“Красные линии” градостроительного регулирования

Похоже, мы вот-вот пересядем с автомобилей на вертолеты - передвигаться по дорогам становится все сложнее

Похоже, мы вот-вот пересядем с автомобилей на вертолеты – передвигаться по дорогам становится все сложнее

Невероятно, но факт: кризис может создать условия для грамотного территориального планирования. В спокойной обстановке, без давления инвесторов можно применить все нужные методики и подготовить не только те документы, которые необходимы муниципалитету для продажи земли, но и основополагающие для этого документы – схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы городских округов и поселений.

Наконец появилась возможность рассчитать потенциал территории с экономической, экологической и градостроительной точек зрения, чтобы создать для человека удобную среду проживания.
Как эти выгодные условия используют в нашем регионе – разговор со специалистами Государственного унитарного предприятия "Областное проектно-изыскательское архитек-турно-планировочное бюро" (ГУП "ОПИАПБ"). Бюро занимается градостроительным проектированием, территориальным планированием и разработкой стратегии развития муниципальных образований, то есть решением задач, стоящих на порядок выше, чем при объектовом проектировании.
– В отделе территориального планирования нашей организации, – рассказывает Наталья Богатырева, директор ГУП "ОПИАПБ", – работают девять архитекторов. Мы плотно сотрудничаем с "Владимиравтодорпроектом", экономистами РАГС. Территориальным планированием мы занимаемся три года. За это время основательно отработана методика разработки документов территориального планирования муниципальных образований.

Татьяна Убоженко, руководитель отдела разработки нормативной документации, поясняет:
– Подготовка схемы территориального планирования муниципального района или генплана городского округа, городского, сельского поселения в соответствии с Градостроительным кодексом должна осуществляться с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования. Для Владимирской области данный документ был разработан три года назад, причем одним из первых в России, и был утвержден постановлением губернатора Владимирской области. Нормативы, кроме их прямого назначения, стали настольной книгой и при решении самых разных проблем, в том числе при удовлетворении судебных исков. Таким образом, благодаря перспективной политике департамента строительства и архитектуры областной администрации, финансированию этой работы за счет средств областного бюджета Владимирская область стала пионером в создании региональных нормативов градостроительного проектирования и на их основе документов территориального планирования.
Став победителями тендерных торгов, мы получили заказы и подготовили нормативы более чем для двадцати регионов России: Ростовской, Смоленской, Ярославской, Калужской, Омской, Курганской областей, Краснодарского края, республик Башкирия, Чувашия, Мордовия, Саха (Якутия), Карелия, муниципальных образований Ямало-Ненецкого АО и др.
На очереди – Ленинградская область. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге есть свои солидные градостроительные институты, тендер на эту работу выиграли мы, так как был учтен наш опыт и качество разработанных нормативов.
В части разработки нормативов возникла одна проблема. В конкурсах стали принимать участие недобросовестные организации (различные ООО), которые, не обеспечивая должное качество работ, заявляют более низкую себестоимость их выполнения для победы в конкурсах, а работы выполняют на основе разработанных нами нормативов, не адаптируя их к особенностям региона.
– Мы же, – подчеркивает Наталья Богатырева, – Государственное унитарное предприятие, исправно отчисляем НДС, налог на прибыль, начисления на фонд зарплаты и другие обязательные платежи. Оставшиеся средства вкладываем в развитие: совершенствуем программы и обновляем оборудование, поэтому не можем необоснованно уменьшать стоимость разработки.
В результате уже не один регион России столкнулся с такими "исполнителями". Сейчас, например, к нам обратились из Пскова с просьбой помочь в сложившейся ситуации. С такими же проблемами столкнулись Ульяновская область и Удмуртская республика.
На сегодняшний день мы хотели бы разрабатывать и местные нормативы градостроительного проектирования для муниципальных образований нашей области. У нас есть наработки нормативов градостроительного проектирования, в частности, по проектированию исторических зон и центров. Но в связи с экономическим кризисом бюджетные ассигнования на разработку нормативных документов не входят в перечень первоочередного финансирования. Надеемся, что через некоторое время ситуация изменится к лучшему.
Не покидает архи-текторов-проектиров-щиков тревога по поводу схемы областного территориального планирования. Для эффективной работы над проблемой необходимо коллегиальное участие всех заинтересованных сторон. Местное территориальное планирование должно учитывать и то, что наша область входит в "коридор" "Париж – Москва – Пекин". Всемирное территориальное планирование, в свою очередь, контролирует развитие этого коридора на будущие десятилетия.
В отличие от Ивановской и Костромской областей, нам крупно повезло. Какие объекты мы будем размещать в этом коридоре, какие инвестиции привлекать – об этом необходимо думать сейчас. Если сегодня проспим, то потом придется все делать наспех и кое-как, с ошибками и недочетами.
Кроме этого, стык областей: Московской, Владимирской, Рязанской, Ивановской и Нижегородской тоже предполагает приведение взаимных интересов к общему экономическому развитию в системе ЦФО.
– Исходя из опыта работы с другими областями, – замечает Наталья Анатольевна, – мы знаем, что зачастую бюджетное планирование идет вразрез с территориальным и градостроительным. Мы должны учиться на ошибках других регионов.

Владимир Торопов, почетный архитектор России, дипломант международного
и республиканских конкурсов, сравнивает положение дел у нас
и за рубежом:
– В других странах вопросами изучения экономических и потребительских свойств территории занимаются с 1936 года. У нас – с 1993 года о территориальном планировании забыли. Вернулись к комплексному проектированию только с введением в действие нового Градостроительного кодекса. Самой методики для муниципальных образований не было. Методическое проектирование развития территорий сформировалось совсем недавно. Отсюда проблема – неготовность и некомпетентность специалистов на местах.
Зачастую муниципальные образования даже не знают, чем они владеют. Должна быть организована учеба для местных чиновников, – уверен Владимир Борисович. – К примеру: в областной и Владимирской службах ГИБДД нет даже расчетного норматива на количество автотранспорта – ни на сегодня, ни на завтра и послезавтра! Более того, у "Факела", там, где заложена транспортная развязка, земли продаются без наложения ограничений. Для того, чтобы потом выкупить за местный бюджет?
Нередки случаи, когда возводятся сооружения там, где нужнее всего была бы дорожная развязка. Должна быть совершенно четкая и ясная маршрутизация, чтобы транспорту было удобно и безопасно маневрировать, а уровень загазованности магистралей при этом уменьшился бы. Это проблемы экологии мышления, которое должно руководствоваться законом и здравым смыслом. На это направлена работа по созданию необходимой документации для эффективного развития муниципальных образований.
В своей методологии мы развиваем действующие инструкции, исходя от конкретной территории. В каждом муниципальном образовании района выделяем структуру приоритетов, выясняем систему развития населенного пункта, уточняем зоны действия сервитутов на земельные участки, разделение прав между областью и муниципальным образованием, а также частными владельцами. Учитываем взаимные интересы всех сторон, разрабатываем стратегию развития землепользования. Кстати, с 1 января 2010 года на территории РФ при любой форме собственности все действия с земельными участками должны будут производиться только в соответствии с правилами землепользования.
В структуре нашего предприятия данным вопросом занимается отдел территориального планирования и градостроительного зонирования, который возглавляет Оксана Убоженко:
– В функции нашего отдела входит разработка Правил землепользования и застройки, а также документации по описанию границ населенных пунктов, проектированию и установлению красных линий, обязательных для соблюдения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городских округов и поселений.
В связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации 1 января 2010 года не могут предоставляться земельные участки для строительства, впервые выделенные и сформированные из состава государственных или муниципальных земель, в случае отсутствия Правил землепользования и застройки.
Правила – это норма-тивно-правовой акт, согласно которому градостроительные регламенты содержатся не в различных документах объемной градостроительной документации, а в едином, индивидуальном для отдельного муниципального образования документе, с учетом особенностей его расположения и развития. Это и диктует необходимость активизации деятельности органов местного самоуправления по подготовке, принятию и применению Правил.
Как это выглядит на практике, рассказывает главный архитектор проектов Людмила Мищенко:
– Сейчас мы работаем по реализации генерального плана Александрова, делаем опорный план и план красных линий. Большую помощь нам оказывают глава ОМСУ и главный архитектор города. Предполагается расширение границ города и строительство транспортных выходов за пределы города с учетом новых автомобильных потоков и уровня автомобилизации.
Транспортная составляющая при территориальном планировании очень важна.
От развития транспорта в любом населенном пункте зависит система жизнеобеспечения территории по всем ее составляющим: экономике, экологии, систем безопасности, инженерной инфраструктуры.
Кроме того, в настоящее время совместно с "Автодорпроектом" разрабатывается створ автодороги северного обхода г. Александрова.
Третий год проектно-изыскательское архитек-турно-проектировочное бюро совместно с департаментом строительства и архитектуры Владимирской области проводит научно-практические конференции по территориальному планированию и проектированию. Событие настолько значимое, что в 2008 году даже Би-Би-Си сообщило о нем. Звонят десятки зарубежных коллег, интересуясь работой конференции, ее тематикой. Очередная конференция состоится 18-19 марта и будет посвящена обсуждению самых актуальных вопросов по системе территориального планирования, в том числе правилам землепользования и застройки. Будут приглашены ведущие архитекторы страны, которые разрабатывают документы градостроительного регулирования. К сожалению, в прошлом году больше половины архитекторов-чиновников нашей области не смогли приехать по банальной причине – как раз в это время у них проходила учеба по ГО и ЧС. Хочется, чтобы в этом году ситуация изменилась к лучшему и ничто не помешало владимирским специалистам принять участие в столь важном форуме, где встречаются ученые и специалисты-практики.

Государственное Унитарное предприятие Владимирской области "Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро" (ГУП "ОПИАПБ").
Юридический и почтовый адрес: 600017, а/я 59, г. Владимир, ул. Луначарского, д.3.
Т/ф: 35-35-43. e-mail: okkiss@vtsnet.ru

Елена КАШКИНА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике