только членам ассоциации. Буквально на днях ко мне обратились из Радужного врач и пациент. Больной предъявляет претензии к врачу – по его мнению, качество оказания стоматологической помощи было невысоким. Врач этот факт отрицает, в результате – конфликт. Пациентка требует, чтобы врач продолжал лечение, он отказывается. Просят меня оказать помощь. Но я говорю: "Извините, вы не член ассоциации, ничем не могу помочь". Ведь это непросто – нужно найти юриста, нужно время.
– Это же касается и учебы?
– Несомненно. Ассоциация способствует обеспечению повышения профессиональной деятельности, эффективности лечебных учреждений. Мы с участием преподавателей и ассистентов Нижегородской медицинской академии систематически проводим курсы усовершенствования врачей, техников, медсестер стоматологического профиля. Сейчас у нас, например, проводится цикл по терапевтической стоматологии, цикл для медсестер, осенью будет проводиться учеба для врачей-ортопедов и зубных техников. Для членов ассоциации мы проводим выездные обучающие циклы. Они проводятся на базе областной стоматологической поликлиники. В наше время это особенно актуально – не надо никуда ехать. Систематически мы участвуем в подготовке конференций – причем не только в областном масштабе, но и на российском уровне.
– Ассоциация принимает участие в процессе лицензирования учреждений стоматологического профиля?
– Раньше у нас лицензирование проводилось на уровне областного департамента здравоохранения. Потом, с конца 1990-х годов до 2005 года, лицензирование стало проводиться в Москве. Представьте себе – из всех регионов главные врачи ехали в Москву. Потом поняли, что это нецелесообразно. Едет человек, допустим, из Пензы, с Дальнего Востока. А если у него документы неправильно оформлены? Что ж ему, несколько раз туда-сюда ездить? Поэтому вернули все на места. Сейчас у нас лицензированием занимаются департамент здравоохранения и Рос-здравнадзор.
Ассоциация в этом процессе участвует таким образом: мы выезжаем на место и даем свое заключение на предмет готовности кабинета и соответствия его требованиям. В лицензионной комиссии присутствует главный стоматолог области, в случае жалоб он нас привлекает.
– Где все-таки стоматологическая помощь оказывается качественней – в государственных учреждениях или частных кабинетах?
– На госучреждения жалоб меньше, чем на частные кабинеты, потому что здесь врачи работают под постоянным контролем. И потому, если им что-то непонятно, они обращаются к более квалифицированным специалистам, которые работают рядом. Врачам, работающим в кабинетах, не к кому обратиться – они варятся в собственном соку.
Если на прием в частный кабинет идут три-четыре человека, к ним и внимания больше. Пациент платит значительные деньги и требует к себе большего внимания и лучшего качества оказываемой помощи. Хотя, если говорить о подготовке врачей, то она одинакова что в частном, что в государственном медицинском учреждении.
В частном же кабинете врач может трех человек принять в смену и получить денег в разы больше, чем мы. В государственном кабинете это сложнее сделать, потому что существует план. Здесь врач получает зарплату в зависимости от того, сколько человек он примет, на какую сумму он сдаст работы.
– А что у вас с зарплатами?
– В разных территориях система начисления зарплаты своя. Например, в Ленинградской области, в Санкт-Петербурге, в Москве врачи получают зарплату от сданной суммы без ограничения. Раньше, в 1980-х годах, если врач выполнял план на 100%, он получал свой оклад. Если он выполнял работ больше плана, то получал процент от сделанной суммы. Например, врач получал зарплату 120 рублей при сдаче финансового плана 300 рублей, что составляло 37% от сданной суммы. Сейчас он получает от 7 до 10% от сданной суммы.
Мы предлагаем вернуть старую систему начисления зарплаты. Ну, может быть, не совсем старую, просто немного усовершенствованную. Если разрешить отчислять в фонд заработной платы до 65% от дохода, это решило бы проблему. Такое решение было принято на местном уровне в Коврове, Муроме и Александрове. Наша поликлиника подчиняется области, поэтому у нас пока все остается по-старому.
С сентября 2008 года увеличились отчисления на зарплату работникам здравоохранения, это, несомненно, способствует повышению качества оказания медицинских услуг. Однако стоматологическая ортопедическая помощь осталась "за бортом", ей не даются никакие дотации. Та зарплата, которая сейчас начисляется врачам стоматологам-ортопедам и сотрудникам ортопедических отделений, не способствует повышению качества и удержанию кадров в стоматологических учреждениях. Мы надеемся, что этой проблеме будет уделено должное внимание.

Ирина ДУБИНЕВИЧ
Фото А. Николаева
Рано или поздно мы сталкиваемся с проблемой выбора зубного врача. Семейная стоматология поможет сохранить зубы крепкими и здоровыми.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике