Кадастр недвижимости создан для удобства собственника

1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", принятый еще в июле 2007 года. Суть закона в том, что он должен упростить процедуру...

1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", принятый еще в июле 2007 года. Суть закона в том, что он должен упростить процедуру оформления прав на недвижимость, как на единый объект, включающий в себя не только строения, но и землю.

Объединение будет производиться постепенно, а завершение создания государственного кадастра недвижимости планируется к концу 2011 года. Какие изменения произошли во Владимирской области с момента вступления в силу закона, рассказал руководитель областного управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости, государственный советник РФ 3 класса, главный государственный инспектор по использованию и охране земель, заслуженный землеустроитель России Владимир Будников.
– Получается, что существовавший ранее закон "О государственном земельном кадастре" был несовершенен? Какие изменения происходят сейчас?
– Самое главное изменение – именно в объединении систем учета сведений о земле и недвижимости. Все неудобство ранее существовавшей системы в том, что с 1991 года учет вели два ведомства: федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и бюро технической инвентаризации. Вести учет получалось не всегда удачно. Многие участки, а уж тем более строения и здания, так и не были внесены в кадастр. А между тем на кадастровом учете в нашей области состоят семь с небольшим тысяч земельных участков.
Раньше собственники и претенденты на собственность тратили уйму времени на сбор всевозможных справок и немалые очереди, часто они вообще получали отказ в регистрации. Благодаря новому реестру в ближайшие годы должны сократиться количество и время судебных споров правообладателей земли и зданий.
– То есть БТИ теперь не будет?
– Сегодня БТИ пока существуют и на переходный период – до 1 января 2010 года – будут осуществлять государственный учет объектов капитального строительства. Затем описанием объектов недвижимости, их идентификацией и привязкой к местности будет ведать только орган кадастрового учета. Процедура оформления прав на недвижимость, как на единый объект, включающий в себя и землю, должна существенно упроститься. При образовании или прекращении существования участка или здания, а также при изменении его характеристик (местоположения, кадастровой стоимости, категории земель, вида разрешенного использования, площади строения, количества комнат) сведения будут вноситься в один кадастр. В результате включения в государственный кадастр каждый объект недвижимости получает уникальный учетный номер.
Сами БТИ, скорее всего, уйдут "в свободное плавание". Может быть, они перейдут на рынок услуг, связанных уже не с учетом, а с фиксацией объектов недвижимости. Кстати, у нас два БТИ – федеральное и областное. Каждое имеет свою разветвленную сеть филиалов.
– В законе идет речь о кадастровом паспорте. Что это такое?
– По новому закону на объект недвижимости и на земельный участок теперь выдаются кадастровые паспорта. Это выписка, содержащая все сведения, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимость. Размер пошлины пока остается прежним: для частных лиц – 100 рублей за земельный участок и 500 рублей – за объект недвижимости.
Межевой план (при постановке на учет или изменении уникальных характеристик земельного участка), технический план здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, а также акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии его с учета), теперь будут выполнять не техники БТИ или землемеры, как это было раньше, а универсальные аттестованные кадастровые инженеры.
– У нас в области уже есть такие специалисты?
– Пока института кадастровых инженеров не существует. Это абсолютно новые специалисты, которые будут заниматься и землеустроительными работами, и технической инвентаризацией зданий и сооружений. Однако ведь до 1 марта 2008 года мы же как-то существовали. В нашем регионе около 90 землеустроительных организаций. Причем есть большие организации, имеющие большое количество сотрудников, так и маленькие – с двумя-тремя специалистами, есть индивидуальные предприниматели. Все те, кто имел право выполнять землеустроительные работы, сегодня считаются кадастровыми инженерами. Это на то время, пока не будет создана соответствующая структура. В дальнейшем, чтобы стать кадастровым инженером, нужно будет сдать соответствующий квалификационный экзамен и получить свидетельство.
Кадастровые инженеры будут работать в качестве индивидуальных предпринимателей или как сотрудники юридического лица, предоставляя клиентам услуги по договору подряда. Согласно этому документу кадастровый инженер обязуется осуществить деятельность по заданию заказчика и передать ему бумаги, подготовленные в результате выполнения этих работ, а заказчик обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные работы.
– Вырастут ли цены на землеустроительные работы?
– В области существует закон, установивший предельный максимальный размер стоимости работ, но это относится только к территориальному землеустройству, проще говоря, к межеванию. Он определил предельные размеры для случаев, связанных с использованием земельных участков для индивидуального жилищного строительства, подсобного хозяйства, для садоводств – то есть для небольших площадей. Предельная стоимость работ – 4 тысячи рублей. Если заказ сразу на несколько участков, то, соответственно, идет удешевление. По всем остальным позициям особых изменений нет. Вообще, кадастр – на сегодняшний день система бесплатная. Мы даже не берем плату при подаче заявлений, за копирование, документирование. Однако очень часто люди не хотят стоять в очередях, тогда они нанимают специалистов других организаций за отдельную плату. Это нам очень не нравится. Получается, что люди платят, а виноватыми оказываемся мы – орган, который ведет кадастровый учет.
– Кому же, в конечном итоге, более выгоден новый закон – кадастровому органу или человеку?
– Человеку, конечно. Если говорить о сроках, он законом установлен – для подачи запроса в кадастр и получения информации требуется 10 рабочих дней. Раньше был месяц. Для постановки на кадастровый учет и выдачи кадастрового паспорта закон определяет 20 рабочих дней.
Процедура подачи документов также значительно упростилась. Для получения кадастрового номера следует обратиться в орган кадастрового учета. Причем заявитель может прийти в учреждение сам, отправить заявление и документы по почте (с описью вложения и с уведомлением о вручении) или с помощью средств электронной связи (в этом случае заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или его представителя).
– А что будет с теми документами, которые были выданы до вступления в силу закона?
– Ближайшие два года официально определены законом как переходный период. Переход будет происходить постепенно, завершить создание государственного кадастра недвижимости планируется в конце 2011 года. Положение закона о создании единой федеральной информационной системы, в которую войдут кадастр недвижимости и единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях, начнет действовать только с 1 января 2012 года. В любом случае не стоит волноваться тем, у кого сейчас с документами все в порядке: все выданные до принятия закона документы, описывающие объекты недвижимости для регистрации, имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Ирина ДУБИНЕВИЧ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике